Библиографическое описание:

Нажмиддинова Г. Н., Курбонова У. У. Великие мыслители Востока об обязанностях родителей по воспитанию детей // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 582-584.

Данная статья посвящена освящению роли семьи в деле воспитания подрастающего поколения. В ней дан глубокий анализ взглядов и мыслей восточных философов об обязанностях родителей в деле воспитания своих детей.

Ключевые слова: нравственные моральные устои, традиции, ценности обычаи, отец родитель, и отец воспитатель, действия, взаимоотношения.


Один испанский философ посвятил всю свою жизнь изучению обычаев, нравственно моральных устоев народов мира. Этот учёный посетил и нашу страну, побывал в Ташкенте, в Самарканде, Бухаре возвратившись, домой сказал «Я бы обменял всю свою многолетнего исследовательскую работу на поведение пятнадцатилетней девочки, когда она, поднявшись, поставив руку к груди, преподнесла мне чай, её вежливость и нежность покорили меня». Мы можем гордиться тем, что являемся представителями такого высококультурного, нравственного народа.

На самом деле, наш народ славится своими нравственными качествами. Наши родители, воспитывая в семье детей, обращают большое внимание на их нравственность, на поведение в общении с людьми. Семья является самым древним социальным институтом. Несмотря на всю многоликость и сложность исторических периодов, великие преобразования и реформы, происходившие в эти периоды, особенно в XIX-XX веках, это строение сумело сохранить свою систему, состав и ответственность перед обществом по делу воспитания подрастающего поколения. Принимая во внимание, что люди создали семью и их взаимоотношения определяют жизненность этой семьи, семью можно считать местом самых чистых открытых отношений. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов неспроста отмечал, что «Пока на земле есть жизнь, будет существовать семья. Пока существует семья, будет жить несравненное богатство семьи ребёнок. Пока есть ребёнок, человечество будет жить, с мечтами и стремлениями». На самом деле, семья является бесценным поставщиком обществу высококультурных совершенных личностей. Ребёнок со дня рождения живет в семейной среде. Традиции, ценности, обычаи семьи формируют личностные качества ребёнка. Самое главное, дети через жизненную школу семьи чувствуют требования общества.

В этом месте передовая мысль педагогической идеи связана с глубоким углублением, укреплением правильного направления семейного воспитания. В сущности, понятие семейного воспитания означает воспитание детей на основе национального нравственно моральных норм со стороны старшего поколения родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестёр. Воспитание детей непосредственно связано с взаимоотношениями между родителями, братьями и сестрами и другими членами семьи. Наш народ неспроста говорит «Птица делает то, что видит в гнезде».

Если обратить взор в историю, древнейшие греческие философы Платон и Аристотель считали, что общество отвечает за воспитание ребёнка, все важнейшие в этом деле процессы должно осуществлять государство. Они пытались доказывать это тем, что воспитание ребёнка в первую очередь связано с потребностью общества. Но восточные мыслители наоборот считали, что воспитанием детей в первую очередь должны заниматься родители. Поэтому они ведущую роль отводят семейному воспитанию. Взгляды, восточных мыслителей о воспитании и образовании, о роли семьи в семейной воспитании, формировались на мировоззрении Ислама, его ценностях. Общечеловеческие идеи в творчестве Восточных мыслителей созвучны с идеями исламской морали. Мухаммад ибн Муса аль Хоразми о воспитание ребёнка в семье писал так «Родители бывают двух видов: отец родитель, и отец воспитатель. Первый связан с физической жизнью, второй с духовной жизнью. Их взаимосвязь, и одновременность, имеют большое значение, в деле воспитания. Его следующие слова: «Я не видел лучше учителя, чем жизнь, лучше ученика, чем человек». Эти высказивания являются очень примерными. С его слов, с одной стороны мы, понимая, видим какую важную роль, играет социальная среда в воспитании ребёнка, с другой стороны, как в результате образования совершенствуется личность человека.

Абу Райхон Беруни ставит проблему чистоты тела и духа. Если в семье существует чистота и дисциплина, то существует нравственная чистота. Эту мысль нельзя ограничить только чистотой тела, нужно совершать много действий. Эти действие означают совершать труд. Его мысли о душе и действии связаны идеей целостности чистоты человеческого тела и духа. Эта мысль взаимосвязи, в воспитании ребёнка физического здоровья и морально-нравственного богатства, созвучно с требованием сегодняшнего дня.

Беруни требует от родителей оберегать своих детей. Это значит, что надо оберегать ребёнка от сильного волнения, злости, испуга, обиды, находить для него полезные вещи, отстранить из его жизни нелюбимые предметы. Различное отношение родителей к ребёнку приводит различному поведению ребёнка. Мыслитель научно обосновал, что воспитательные действия в поведении ребёнка приводит к здоровью тела и духа.

Беруни показал, какое важнейшее влияние на воспитание ребёнка оказывает среда воспитания, её положение. Абу Али ибн Сино, ведущий ученый Восточного Возрождения написал специальную книгу «Тадбир ал манозил», посвященную проблемам воспитания. Там отражены задачи родителей по воспитанию детей. В произведении отражены мысли о задачах, о долге родителей по воспитанию детей, их взаимоотношения, особенно показано, как своим трудолюбием родители прививают ребенку любовь к профессии, ремеслу. Устройства жизни детей, их умение правильно и эффективно использовать время ребенка является гарантом правильности семейного воспитания, устройства дальнейшей жизни детей. В нём показано, что воспитание ребёнка в семье является очень сложным и тонким процессом, поэтому оно должно начинаться с рождения и должно продолжаться постоянно. Останавливаясь на воспитательной роли колыбельной песни матери, автор показывает, что она выполняет две воспитательные задачи. Первая, качание колыбели физически закаливает ребёнка. Второй, с ритмическим скольжением колыбели (бешика) и пением ребёнок чувствует идущие из глубины сердца матеры любовь, нежность и её мечты о его будущем.

Эта своеобразная песня слышится ребёнку как ода, и доходит до сердца ребёнка. И он начинает постепенно понимать окружающий мир. Это понимание является воспитанием. Потому что изучение появляется от понимания. Обращая внимание, на эту ситуацию Абу Али ибн Сино выразил мысль, что «Сила понимания маленького ребенка равна силе взрослого человека» Кроме этого, Ибн Сино обратил какое большое влияние, имеет отец в деле воспитания ребёнка. «Если в семьи, глава семьи покажет свою неопытность, бессилие он не сможет хорошо воспитать членов семьи и это в конечности может привести к плохим результатам».

Отец, в семье, должен быть примером в поведении, общении, в культуре речи, в процессе взаимоотношениях членов семьи, в правдивости. Автор считает, что формирование у ребёнка в нравственном мире идеала, является важнейшем средством правильной направленности воспитания детей.

Мыслитель Юсуф Хос Хожиб, живший в XI веке, в своем произведений «Кутадгу билиг», останавливаясь на воспитании ребёнка, писал так, «Насколько будет образованным, умным, вежливым ребёнок, настолько лицо отца ребёнка будет светлым».

Он обратил, какое большое влияние оказывает ответственность отца, на воспитание детей. «У кого дети растут эгоистами, они будет в дальнейшем плакать. Если отец не обратил должного внимания дочери или сыну, и у них плохое поведение, в этом нет вина ребёнка, в этом виноват отец. Если отец контролирует детей, обучает их ремеслу, когда дети вырастут, радуется, что у него есть дети, потому что надо обучать детей ремеслу, дать им образование, это впоследствии украсит жизнь не только детей, но и их родителей»!

Юсуф Хос Хожиб считает, что воспитание детей очень сложный процесс. Оно требует силы тела и духа, душевного равновесия. Он призывает, если у самого человека есть красивые качества, он должен обучить их другим людям. Но для того чтобы, получить примерную нравственность, привычку у детей, требуется большая сила и громадный труд родителей. Эта появиться в результате воспитания. Его педагогические взгляды поднимают одну важнейшую проблему.

Это проблема совершенного человека. Мыслитель анализирует роль личности, его качеств, его места в обществе. Человеческий ребёнок рожден в этом мире, для совершения хороших дел. Для этого в его мировоззрении должна главенствовать мысль делать добро другим людям. Эта задача стоит перед его родителями.

На Востоке известно великое произведение Унсуралмаали Кайкавуса «Кабуснаме». Пятая глава этого произведения называется «О почитание отца и матери». В части произведения, посвященного воспитании детей «Мысли о воспитании ребёнка» приведены ряд обязательств, стоящих перед родителями.

  1. Дать ребенку хорошее имя.

  2. Найти умную и добрую няню.

  3. Провести свадьбы детей.

  4. Дать образование и обучать какому-то ремеслу.

  5. Если ребёнок рождён в семье военного, то обучить этому ремеслу.

Кейкавус отмечал, что воспитание детей должно быть требовательным, но и нежным. Он говорит: «А во время учений, если учителя его (ребёнка) побьют, ты не жалей и позволяй, ведь дитя изучает науки и художества и искусства из-под палки, не по своей охоте. Но, если нагрубит он и ты на него разгневаешься, своей рукой не бей, пристращай учителями и им прикажи наказать, чтобы не появилось у него в сердце злобы к тебе».

Кейкавус считает, что отец не должен жалеть своих денег и средств для воспитания своего ребенка. Он твердить: «Денег и золото и всякий желаний, какие у него будут, для него не жалей, насколько можешь, чтобы ради денег не желал он твоей смерти в расчете на наследство не покрывал себя позором. Знай, что право сына получить знания и воспитание. … Как говорят: кого не воспитали родители его, того воспитают ночи да дни».

Мысли Восточных мыслителей, приведенные в этой статье, доказывают, что они обогнали свою историческую эпоху. Их взгляды обогащают много веков мировоззрение многих поколений. Они не утратили своего влияния и сегодня. И поэтому являются важнейшим средством воспитания подрастающего поколения.


Литература:

  1. Аль Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. — С.5–6.

  2. “Yuksak ma’naviyat-yengilmas kuch” kitobini o’rganish bo’yicha o’quv qo’llanma. Toshkent, “Yangiyo’l poligraf servis”, 2008. 18-b.

  3. Ирисов А. Абу Али ибн Сино ҳаёти ва ижодий мероси, Т., «Фан», 1980, 160-бет.

  4. Фараби — крупнейший мыслитель средневековья.- Ташкент, 1973. — С.3.

  5. Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города./ Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. — М., 1960. — С.158.

  6. Хасанбаева О.и др. «Педагогика семьи» Т., 2007 г.

  7. Хошимов К. и др.. История Педагогика. –Ташкент, 1996г.,88–95-стр.

  8. Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Кабуснаме. Синдбаднаме. Сказки. Государственныи комитет по печати Таджикской ССР, Сайфиддин Акрамов, Комитети давлатии РСС Тожикистон оид ба корḣои нашриëт, полиграфия ва савдои китоб. Глав. науч. ред. Таджикской Советской Энциклопедии, 1986. С. 478




Обсуждение

Социальные комментарии Cackle