Библиографическое описание:

Бондарович А. А. Эффективность групповых методов психокоррекции и самовоспитания в работе с подростками (результаты исследования) // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 481-483.

 

В последние годы заметно активизировался интерес к исследованию роли и возможностей использования психокоррекции  и метода самовоспитания в системе общего образования.

В период с 2007 по 2011 годы в нашей школе в целях коррекции поведения подростков аутогенная тренировка в сочетании с методами самовоспитания применялась среди учащихся 15-17 летнего возраста с трудностями в поведении различного характера.
Всего за истёкший период в исследовании приняло участие 28 подростков. Подростки были из числа учащихся, состоящих на учёте в ИДН.

До  начала исследования  и  по завершению его каждому подростку предлагался определённый комплекс диагностических методов, с целью  оценки эффективности данных приёмов в работе с подростками.

Были использованы следующие диагностические методики и получены следующие результаты:

1. Висбаденский опросник к методу коррективной психотерапии и семейной психотерапии.

Данный опросник был использован в целях выявления необходимых качеств, для чего были отобраны «нужные» вопросы и получены следующие результаты:

1. Вежливость (13, 11, 70). У 75% подростков выявлена ранящая невнимательность, бестактность, дерзость.

2. Честность-прямота (9,44,85). У 85% диагностируемых выявлено стремление к истине, правде, откровениям.

3. Справедливость (27, 65, 81). У 100% подростков имеет место жажда справедливости, сверхчувствительности.

4. Доверие (18, 28, 63). У 60% подростков выявлено недоверие к окружающим людям и себе, имеют комплекс неполноценности, склонны подчиняться.

5. Любовь (31, 61, 76). По результатам данного опросника, у 40% подростков выявлены такие качества, как

?         отвержение;

?         холодность;

?         бесчувственность;

?         горечь;

?         равнодушие;

?         разочарование;

?         ненависть.

6. Отношение к родителям (отец-19, 45, 75; мать-34, 64, 84; послушание-16, 46, 60; контакты- 30, 68, 78). 45% подростков негативно относятся к своим родителям, склонны к ссоре, скрывают свои проблемы.

2.Тест А.Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).

Проанализировав полученные результаты данного теста, можно сказать, что что подростки  данной группы в большинстве своём

?         агрессивны;

?         неуравновешенны;

?         самоуверенны;

?         с ними трудно найти общий язык.

3. Шкала оценки значимости эмоций.

Выделены следующие значимые эмоции для подростков:

?         50% подростков важными определили такие ощущения, как радость, хорошее настроение, симпатия, признательность;

?         30% подростков важными выделили чувства удовлетворения, гордости, если можешь доказать свою ценность и превосходство над соперниками;

?         20% подростков важными указали такие чувства, как веселье, беззаботность, отдых, безмятежность.

Незначимые эмоции для подростков:

?         80% подростков отнесли такие чувства, как риск, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности на последнее место;

?         20% подростков незначимыми выделили   чувства интереса, наслаждения при познании нового.

?         Обобщив результаты первоначальной психодиагностики можно сделать вывод о том, что подросткам 15-17 лет, состоящим на учёте в ИДН присущи такие качества и чувства, как:

?         жажда справедливости;

?         сверхчувствительность;

?         стремление к истине, правде, откровениям;

?         недоверие к окружающим;

?         бестактность, дерзость;

?         подчинение окружающим;

?         недоверие себе и окружению;

?         комплекс неполноценности;

?         чувство вины;

?         негативное отношение к родителям, склонность скрывать от них свои проблемы.

Так же характерны равнодушие, холодность, ненависть, неуверенность в себе и своих возможностях.

По результатам диагностики,  с каждым подростком были проведены индивидуальные беседы с попыткой самоанализа  своего поведения и найдены ответы на вопросы:

?         Что я хочу изменить в себе?

?         Чего я хочу достичь?

Прояснив эти вопросы для себя, подросток смог конкретизировать задачу самовоспитания.

Это помогло снизить завышенный уровень фрустрации и принять некоторый минимум знаний по вопросу самовоспитания, что является важным условием эффективной коррекции.

При необходимости, вместе с психологом, писался мотивационный лист, который было рекомендовано периодически перечитывать.

Далее учащиеся были обучены   приёмам аутогенной тренировки и саморегуляции эмоциональных состояний (формулы для каждого подбирались индивидуально), которые они должны были использовать в повседневной жизни.

После применения приёмов аутогенной тренировки все подростки  отмечали за собой следующие положительные изменения:

?         повышение настроения, общего тонуса;

?         субъективное улучшение настроения и самочувствия.

 

Кроме того, подростки вовлекались в групповые формы работы (тренинговые занятия, групповые консультации, информирование).

В основе самовоспитания лежали самонаблюдение и самооценка своего поведения.

С целью выявления эффективности коррекционной работы, была проведена повторная диагностика подростков,  в результате которой прослеживалась  положительная динамика в поведении  и самоотношении подростков к окружающим и себе.

Так, по результатам Висбаденского опросника получены следующие результаты:

•         на 15% снизились такие качества как бестактность, дерзость, невнимательность;

•         на 40% снизилась сверхчувствительность, вспыльчивость;

?         на 30% снизился уровень недоверия окружению, себе;

•         на 15% снизился уровень таких качеств, как равнодушие, холодность, пессимизм;

•         на 25% снизилось холодное, негативное отношение к своим родителям.

По результатам теста Ассингера получены следующие результаты:

?         физическая агрессия у юношей снизилась на 5%;

?         на 10% снизилась вербальная агрессия;

?         на 5% возрос уровень косвенной агрессии, однако исчезло чувство вины (5%).

У девушек косвенная агрессия снизилась на 5%.

В целом, излишняя агрессивность, неуравновешенность снизились на 10%, а умеренная агрессия, уверенность в себе и своих силах возросла на 10%.

По результатам Шкалы оценки значимости эмоций получены интересные результаты.

Если при первоначальной диагностике на 1-е место подростки поставили такие эмоции и чувства   как

?         радость, хорошее настроение(50%);

?         чувство гордости, если можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками (30%);

?         веселье, беззаботность, наслаждение вкусной едой, отдыхом, безопасностью(20%) ,

то при повторной оценке значимости эмоций рейтинг изменился.

?         40% подростков на 1-е место поставили чувство радости и удовлетворения, когда удаётся сделать что-либо хорошее для дорогих людей;

?         40% подростков на 1-е место поставили радость, хорошее настроение, симпатию, признательность, когда уважаешь и любишь, хорошее настроение от дружбы и взаимопонимания;

?         20% подростков открыли в себе чувство радости, возникающее при восприятии природы, музыки, картин, стихов.

При первоначальной оценке подростки ставили на последнее место по значимости те же чувства и эмоции, что и при повторной оценке.

Незначимыми эмоциями для 80% подростков явились

?         чувства риска, азарта, острых ощущений в минуту борьбы, опасности (их разместили на последнем месте);

?         для 20% подростков незначимым оказались эмоции интереса, наслаждения при познании нового.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповые методыпсихокоррекции в сочетаниис  аутогенной тренировкой и самовоспитанием приводят к положительной динамике в поведении подростков,  меняет их мировоззрение, снижает сверхчувствительность, недоверие к окружающим, холодное, негативное отношение к родителям, равнодушие, неуравновешенность, снимает чувство вины, значительно снижает конфликтность, неуравновешенность, агрессию по отношению к другим, повышает уверенность в себе и своих силах.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle