Библиографическое описание:

Машарипова У. А. Роль инновационных технологий в развитии речи младших школьников // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 580-582.

Данная статья рассматривает роль инновационных технологий в развитии речи учащихся, которые направлены на развитие умений учащихся младших классов доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них композиционно правильно, выстраивать высказывания, соблюдать культуру речевого поведения, демонстрировать артикуляционное, дикционное, интонационное умение, а также умения определять и использовать невербальные средства общения.

Ключевые слова: развитие речи, культура речи, совокупность умений, метод, ситуация спора.


Keywords: development speech, culture speech, collection of the skills, method, situation spore (dispute).


Язык по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное. Он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средством духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Исходя из этого назначение предмета «родный язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, помочь ему осознать себя носителем языка. Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи — хорошо развитая речь каждого человека общества. Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков. Особенно важна практическая сторона обучения языку: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, т. е. устное и письменное выражение своих мыслей, чувств.

В Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан отмечено: «… общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков…». Среди универсальных умений можно выделить умения доказывать выдвинутое предположение, убеждать оппонента, опровергать его мнение, формулировать вопросы, делать необходимые вывод, регулировать свое поведение, сообразно требования морали.

Перечисленные умения являются структурными элементами спора. Спор способствует познанию, развитию мышления, памяти, а также формированию культуры речевого общения.

С одной стороны, спор занимает значительное место в жизни ребенка, с другой — младшие школьники имеют неточные представления о споре, как речевом явлении, испытывают затруднения при формулировании определений, обладают недостаточно сформированным умением спорить конструктивно.

Под умением конструктивно спорить мы понимаем совокупность умений доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них композиционно правильно, выстраивать высказывания, соблюдать культуру речевого поведения, демонстрировать артикуляционное, дикционное, интонационное умение, а также умения определять и использовать невербальные средства общения. Система работы по развитию умения конструктивного спора строится с учетом возрастных особенностей детей, опыта и интересов младших школьников. Специфика предлагаемой системы, заключается в следующем.

Учащиеся самостоятельно определяют необходимые понятия, опираясь на свой жизненный опыт и учитывая опыт своих товарищей (групповая работа); задача учителя — подвести ученика к нужному выводу. Усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов-моделей, что объясняется преобладанием у младших школьников зрительной памяти, наглядно-образного мышления.

Последовательность работы при формировании понятия спор:

  1. каждый ученик самостоятельно изображает ситуацию спора;

  2. во время групповой работы происходит сопоставление получившихся изображений ситуаций спора. Результатом такой работы является обобщенное изображение данной ситуации;

  3. коллективное обсуждение обобщенных ситуаций спора.

Из инновационных форм работы по развитию речи учащихся предлагаю обратить внимание на возможность включения в речевой опыт школьника роли интервьюера. Жанр интервью хорошо известен, но говорить об использовании интервью в качестве приема работы в школе не принято. Между тем, включение роли интервьюера в речевую деятельность школьников очень эффективно.

Личный дневник является прекрасным упражнением в изложении мыслей, а для учителя лучшим источником знакомства с умственными запросами учащихся. Личный дневник может оказать большое влияние на развитие ученика. Во-первых, в личном дневнике можно быть предельно искренним, но ведение дневника не стоит превращать в обязательное занятие. Во-вторых, перечитывание дневника имеет почти такое же большое значение, как и запись. И, наконец, ведение личного дневника имеет определенную ценность для развития речи учащихся, так как отдельная дневниковая запись является полноценным текстом и, для того, чтобы создать ее, учащийся должен владеть умениями связной речи.

Другой путь развития речи младших школьников — обучение созданию «сказочного» текста.

При обучении созданию «сказочного» текста предлагаются следующие задания:

Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

Сказочные ситуации — для создания текстов сказочного содержания.

Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд. На уроках развития речи возможно использование комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности — рисование, речь, игру. Приведем пример нескольких методов, иллюстрирующих взаимосвязь разных видов деятельности.

Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего (игра — рисование сопровождающаяся рассказом).

Метод создания опор:

1 вариант: детям предлагается определенный набор функций персонажей, например, зачин, событие, испытание, сказочные повторы, возвращение домой, добро побеждает зло (в данном случае прием сочинения сказок выступает как способ построения внутренней структуры текста).

2 вариант: прием составления опор-иллюстраций (процесс создания диафильма).

Предлагаем еще несколько нестандартных видов работы со сказкой, которые помогут в работе над связной речью и будут легко усваиваться детьми. Именно сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства.

  1. Расскажи сказку в готовой пространственной модели.

  2. Определи название сказки по модели.

  3. Решение сказочных задач.

Среди разнообразных упражнений, направленных на развитие речи учащихся, особое место мы отводим работе с синонимами, антонимами, фразеологизмами. Делаем это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания.

Сказать о чем-то выразительно — это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи. Используя отрывки из художественных произведений Чуковского, Маршака, других авторов для того, чтобы учащиеся могли осознать роль синонимов, фразеологизмов в речи.

Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Логически чёткая доказательная речь — показатель его умственного развития. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей, национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Мы предполагаем, что активное введение в учебный процесс разнообразной методики работы по развитию речи будет способствовать формированию коммуникативных умений, развитию самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребёнка, формированию позитивного отношения к учёбе. Речь — это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, намерений, чувств. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и монолог артиста, призыв оратора, и ответ ученика в классе и научный труд.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.


Литература:

  1. Агаркова Н. Г. Обучение письму как основа речевого развития младшего школьника. -М., 2000.

  2. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., Просвещение, 2005, 6–9 с.

  3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 18–21б

  4. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Яровенко В. А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. — Воронеж, 2008.



Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle