Библиографическое описание:

Кудратов З. Г., Султанов З. Т. Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 241-245.

В настоящее время в развитии экономики Узбекистана малый бизнес играет важную роль. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях. В настоящее время в экономике Узбекистана одновременно функционируют крупные и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством; близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Согласно 5-статьи Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» субъектами малого предпринимательства являются:

  • индивидуальные предприниматели;

  • микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, — не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственной отраслях — не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании — не более пяти человек;

  • малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях: легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов — не более ста человек;

  • машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы — не более пятидесяти человек;

  • науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы — не более двадцати пяти человек.

Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством. При этом учитывается также численность работающих в унитарных (дочерних) предприятиях, филиалах и представительствах.

Юридические и физические лица, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.

Льготы, гарантии и права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан для субъектов малого предпринимательства, предоставляются вышеперечисленным коммерческим организациям на основании их обращений в уполномоченные организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность уведомления возлагается на субъектов, представивших уведомление.

В случае превышения микрофирмой и малым предприятием установленной среднегодовой численности они лишаются льгот, гарантий и прав, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца.

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он: представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Если 2012 году в Республике Узбекистан было создано 1 миллион новых рабочих мест, то 48,5 % из них было создано за счет развития малого бизнеса, 21,8 % было создано за счет расширения всех форм надомного труда1.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы.

По итогам 2012 года в Узбекистане малый бизнес производил 54,6 % валового внутреннего продукта, в том числе: 22,2 % промышленной продукции, 98 % сельскохозяйственной продукции, 70,7 % строительных работ, 45,3 % торговли, 44,7 % платных услуг, 45,6 % перевозка грузов, 83,4 % перевозка пассажиров. В объеме экспорта доля малого бизнеса 15,8 %, в объеме импорта 37,6 % [1].

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Голландии, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Всесторонняя поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства, устранение преград на пути их развития, обеспечение свободы деятельности и упрощение порядка их организации являются одним приоритетными направлениями государственной политики Узбекистана. Ярким свидетельством огромного внимания и заботы о развитии частного сектора экономики явился Указ Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года «О мерах по коренному сокращению статистических, налоговых, финансовых отчетов, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур». Работа в данном направлении велась регулярно, однако система статистической, налоговой и финансовой отчетности по-прежнему оставалась громоздкой и требовала коренного реформирования и упрощения. Поэтому задачи, поставленные в указе — логическое продолжение реформ, осуществляемых по либерализации нашей экономики. В частности, в соответствии с указом упразднен ряд статистической, налоговой и финансовой отчетности за счет объединения тех форм, где информация повторялась. В соответствии с данным документом предусмотрено сокращение количества государственной статистической, финансовой, налоговой и других видов отчетности и их периодичности, а также 80 разрешительных процедур и 15 лицензируемых видов деятельности, что стало большим удобством для субъектов предпринимательства. В частности, с 1 января 2013 года упразднено предоставление ежемесячной отчетности всех видов налогов и других обязательных платежей, кроме налога на дополнительную прибыль, что является большим облегчением для малых предприятий, которые теперь смогут более рационально использовать свое время для бизнеса.

Также предусмотрено, что до конца 2014 года все субъекты предпринимательства должны перейти поэтапно на электронную систему сдачи налоговой, статистической и финансовой отчетности. Эта мера тоже направлена на экономию времени и средств предпринимателей, повышение качества предоставляемых со стороны налоговых органов интерактивных услуг и улучшение деловой среды, в общем. Вводимые изменения налагают определенную ответственность и на хозяйствующие субъекты, которые должны своевременно пересмотреть виды и содержание отчетов, которые они обязаны сдавать.

Исполнение вышеприведённого указа и других нормативных актов, нацеленных на создание всех необходимых условий для развития бизнеса, несомненно, послужит дальнейшей либерализации экономики, и в конечном итоге прогрессу и развитию малого бизнеса.

В Узбекистане принимаются системные последовательные меры по созданию максимума благоприятных условий и делового климата, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, увеличению их доли в экономике страны. Развитие ускоренными темпами этой сферы позволяет успешно решать также задачи наполнения внутреннего рынка конкурентоспособной и качественной продукцией, создания новых рабочих мест, прежде всего для молодежи, и обеспечения на этой основе увеличения доходов и повышения благосостояния народа.

Широкие возможности малого бизнеса отражены в создании промышленного производства на селе, развитии предприятий, пополнении внутреннего рынка качественной и конкурентоспособной продукцией, совершенствовании сферы услуг и сервиса, повышении занятости и благосостояния населения.

Малый бизнес мобилен, сравнительно быстро реагирует на конъюнктурные изменения рынка и потребительского спроса, играет важную роль в создании новых рабочих мест, расширении рынка продукции и услуг, обеспечивающих потребности населения, дальнейшем развитии экономики в целом.

В настоящее время предприниматели, намеревающиеся начать собственный бизнес, имеют возможность в течение двух дней получить соответствующее разрешение. Этот срок соответствует критериям, действующим в развитых странах. Для предпринимателей очень выгодно внедрение принципа «единого окна». Процедуры подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, оформления экспортной продукции на таможне упрощены и удешевлены. Внедрен порядок, согласно которому в течение трех лет со дня регистрации запрещается проведение плановых проверок в субъектах предпринимательства. Осуществляется поэтапный переход на электронную систему сдачи налоговых и финансовых отчетов субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства.

Для хозяйственных субъектов регулярно сокращается ставка единого налогового платежа. К примеру, в 2009 году для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства ставка единого налогового платежа была снижена с 8 процентов до 7 процентов, а начиная с 2011 года, этот показатель был снижен до 6 процентов, что стало еще одной важной льготой. Начиная с 2012 года, для микрофирм и малых предприятий в промышленной сфере ставка единого налогового платежа установлена в размере 5 процентов.

Предоставление субъектам предпринимательства пустующих зданий и сооружений в аренду создает еще большие возможности для их развития. К примеру, в первом полугодии 2012 года около 14 тысяч объектов государственного имущества были переданы в аренду. Налажен механизм широкого привлечения субъектов малого бизнеса к системе государственных закупок, и эта работа ведется путем электронных торгов на Узбекской товарно-сырьевой бирже, что дает весомые результаты. Ярким подтверждением тому является участие в первом полугодии 2012 года в государственных закупках более 132,2 тысячи субъектов малого бизнеса со своей продукцией и услугами.

Если в 2000 году субъектами малого бизнеса был произведен 31 процент валового внутреннего продукта, то в настоящее время — уже 54,6 процента. Сегодня более 75 процентов занятого населения страны трудится в этой сфере. И только эти два показателя свидетельствуют о том, насколько верным было решение уделять всестороннее внимание развитию частного сектора в Узбекистане.

Из года в год возрастают объемы кредитных ресурсов, выделяемых коммерческими банками на развитие этой сферы. Последовательно проводится работа по кредитованию субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, совершенствованию механизмов выделения долгосрочных кредитов на инвестиционные цели, формированию начального капитала, расширению объемов предоставления микрокредитов.

Это позволяет создавать новые мини-заводы и предприятия, оснащенные современными технологиями и оборудованием, и производящие конкурентоспособную продукцию, быстро приспосабливающиеся к изменениям на внутреннем и внешнем рынках. Ширятся ряды предпринимателей, производящих востребованную на мировом рынке продукцию, фермеров, наладивших переработку собственной продукции, добивающихся весомых результатов в животноводстве и других высокорентабельных отраслях. Усиливается стремление предпринимателей, фермеров и ремесленников к внедрению в свою деятельность современных передовых методов. К примеру, в 2011 году объем экспорта малых предприятий превысил 2 миллиарда долларов США.

Как известно, малым предприятиям непросто выйти на внешний рынок со своей продукцией. Для этого требуются определенные расходы, знание состояния рынков иностранных государств и особенностей их законодательства. В этой связи правительством Узбекистана уделяется особое внимание созданию организационных, правовых, финансовых механизмов для развития экспортного потенциала малого бизнеса. К примеру, для малых предприятий, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг собственного производства за свободно конвертируемую валюту, за исключением сырьевых товаров, ‎составляет ‎от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации‎, установленная ставка налога снижается на 30 %, если от 30 и более процентов в общем объеме реализации,‎ установленная ставка снижается на 50 %. ‎

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур» от 16 июля 2012 года стал очередным важным шагом на пути создания еще более благоприятного делового климата, упрощения организации и обеспечения большей свободы деятельности субъектов бизнеса. В соответствии с данным документом предусмотрено сокращение количества государственной статистической, финансовой, налоговой и других видов отчетности и их периодичности, а также 80 разрешительных процедур и 15 лицензируемых видов деятельности, что стало большим удобством для субъектов предпринимательства.

Принятый Президентом страны Указ «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» от 18 июля 2012 года, направленный на кардинальное улучшение деловой среды, создание наиболее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, сокращение, упрощение и усиление прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрение общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшее повышение международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны, несомненно, ознаменовал начало нового этапа развития этой сферы.

Многие из поставленных задач последовательно реализуются. Так, идет намеченное программой сокращение государственных управленческих функций и разрешительных норм, ликвидация бюрократических барьеров и препон, внедрение рыночных инструментов и механизмов, обеспечивающих широкий доступ субъектов малого бизнеса к кредитно-финансовым сырьевым ресурсам и государственным заказам на производимую ими продукцию. Предпринимаются меры по сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. Упрощается решение вопросов строительства и подключения субъектов малого бизнеса к инженерно-коммуникационным сетям, выделения им нежилых помещений и необходимых земельных участков.

Отдельное внимание уделяется совершенствованию механизма и увеличению объемов кредитования субъектов малого бизнеса, а также привлечению и направлению на развитие сектора иностранных инвестиций, прежде всего льготных кредитов международных финансовых институтов и прямых инвестиций. Планируется создать широкие возможности для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях промышленности и организации современных высокотехнологичных производств, стимулирования внедрения в производство субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства инновационных технологий. В этих целях в марте 2011 года принято Постановление Президента РУз «О дополнительных мерах по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства».

Документом предусмотрено, что с 1 апреля 2011 года до 1 января 2016 года коммерческие банки Узбекистана при предоставлении кредитов за счет собственных специальных фондов льготного кредитования малого бизнеса освобождаются от уплаты налога на прибыль в части предоставления льготных кредитов. Средства фонда будут преимущественно выделяться для финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, производственных микрофирм, малых предприятий, дехканских и фермерских хозяйств, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах и городах с избыточными трудовыми ресурсами.

Новый механизм по привлечению субъектов малого бизнеса к госзакупкам, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, в стратегическом плане можно смело назвать новым этапом модернизации экономики страны. В этой связи следует упомянуть Постановление Президента РУЗ от 7 февраля 2011 года «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса». Согласно ему с 1 апреля 2011 года вступил в силу новый механизм государственных закупок товаров, работ и услуг. Обновленный порядок госзакупок основан не просто на гарантиях расширения доступа к участию в конкурсах на получение госзаказов на поставку товаров (работ, услуг) субъектов малого бизнеса, но и призван обеспечить дальнейшее развитие среди потенциальных поставщиков здоровой конкуренции и прозрачности сделок. «При проведении тендеров по государственным закупкам при прочих равных условиях предпочтение отдается субъектам малого бизнеса», а «отбор подрядной организации для выполнения работ по строительству и реконструкции объектов со стоимостью до 500 млн. сумов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета и иных централизованных источников, осуществляется исключительно среди субъектов малого бизнеса», — закреплена главенствующая роль малого бизнеса в постановлении главы государства. Соответственно кардинально меняется отношение к представителям малого бизнеса и частного предпринимательства. Сегодня они начинают выступать равноценными партнерами государства. В рамках принятой программы решаются вопросы по расширению участия субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, а также по оказанию содействия в повышении их экспортного потенциала и продвижении экспортной продукции на региональные и мировые рынки.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам Узбекистана. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Узбекистан не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.


Литература:

  1. www.stat.uz.


1 Доклад Президента Республики Узбекистана Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle