Библиографическое описание:

Алимов А. Т., Хаджиев К. Б., Алимов А. А. Применение метода единичных случаев в лабораторном обучении // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 506-507.

Методические концепции, которые особенно хорошо подходят для инициирования и поддержки критического рассмотрения учебных, рабочих и формообразующих заданий (УРФЗ) — это, например, метод единичных случаев.

Используя метод единичных случаев, УРФЗ обсуждаются в учебном и обучающем процессе соответственно как «случай». Суть метода единичных случаев заключается в том, чтобы в ходе учебного занятия «проектировать» проблемные ситуации (случаи), близкие к производственным условиям, анализировать эти ситуации, разрабатывать варианты решения для разрешения проблемы, выбирать оптимальные варианты и обосновывать их. Метод единичных случаев относится к рабочему месту, при необходимости к отдельному рабочему заданию или к ситуации сбоя, обусловленной технологией или действием. Это означает, что в процессе решения случая условия не меняются, они остаются постоянной исходной точкой.

УРФЗ могут рассматриваться как на основе реальных рабочих заданий, так и на основе моделированных практических или теоретических рабочих заданий. Для лабораторного обучения применяются УРФЗ на основе моделированных практических рабочих заданий.

Случай должен допускать несколько вариантов решения, чтобы можно было сравнивать критерии принятия решения и предложения по разрешению проблемы и устанавливать соотношение между ними (рис. 1).

Рис. 1. Требования к «случаю»



Для метода единичных случаев подходят, прежде всего, УРФЗ на основе содержащих проблему рабочих заданий или рабочих ситуаций. На них можно опробовать выполнение комплексных, поначалу неоднозначных ситуаций. Ситуации при этом сначала нужно анализировать, то есть, необходимо прояснить условия, связанные с заданием или оценить причины и следствия соответствующих рабочих ситуаций. Затем производится разработка и сравнение различных вариантов решения проблемы. При использовании метода единичных случаев эти фазы часто разрабатываются совместно в ходе беседы в формате «преподаватель — учащийся». Преподаватель занимает руководящее положение. Затем учащиеся самостоятельно реализуют выполнение заданий (проведение) в рамках лабораторного обучения.

При помощи методического действия преподавателем должен инициировать учебные и обучающие процессы в соответствии с разработанной заранее картиной ожидания и управлять ими. Для этой цели преподаватель может использовать различные образцы действия, как например, поиск литературы, экспериментальное изучение, демонстрацию, различные социальные формы и технические средства обучения, способствующие познанию.

Методические фазы

Возможные образцы действия для применения методических фаз

НАПРАВЛЕНИЕ: Характеристика или восприятие рабочего задания

УРФЗ должны поддерживать учебный процесс, проецироваться и моделироваться в масштабе лаборатории.

Инициируется критическое рассмотрение, в ходе которого учащиеся разбирают неудовлетворительные результаты работы (неверные хроматограммы, спектрограммы с неправдоподобными данными измерений и т. д.) или информацию, которая объясняет отклонения в рабочем процессе.

Введение в конкретный единичный случай можно соответственно варьировать:

  • Беседа в формате «преподаватель — учащиеся» (описание проблематичной рабочей ситуации);

  • Демонстрация/эксперимент, в которой/в котором происходит использование неожиданной ситуации, а тем самым непосредственно «случая» и т. д.

ОРИЕНТИРОВА-НИЕ при помощи анализа ситуации единичного случая:

Выведение возможных последствий


Анализ причин/ мотивов

Для анализа ситуации единичного случая нужно оценить отклонения параметров. Для этого можно использовать различные образцы действия:

  • Поиск дополнительных параметров процесса, чтобы можно было охарактеризовать ситуацию (реально или через моделирующие программы);

  • Поиск естественнонаучных и научно-технических взаимосвязей между отклонениями и возможными последствиями или причинами;

  • (собственные материалы, спец. литература [печатные средства информации или Интернет], лабораторные каталоги, опрос экспертов);

  • Экспериментальное изучение возможных последствий отклонений и т. д.

Если проецируется авария как ситуация единичного случая, то фаза анализа варьируется, так как в этом случае первые проблематичные последствия ситуации уже наступили. Соответственно этому, отпадает надобность в выведении последствий или оно должно быть сосредоточено на дальнейшей оценке последствий.

РАЗРАБОТКА вариантов решения и оценка

  • Экспериментальное изучение или демонстрирование последствий действия (исследование нежелательных побочных эффектов);

  • Беседы с экспертами или интервью со специалистом, чтобы узнать варианты производственного решения проблемы;

  • Дискуссия и сравнение возможных планов действия.

РЕШЕНИЕ

Определение конкретного плана мероприятий

Планы действия можно конкретизировать на различных уровнях. Высказывание «в ходе газохроматографического разделения нужно постепенно увеличивать температуру в камере сгорания, чтобы в большей степени охватить сильно кипящие составные части» должно подкрепляться для новичков информацией о необходимом вмешательстве/операциях в работу анализирующего прибора или персонального компьютера.

ПРОВЕДЕНИЕ и КОНТРОЛЬ

Операция по решению проблемы осуществляется в рамках лабораторного обучения на конкретной производственной системе или на моделированной производственной системе.

Самоконтроль возможен в ходе непосредственного рабочего процесса при помощи оценки результата действия.


Метод единичных случай традиционно используется при фронтальном, стандартном методе работы, что, однако, не исключает элементов индивидуальной, парной или групповой работы в методических фазах. Это преобладание фронтальной работы объясняется учебной целью метода единичных случаев: учащихся нужно подвести к теоретически осознанному решению рабочих заданий.

Литература:

  1. SCHELLER, Ingo: Szenisches Spiel. Handbuch fur die padagogische Praxis, 1998/

Шеллер, Инго. Сценическая игра. Руководство по педагогической практике, 1998.

  1. SEIFERT, Hartmut; WEITZ, Bernd O. Handlungsorientierte Methoden und ihre Umsetzung — Technik. Bad Homburg vor der Höhe: Gehlen Verlag 1999./

Зайферт, Хартмут; Вайтц, Бернд О. Методы, ориентированные на действие и их применение — техника.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle