Библиографическое описание:

Савенкова И. В., Ивнева Н. В. К вопросу о понятии и сущности корпоративного управления // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 298-301.

Корпоративная форма ведения российского бизнеса — явление сравнительно новое, поэтому особую актуальность приобретают вопросы формирования рациональной системы управления корпорацией, принципы и факторы ее построения. На настоящем этапе развития современной российской экономики корпоративное управление является одним из важнейших индикаторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.

В понимании сущности корпоративного управления невольно сталкиваешься с тем, что данная проблематика является достаточно сложной, так как она относительно новая и её развитие продолжает эволюционировать. Наряду с этим, термин «корпоративное управление» (corporate governance) широко применяется на практике, однако до сих пор не имеет однозначного определения. Трактовок термина «корпоративное управление» на сегодняшний день предложено достаточно много.

Так, в соответствии с определением Мирового Банка (World bank), корпоративное управление объединяет в себе нормы законодательства, нормативные положения и практику хозяйствования в частном секторе, что позволяет обществам привлекать финансовые и кадровые ресурсы, эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и, таким образом, продолжать свое функционирование, накапливая долгосрочную экономическую стоимость путем повышения стоимости акций, и соблюдая при этом интересы акционеров и общества в целом.

Специалистами Российского института директоров И. Беликовым и В. Вербицким корпоративное управление определено как «система взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров, между компанией в целом и иными заинтересованными группами по вопросам обеспечения интересов указанных участников корпоративных отношений и эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным интересам» [1].

В соответствии с Письмом Банка России от 13 сентября 2005 г. № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях», под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами [3].

Достаточно емко и информативно трактовка корпоративному управлению представлена в свободной энциклопедии «Википедия»: корпоративное управление — система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния [7].

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними. Оно определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью. То есть корпоративное управление представлено как система, с помощью которой осуществляется управление и контроль за деятельностью предпринимательских организаций. Структура корпоративного управления, согласно данному документу, определяет права и обязанности лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных сторон, и устанавливает правила и порядок принятия решений по делам корпорации [4].

Мащенко В. Е. считает, что корпоративное управление, во-первых, строится на учете интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, а во вторых, базируется на праве собственности, корпоративных коммуникациях, стратегии корпоративного развития и культуры с учетом традиций и принципов коллективного поведения. Его отличает широкое участие в акционерной собственности, формирование на основе акционерного капитала сложных вариантов переплетения капиталов и меняющийся состав заинтересованных участников. Корпоративное управление решает задачи организационно-правового руководства бизнесом, оптимизации организационных структур, внутри- и межфирменных отношений согласно постулируемых целей деятельности [6].

Таким образом, обобщая различные трактовки изучаемого нами понятия, можно заключить, что корпоративное управление представляется с двух аспектов, не противоречащих друг другу, а дополняющих:

  • как организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами (акционерами), с другой — согласовать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая тем самым, эффективное функционирование компаний;

  • как система или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпораций, подотчетных акционерам.

Схематично система корпоративного управления представлена на рис.1.

Рис. 1. Схема системы корпоративного управления


Потоки в данной системе распределены следующим образом:

  • от акционеров к генеральному директору и менеджменту поступает капитал, генеральный директор и менеджмент обязуются предоставлять акционерам прозрачную финансовую отчетность;

  • от акционеров исходит контроль за деятельностью Совета директоров, а Совет директоров предоставляет информацию и индивидуальную отчетность акционерам;

  • генеральный директор и менеджмент предоставляют оперативные данные и информацию о ходе реализации стратегии Совету директоров, а он в свою очередь осуществляет надзор за деятельностью компании и генерального директора.

Исследуя сущность корпоративного управления, отметим, что оно не имеет непосредственного отношения к оперативному и тактическому управлению компанией, но в обязательном порядке оно включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.

Необходимость корпоративного управления обусловлена тем, что бизнес как собственность принадлежит принципам (собственникам, инвесторам), а права управления этим имуществом делегированы агентам — совету директоров и менеджменту, что порождает асимметрию информации и связанные с ней агентские издержки, выражающиеся в действиях менеджмента, не направленных на удовлетворение интересов собственников.

Существует достаточное количество исследований, увязывающих корпоративное управление и эффективность деятельности компании. Но получения желаемого эффекта, корпоративное управление также должно являться эффективным. Выделим характерные черты эффективного корпоративного управления:

  • прозрачность;

  • честность;

  • своевременное раскрытие компанией достоверной и полной финансовой и другой информации о деятельности компании;

  • внутренние процессы контроля и надзора за деятельностью менеджмента;

  • защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров;

  • независимость директоров в определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений, в назначении менеджеров и контроле их деятельности;

  • ответственность — соблюдение компанией законов и этических норм.

Результатом эффективного корпоративного управления являются те преимущества, которые могут получить компании при внедрении стандартов корпоративного управления (рис. 2). Так, компании, соблюдающие стандарты корпоративного управления, имеют несомненное преимущество при привлечении инвестиций. По мнению инвесторов, хорошее корпоративное управление обеспечивает честность менеджмента и прозрачность деятельности компании, поэтому риск потери средств существенно уменьшается [2].

Рис. 2. Преимущества эффективного корпоративного управления


Как показывают исследования, капитализация компаний с хорошим корпоративным управлением существенно выше средней по рынку. Например, высокие стандарты корпоративного управления являются обязательным требованием зарубежных компаний к потенциальным партнерам, а для компаний из развивающихся стран корпоративное управление особенно важно, так как международные инвесторы особенно опасаются за честность и деловые качества их менеджмента.

В данном контексте необходимо отметить, что корпоративное управление в России имеет нормативно-правовую основу. Оно регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и нормативными актами Федеральной службы по финансовым рынкам. С формальной точки зрения, российское корпоративное законодательство достаточно развито, но существует необходимость укреплять механизмы право применения, ужесточать требования по соблюдению прав акционеров, раскрытию информации и т. д.

Становление корпоративного управления в России происходит в соответствии с определенными принципами, которые носят рекомендательный характер и являются своеобразным ориентиром для создания правовой базы корпоративного управления на государственном уровне, а также для оценки и выработки компаниями собственной практики.

В апреле 2002 года российскому деловому сообществу был представлен Кодекс корпоративного поведения, разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг при участии и поддержке представителей западного бизнес-сообщества, отечественных эмитентов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг. Этот документ одобрен Правительством РФ. Кодекс основан на передовом зарубежном опыте и задает национальный стандарт корпоративного управления. Кодекс устанавливает следующие принципы корпоративного управления [5].

  1. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать акционерам реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе.

  2. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категории). Все акционеры должны иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав.

  3. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов общества, а также подотчетность членов совета директоров его акционерам.

4. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать исполнительным органам общества возможность разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, а также подотчетность исполнительных органов совету директоров общества и его акционерам.

  1. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения возможности принятия обоснованных решений акционерами общества и инвесторами.

  2. Практика корпоративного поведения должна учитывать предусмотренные законодательством права заинтересованных лиц, в том числе работников общества, и поощрять активное сотрудничество общества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов общества, стоимости акций и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест.

  3. Практика корпоративного поведения должна обеспечивать эффективный контроль финансово-хозяйственной деятельности общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

Принятие Кодекса российскими компаниями поможет:

  • совершенствованию процедур проведения общих собраний акционеров, заседаний советов директоров и исполнительных органов обществ;

  • улучшению «прозрачности» деятельности обществ и их сделок (совершенствованию системы раскрытия информации) и системы внутреннего финансового контроля;

  • усилению роли совета директоров в управлении обществами;

  • реальной подотчетности исполнительных органов обществ советам директоров и общим собраниям акционеров;

  • установлению в обществах понятной акционерам дивидендной политики и стратегии развития общества;

  • наиболее полноценно защитить интересы всех акционеров независимо от размера пакета акций, которым они владеют;

  • завоевать большую степень доверенности у потенциальных инвесторов.

Таким образом, корпоративное управление представляет собой важнейший механизм управления современными компаниями, а применение Кодекса корпоративного поведения позволит преумножить вложение дополнительных инвестиций в российские компании, что в свою очередь, окажет положительное влияние на российскую экономику в целом.


Литература:

  1. Беликов И., Вербицкий В. Корпоративное управление, его стандарты и их внедрение // Общество и экономика. — 2005. — № 10–11.

  2. Иванова Е. А., Шишикина Л. В. Корпоративное управление: учебное пособие / Е. А. Иванова, Л. В. Шишикина; под ред. Проф. В. Ю. Наливайского. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2007.- 256с.

  3. Конягина М. Н. Стратегия развития корпоративных отношений в банковском секторе экономики. — Спб.: Изд-во СПбГУЭФ.-2010.

  4. Кодекс корпоративного поведения ОЭСР.

  5. Кодекс корпоративного управления / www.rid.ru

  6. Мащенко В. Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003.

  7. http://ru.wikipedia.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle