Библиографическое описание:

Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 525-527.

Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания.

Компетенция — круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знаниями. Компетентность — обладание человеком соответствующей компетенцией (способность делать что-то хорошо или эффективно). Компетентный — способный, знающий, сведущий в определенной области.

Для меня основными формами учебного занятия, на которых формируется мировоззрение учащихся и их отношение к историческим фактам являются обзорные, тематические, проблемные лекции. [2,c.56]

Речь идет о формировании у учащихся следующих общепредметных коммуникативных компетенций:

  • вдумчивого чтения, что необходимо для успешного усвоения предметов гуманитарного цикла. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у школьников читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему;

  • устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др.;

  • письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения- интервью и т. д.;

  • групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии;

  • монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т. д.;

  • грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др.

Работе над связной речью учащихся необходимо уделять внимание, начиная с младших классов. Любой урок начинаю с объяснения слов, записанных в теме. Внимание к словам и понятиям помогает учащимся увидеть богатство русского языка, готовит их к правильному пониманию формулировок в тестовых, олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ. Для формирования интеллектуальной составляющей компетенции при проведении обзорной, тематической лекций включаю задания на повторение определений, перечисление фактов, проверяю знания хронологии событий.

Проблемная лекция активизирует работу учеников, ставит их в позицию исследователя, поэтому в названии темы выношу проблему. Например:

«Реформы Петра I — за и против»; «Выступление на Сенатской площади. Восстание или акт гражданского неповиновения?»; «Отмена крепостного права. Обретение свободы или трагедия русского народа?»

Эти лекции помогают мне строить диалог с учащимися, не навязывая своей точки зрения, приходим к общему мнению. Для формирования ценностной составляющей коммуникативной компетенции ученик должен не только усвоить материал, но его интерпретировать. [3, c.58] Поэтому уделяю внимание практическим занятиям, на которых применяю такие задания:

  • объясните значение документа;

  • составьте опорную схему.

Владея материалом, ученики учатся его применять, то есть создавать свое высказывание, использовать изученный материал в новых условиях. Например, они высказывают свои предположения о политическом развитии России в случае победы первой русской революции.

Для формирования практической составляющей коммуникативной компетенции ставлю учащихся в ситуацию, когда они сравнивают исторические факты, анализируют причины исторических событий, определяют их взаимосвязь. Например, сравнить аграрные проекты С. Ю. Витте и П. А. Столыпина и ответить на вопрос: «Почему они не получили поддержки ни у правительства, ни у оппозиционных партий, ни у широких кругов российской общественности, ни у крестьянства?»

Ученики всегда с интересом готовятся к деловым играм и результативность таких уроков выше и актуальнее. На этих занятиях ученики приобретают опыт публичных выступлений, ведения диалога, участия в дискуссиях, проявления инициативы и принятия ответственных решений. Свободный обмен мнениями, обусловленный игровыми моментами, способствует раскрытию личностных качеств, развивает коммуникабельность, менталитет.

Речевая компетентность ученика формируется:

  1. через обучение содержанию предмета;

  2. через развитие прикладных исследовательских умений;

  3. через развитие социально-коммуникативных умений;

  4. через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

1 этап

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

  1. готовность учащихся участвовать в урочном общении;

  2. отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

  3. задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

  4. комментировать вопросы и ответы;

  5. делать сообщения;

  6. рассказывать логично и последовательно.

2 этап

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

  1. простота и четкость речевого высказывания;

  2. отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;

  3. умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

  4. умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

  5. умение использовать риторические вопросы;

  6. умение вступать в контакт с партнером и собеседником;

  7. умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

  1. умение вести беседу в паре, группе;

  2. умение поддерживать беседу;

  3. умение вести конструктивный диалог, дебаты;

  4. умение построить дискуссию и вести ее;

  5. умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Таким образом, мы видим, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. [3,c.78]

Приемы формирования диалога.

Субъектами диалога могут быть ученик, группа, класс, учитель.

На уроках использую следующие приемы:

взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем.

Пример: в 9 классе ученики в парах рассказывают о ходе русско-японской войны, затем выполняют тест:

1. Приведите в соответствие имена и факты:

а) С. Ю. Витте б) Николай 11 в) С. О. Макаров г) А. М. Стессель

д) А. Н. Куропаткин е) З. П. Рождественский

а) Гаагская международная конференция; б) гибель крейсера «Петропавловск»; в) заключение Портсмутского мира; г) Цусимское сражение; д) сдача Порт-Артура; е) Мукденская катастрофа.

2. Расставьте события в хронологической последовательности:

а) сражение под Ляояном б) падение Порт-Артура в) сражение у реки Шахэ г) Цусимская битва д) сражение под Мукденом.

3. Портсмутский мир предусматривал:

а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн.золотых рублей;

б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

в) передачу Японии Южного Сахалина;

г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.

опрос в форме диалоговой пары. На доске учитель предлагает вопросы, заранее проставив количество баллов, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу.

Пример: при повторении темы «Восточные славяне» в 6 классе предлагаются следующие вопросы:

  1. Где расселялись восточные славяне? (2 балла)

  2. Перечислите основные занятия славян.(1 балл)

  3. Какой была религия у славян? (1 балл)

  4. Дайте определение язычеству. (2 балла)

  5. Из какой летописи мы узнаем о древних славянах? (2 балла)

  6. В чем заключается суть норманнской теории? (3 балла)

  • первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т. д.

Пример. При повторении темы «Гражданская война» в 11 классе 1-й ученик рассказывает о причинах и особенностях войны, 2-й ученик задает ему уточняющие вопросы и рассказывает о начале войны и интервенции, 3-й ученик, задав вопросы, продолжает рассказ о 2-м и 3-ем периодах войны.

4-й ученик, после диалога с 3-им, рассказывает об итогах и последствиям войны.

  • 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.

  • «Двойной дневник»: лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а напротив — в правой — факты (или свои комментарии).


Литература:
  1. Селевко С. К. Компетентности и их классификация. Журнал “Народное образование” № 4, 2004 г.

  2. Баранов П. А. О модели профессиональной компетентности учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 9. С.57–62.

  3. Иванова, Т. В. Компетентностный подход // Лучшие страницы педагогической прессы. 2004. № 3 С.28 -33.

  4. Суркова Г. В. Какие подходы используются на уроках истории и обществознания: [коммуникатив. компетентность на уроках] // Упр. шк.: метод. газ. для шк. администрации. — 2008. — 16–31 мая (N 10). — С. 36–38.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle