Библиографическое описание:

Лалаян Г. Г. Глобализация мировых экономических процессов и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 249-252.

Глобализация представляет собой процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы.

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капитала, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы значительно усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Говоря о глобализации экономики, невозможно дать однозначную оценку ее последствий, поскольку это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, глобализация облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой стороны, она несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард». Глобализация распространяет конкурентную борьбу на всех участников, в том числе и на слабые страны, что приводит к разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни населения, в связи с чем одна из декларируемых целей международной политики — сделать положительный эффект глобализации доступным максимальному числу стран, смягчив при этом негативные последствия.

На период утверждения тенденции к глобализации выпал один из наиболее драматичных этапов в истории современной России. Распад СССР поставил под угрозу сохранение территориальной интеграции России. В 90-е годы ХХ века отставание России в глобальной конкуренции возросло под воздействием внутреннего системного кризиса и не всегда продуманной экономической политики государства, не учитывающей в полной мере интересы экономической безопасности страны. Лишь в первом десятилетии ХХI века был преодолен спад производства и потребления 90-х годов, что позволило достигнуть по ряду макроэкономических показателей дореформенного уровня. На сегодняшний день степень открытости российской экономики возрастает, что порождает новые экономические угрозы. В 2010 г. внешнеторговый оборот достиг почти 45 % от уровня ВВП, что является одним из наиболее высоких показателей даже для стран с развитой экономикой [6, c. 67].

Однако, как показали результаты исследования Всемирного экономического форума (ВЭФ), несмотря на некоторые улучшения, российская экономика остается одной из самых закрытых в мире и продолжает поддерживать барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле.

Исследование вовлеченности стран в международную торговлю измеряет эффективность работы различных учреждений и политику государств в сфере ведения международной торговли и развития экономического сотрудничества. В рамках исследования 2012 г. аналитическая группа ВЭФ составила рейтинг 132 государств на основе анализа четырех основных показателей открытости их экономик для международной торговли [12, c. 25]:

  • доступ к внутреннему рынку;

  • административное управление на границах;

  • деловой климат;

  • транспортная и коммуникационная инфраструктура.

В 2012 г. наибольшие успехи в развитии международной торговли продемонстрировали экономики стран Юго-Восточной Азии, в частности страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Лидером рейтинга снова стал Сингапур.

Исследование показывает, что традиционные понятия о торговле все более устаревают, поскольку глобальные цепочки создания стоимости требуют новой политики и сотрудничества, а также новых способов оценки. Авторы исследования указывают, что безопасность, качество и торговля могут быть взаимно усилены посредством мер по укреплению логистических цепочек.

В рейтинге из 132 стран, для которых рассчитан индекс, Россия заняла лишь 112 место по уровню включенности в мировую торговлю (между Кыргызстаном и Лесото). Несмотря на то, что Россия занимает десятое место в мире по размеру экономики, она является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта [9, c.43].

Главной проблемой России исследователи считают чрезвычайно ограниченный доступ к рынку, обусловленный обременительной нормативно-правовой базой и многочисленными торговыми и тарифными ограничениями, многие из которых носят технический характер. По показателю доступа к рынкам Россия находится на 129 месте, по развитости административной инфраструктуры — на 111, транспортной и коммуникационной инфраструктуры — на 51, по уровню бизнес-климата — на 113. Как указывают авторы доклада ВЭФ, с учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) позиции страны в следующем рейтинге будут выше, но одного присоединения к организации недостаточно. Для реализации амбициозных целей российского правительства по повышению производительности, конкурентоспособности и созданию новых рабочих мест необходимо радикально снизить барьеры для интеграции России в международную торговлю [1].

В условиях глобализации экономическая безопасность любого государства приобретает первостепенное значение, новое качественное содержание. Она дает ориентиры для принятия основных социально-экономических решений и выбора стратегии развития. Экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

В ряде глобальных проблем мировой экономики в современных условиях все острее проявляется проблема продовольственной безопасности в масштабах мировой, национальных и региональных экономик в триединстве таких аспектов, как продовольственная самообеспеченность стран и регионов, продовольственная независимость, а также безопасность продовольствия для здоровья, жизни населения и окружающей среды. При этом определяющая роль в обеспечении продовольственной безопасности государств переходит к их внешнеэкономической политике.

Влияние мирохозяйственной среды, в том числе деятельности международных организаций на продовольственную безопасность, усиление дифференциации стран в рамках мировой агропродовольственной системы, обострение противоречий между внешнеторговой политикой либерализации торговли агропродовольственной продукцией и политикой национального аграрного протекционизма актуализируют значимость внешнеэкономической политики в области обеспечения и поддержания продовольственной безопасности как на уровне мировой экономики в целом, так и на уровне национальных экономик и их субъектов в частности.

Регионализация российской экономики и либерализация внешнеэкономической деятельности привели к тому, что субъекты Российской Федерации стали оказывать значительное влияние на продовольственную безопасность страны. Приоритеты при осуществлении внешнеэкономической политики обеспечения продовольственной безопасности субъектами России варьируются в зависимости от их специфики. Особую актуальность проблема совершенствования внешнеэкономической политики обеспечения продовольственной безопасности приобретает в агропроизводящих регионах.

Продовольственная безопасность в мировом масштабе связана с диспропорцией между растущим населением планеты и возможностями биосферы. Площадь пашни в мире за последние годы стабилизировалась на уровне 1,2 млрд. га. В развитых странах достигнут относительный предел урожайности зерновых культур, а темпы прироста посевов зерновых и объем их производства отстают от темпов прироста населения. Естественные конкурентные преимущества России позволяют отечественному Агропрому входить в пятерку крупнейших мировых производителей и экспортеров продовольствия на мировом рынке. Однако, располагая огромным потенциалом, АПК России все еще значительно отстает в своем развитии от растущего спроса на продовольствие [7, c. 20].

Продовольственная проблема — предмет особого внимания каждого суверенного государства, стремящегося сохранить независимость и динамично развиваться, обеспечивая благополучие собственных граждан. Сегодня, в условиях глобализации, она особенно актуальна для России. Агропромышленный сектор страны в годы реформ 1990-х годов существенно пострадал, а продовольственный рынок превратился в арену недобросовестной конкурентной борьбы, которая была навязана отечественному производителю импортерами.

Возросшая покупательная способность населения страны увеличивает спрос на качественные пищевые продукты, который отечественные продукты не всегда способны удовлетворить. Переход к рынку обострил многие проблемы сельского хозяйства, вызвал в пореформенный период значительный спад его производства. Вместо технологической модернизации решение продовольственной проблемы свелось к идее «нефть и газ в обмен на продовольствие». В результате Россия оказалась в серьезной зависимости от импорта пищевой продукции, который рассматривается как главный внешний фактор продовольственного обеспечения [10, c. 14].

Недооценка роли государства в регулировании агропродовольственного рынка и поддержке агропроизводства в первые годы социально-экономических институциональных преобразований 1990-х годов заложила основы проблем, которые, оставаясь нерешенными на протяжении долгих лет, обрели системный, хронический характер. Как отмечает академик Россельхозакадемии И. Г. Ушачев, «пассивная аграрная политика с ослаблением государственного регулирования экономических отношений может привести к деградации производственного потенциала и невозможности перехода к этапу устойчивого восстановления и развития агропромышленного производства [3].

Известно, что Россия имеет высокий потенциал агропромышленного производства. Однако, отечественное сельское хозяйство, являясь одним из наименее поддерживаемых государством секторов экономики и существенно уступающим в этом развитым странам, продолжает оставаться в кризисном состоянии [2].

Мировой финансовый экономический кризис 2008–2009 гг. во многом обнажил в аграрном секторе России застаревшие диспропорции, которые в условиях экономического роста были не так заметны. По мере интеграции российского агропромышленного хозяйства в глобальную экономику все более ощутимой становится растущая степень его отставания от ведущих мировых производителей продовольствия по всем параметрам научно-технического развития [8, c.19]. Российское сельское хозяйство в настоящее время в 5 раз более энергоемко, в 4 раза более металлоемко и 8–10 раз ниже по производительности труда, чем в США, Канаде, странах Европейского союза [4].

Продовольственная безопасность государства — такое состояние экономики и агропромышленного комплекса страны, которое независимо от внешних и внутренних условий, позволяет населению страны бесперебойно получать экологически чистые и полезные для здоровья продукты питания по доступным ценам, в объемах не ниже научно обоснованных норм.

В настоящее время крупные города обеспечиваются отечественными и зарубежными продуктами питания, сельскохозяйственной продукцией, имеющей различные технологии выращивания и переработки, которые не обеспечивают как продовольственной, так и биологической безопасности населения. Страна поставлена в большую зависимость от импортеров (40–70 %), что представляет непосредственную угрозу государственному суверенитету России.

По ряду основных видов продовольствия импорт превышает их внутригосударственное производство, что приводит к свертыванию перерабатывающей промышленности. Повышенное содержание канцерогенов и других ядов замедленного действия в продукции, которая слабо контролируется, представляет реальную угрозу здоровью населения. Лабораторные тесты, проведенные независимыми исследователями, показали, что около 60–75 % всех импортируемых Россией продуктов питания содержат генетически модифицированные компоненты. Общеизвестно, что недостаточный, биологически неполноценный и экологически небезопасный рацион изменяет гормональный статус человека, провоцируя развитие различных заболеваний.

За последние 10 лет произошло резкое ухудшение показателей биологической полноценности и безопасности сельскохозяйственного пищевого сырья и пищевых продуктов.

Около половины поступающих в продажу пищевых продуктов и напитков не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам качества и безопасности. Так, доля брака в импортируемых продуктах составляет: среди колбасных изделий — порядка 60 %, мясных консервов — 50 %, молочных продуктов — 80 %, кофе и чая — 50 %, детского питания — 80 %. Обострение медико-биологических проблем экологической безопасности продуктов питания в целом оказывают негативное влияние на здоровье нации.

Конъюнктура продовольственного рынка между тем меняется стремительно, и государству требуются эффективные решения в области обеспечения продовольственной безопасности в соответствии с национальными интересами страны, к которым относятся, прежде всего [11]:

  • обеспечение физической и экономической доступности продовольствия для всех групп населения;

  • достижение необходимого уровня и стабильности производства продовольствия главным образом за счет внутренних сырьевых ресурсов и производственных мощностей, создания резервных фондов;

  • сокращение импорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности;

  • обеспечение соответствия качества производимых и реализуемых продуктов государственным и международным стандартам качества и безопасности;

  • диверсификация структуры экспорта сельскохозяйственной продукции;

  • расширение отечественного производства конкурентоспособной продовольственной продукции, в том числе за счет повышения технологического уровня производства в пищевой и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственном машиностроении;

  • создание эффективной системы управления аграрным сектором экономики и реализация единой научно-технической политики в агропромышленном комплексе страны;

  • организация государственного контроля продовольственного рынка, производства, внешних и внутренних поставок и запасов продовольствия;

  • разработка прогнозов по продовольственной безопасности и соответствующих целевых государственных программ;

  • совершенствование законодательства в данной сфере [5].

Процессы глобализации в экономике делают все более актуальными вопросы защиты внутренних товарных рынков. Это в полной мере относится к агропродовольственной сфере, специфика которой состоит в противоречии, определяемом необходимостью, с одной стороны, государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях внутреннего диспаритета цен и роста иностранной конкуренции, а с другой — обеспечения наполнения внутреннего рынка продовольствием по доступным ценам. Решение данной проблемы является одной за главных задач аграрной политики.

Новым этапом в формировании аграрной политики, отвечающей современным реалиям, стало принятие Доктрины продовольственной безопасности РФ, в которой получили развитие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г, в соответствии с которой защита отечественного продовольственного рынка определена приоритетным направлением в области регулирования агропродовольственной сферы. Следует отметить, что в указанном документе продовольственная безопасность определяется как продовольственная независимость страны, что отличается от международной трактовки этой категории, где внимание сфокусировано на доступности продовольствия для потребителя.

Объявлено, что одной из основных целей государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе является импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала в растениеводстве.

Решение всех этих проблем обостряется в связи со вступлением России в ВТО. Отставание отечественной пищевой промышленности в технологическом и организационном плане признано экспертами. Вкупе со слабостями отечественного аграрного цеха это привело к высокой импортной зависимости российского продовольственного рынка. За счет импорта формируется 25 % ресурсов мяса и мясопродуктов, 24,6 % — рыбы и рыбопродуктов и 19,2 % молока и молокопродуктов. Завоз продовольствия оценивается более чем в 36 млрд долл., то есть в 4 раза превышает разрешенный правилами ВТО объем поддержки сельского хозяйства.

Стратегия по развитию пищепрома обещает существенное изменение ситуации. Документ определяет рубежи целого ряда подотраслей пищевой промышленности. В 2020 г. производство пищевых продуктов должно увеличиться в 1,4 раза при среднегодовом темпе прироста 3,5–5 % к уровню 2010 г. Предусматривается к 2020 г. довести долю российского производства (с учетом переходящих запасов) в общем объеме по сахару — до 96,7 %, растительному маслу — до 84 %, мясу и мясопродуктам — до 88,3 %, пищевым рыбным товарам — до 82 %, молоку и молокопродуктам — до 85,3 %.

Система государственного регулирования агропродовольственного рынка должна быть динамичной, гибкой, соответствовать целям и задачам социально-экономического развития страны. Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. А. Зубков четко определил основные направления разработки предложений по ее совершенствованию:

  • модернизация механизма государственных интервенций и реализации иных механизмов защиты агропродовольственных рынков от ценовых колебаний, включая биржевые и рыночные;

  • сокращение издержек по всей продовольственной цепочке;

  • повышение финансовой устойчивости сельхозпроизводителей;

  • активизация инновационной активности отраслей АПК;

  • развитие инфраструктуры и логистики агропродовольственных рынков.

Дальнейшее развитие ситуации полностью зависит от эффективности аграрной политики, ее адаптации к быстроменяющимся условиям, способности реально превратить аграрный сектор в национальный приоритет, сделать продовольствие неотъемлемой составной частью российского экспорта, провести модернизацию и обновление отечественного АПК, укрепление его производственной и социальной инфраструктуры [2].


Литература:

  1. Голощапова И. В., Климова Н. В. Проблемы продовольственной безопасности России в условиях глобализации // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/7094

  2. Исследование ВЭФ: индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2012 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/2012/05/24/4419

  3. Михайлушкин П. В. Агропродовольственный рынок: сущность и принципы организации // АПК: экономика, управление. — 2011. — № 8. с. 57–62.

  4. Михайлушкин П. В. К анализу сущности рынка // Экономика сельского хозяйства России. — 2011. — № 9. с. 38–46.

  5. Михайлушкин П. В. К вопросу о сущности агропродовольственного рынка // Экономика сельского хозяйства России. — 2011. — № 8. с. 56–65.

  6. Михайлушкин П. В. К оценке экономического развития агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. — 2012. — № 1 с. 66–77.

  7. Михайлушкин П. В. Приоритеты развития сельского хозяйства России в условиях глобализации экономики / П. В. Михайлушкин // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2012. — № 3. с. 17–22.

  8. Нечаев, В.И., Регулирование агропродовольственного рынка — инструмент государственной политики / В. И. Нечаев, П. В. Михайлушкин // Экономика сельского хозяйства России. — 2011. — № 10. — С. 11–22.

  9. Сидоренко В. В., Михайлушкин П. В. Продовольственная безопасность в современном мире // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2012. — № 2. с. 40–45.

  10. Трубилин А. И., Сидоренко В. В., Михайлушкин П. В. Приоритеты аграрной политики России // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2012. — № 5. с. 10–16.

  11. Ушачев И. Г., Серков А. Ф. Состояние и проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. — 2009. — Официальный сайт ВНИИ сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniiesh.ru/publications/Star/4949.html

  12. Холод Л. Пищевая промышленность России: состояние и перспективы / Л. Холод // Экономика сельского хозяйства России. — 2012. — № 6. — С. 22–26.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle