Библиографическое описание:

Шатрова А. Л. Консультирование и супервизорство как инновационные технологии в системе социальной защиты населения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 320-322.

Современное развитие общества, стремительно протекающие в нем процессы, ставят перед обществом в целом и каждым человеком в частности целый ряд разного рода проблем. Человек, в процессе своей жизнедеятельности, сталкивается со следующими факторами: ускорение темпов социальной мобильности, видоизменение ценностно-нормативных границ человеческого поведения, принципиальное изменение базовых норм и ценностей общества и т. д. И в случае возникновения перед ним социальной или личностной проблемы, и посчитав, что не в силах ее разрешить самостоятельно, в силу того, что не хватает жизненного опыта, юридических знаний, информации и т. д., поэтому человек нуждается в помощи специалиста.

В результате в обществе возникает потребность в оказании услуг социального консультирования граждан. Как вида социальной технологии и разновидности профессиональной деятельности социальных работников.

В настоящее время в теории и практике социальной работы имеются две точки зрения, два подхода к определению сущности социального консультирования. Эти два подхода взаимодополняют друг друга.

  1. Профессиональный подход. При этом подходе социальное консультирование рассматривается как оказание организациям и гражданам консультационных услуг специально обученными, высококвалифицированными работниками, которые в процессе общения с обратившимися гражданами, выявляют суть социальной проблемы, проводят прогнозный анализ и совместно с клиентом подбирают наиболее рациональное решение.

  2. Функциональный подход. При этом подходе, социальное консультирование рассматривается, как предоставление клиенту помощи в форме практических советов в отношении проблем решаемой задачи, рассмотрения ее сути и направления клиента к профильным специалистам, для получения более подробной информации и принятия нужного решения. Консультант в этом случае выступает как посредник между профильным специалистом и клиентом.

Оказание услуг социального консультирования требует разностороннего подхода. Социальное консультирование можно классифицировать по следующим направлениям и видам:

  • Индивидуальное — предполагает консультирование отдельного человека;

  • Групповое — предполагает консультирование определенной группы людей, у которой возникли общие проблемы (семья, бригада, звено, отдел, студенческая группа).

Залогом успешной работы специалиста по социальному консультированию является четкое видение всей проблемы обратившегося за помощью клиента и конечной цели обращения.

В последовательности процесса социального консультирования можно выделить несколько этапов:

  1. Ознакомление с проблемой и проведение анализа причин возникновения проблемы;

  2. Воздействие на мировоззрение клиента и систему его взглядов на возникшую проблему, с целью изменения его отношения к проблеме и переоценке своих возможностей по ее устранению;

  3. Формирование у клиента системы ценностей и мотивационной составляющей для решения возникшей проблемы;

  4. Закрепление у клиента новой нормативно-ценностной системы взглядов и жизненных установок.

В процессе своей профессиональной деятельности социальному консультанту необходимо опираться на следующую группу принципов:

  • принцип не перебивай клиента — умение слушать и анализировать;

  • принцип не навязывания конкретных путей решения проблемы — умение предложить несколько решений;

  • принцип уважения личности клиента — взаимная доверительность;

  • принцип конфиденциальности — нераспространение информации о клиенте, его проблеме;

  • принцип ситуативности — возможность объективного взгляда на ситуацию;

  • принцип результативности — результаты оценивает клиент.

Социальное консультирование можно классифицировать по типам:

  1. Рефлексивное консультирование. Процесс консультирования происходит в виде совместного осмысливания ситуации.

  2. Технологическое консультирование. В процессе консультирования выбирается определенный набор решений и действий для решения проблемы.

  3. Проектное консультирование. В процессе консультирования происходит поиск тактики поведения клиента.

По способам, форме и содержанию социальное консультирование может происходить в виде:

  • монолога;

  • диалога;

  • тестирования;

  • обучения и тренингов.

В существующей системе организации и управления социальной защитой населения, социальное консультирование, как и любая другая социальная технология, выполняет ряд значимых для человека и общества функций. [1, с. 117]

В зарубежных системах социальной защиты придают очень важное значение совершенствованию профессиональных качеств социальных работников. Существенное место в подготовке профессионалов занимает супервизорство, целью которого является улучшение целенаправленности профессиональных действий и качеств работника социальной службы, повышение его квалификации и ознакомление с передовым опытом, накопленным в процессе практической работы.

В прошлом России, во времена СССР супервизорство (наставничество) было распространено среди молодых специалистов, в основном путем конкретного закрепления за молодым специалистом, отдельного опытного работника, который путем наставничества, используя личный накопленный жизненный опыт, передавал свои знания и опыт подопечному. В современной России супервизорство столь широкого развития, как во времена СССР, не имеет.

Однако супервизорство, как способ повышения уровня квалификации в процессе становления молодого специалиста, заслуживает серьезного внимания, так как наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы, супервизорство помогает специалисту совершенствовать свои профессиональные знания и умения, перенимать положительный опыт прошлых лет [2, с. 14].

На процесс развития и становления молодого специалиста влияют не только полученные им знания в процессе обучения, но знания и умения, приобретаемые им в процессе сотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, готовым прийти на помощь в затруднительных ситуациях, научить использованию в своей работе новых эффективных технологий и методов работы.

Предметом супервизии, как правило, выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста при работе с клиентом, умении качественного применения полученных им знаний и опыта.

Супервизорство может иметь как индивидуальную, так и групповую направленность воздействия. Супревизия, являясь инструментом совершенствования повышения профессиональной деятельности специалиста, одновременно является инструментом обеспечения повышения уровня услуг, оказываемых в области социального обеспечения населения.

Процесс супервизорства основан на взаимодействии и сотрудничестве специалиста и супервизора. В процессе профессиональной деятельности социальные работники зачастую сталкиваются со многими негативными факторами, вследствие которых возможен эмоциональный стресс, с которым они не могут справиться самостоятельно. В этих случаях очень важна квалифицированная помощь специалиста супервизора, который исходя из своего опыта и профессионализма, поможет разобраться в сложной ситуации и указать верные пути решения проблемы.

В основе реформирования социальной сферы, расширения рыночной составляющей в деятельности управления системы оказания социальных услуг, находятся теоретические и методологические обоснования этих процессов.

Возможности экономического роста определяются развитием и состоянием отраслей сферы социальных услуг. Мировой опыт и отечественная практика показывают, что одной из главных проблем, является формирование эффективных организационных и экономических механизмов повышения социальной защищенности человека. В последнее время решение многих конкретных проблем защиты и поддержки населения, все более чаще становится прерогативой региональных служб, поэтому для выбора и обоснования приоритетных направлений единой государственной политики в сфере социальной защиты населения, возникает необходимость мониторинга пространственных различий и уровня социальной защиты граждан в разрезе субъектов Российской Федерации.

При проведении мониторинга используются многие показатели жизнедеятельности людей, одним из важных показателей при этом является оценочный анализ. Оценочный анализ это продолжительный во временном пространстве процесс отбора информации, разделения ее на категории и тщательного анализа, он возможен в результате постоянного проведения перекрестной проверки поступающих данных. Целью анализа является познание человека во взаимосвязи с обществом, с окружающей его средой. Оценочный анализ служит основой для планирования и реализации тех или иных мероприятий и действий, необходимых для сохранения, а в случае необходимости, для улучшения окружающей его обстановки.

Умение проведения оценочного анализа и получение результатов зависит от навыков и умения работника, его самоорганизованности и самоотдачи, умения систематизировать и анализировать полученную информацию. Немаловажным является фактор человеческих взаимоотношений и интуитивности.

Оценочный анализ представляет собой процесс изучения и исследования, процесс постоянного накопления данных и конкретных фактов. Не менее важным представляется и проведение анализа мыслей, чувств, ощущений и реакции клиента на внешние раздражители.

Действие оценочного анализа в социальной работе, стремится следовать к сути, ведущей к ресурсам, а не к сути, ведущей по пути потребностей, поэтому разрабатываются модели — определяющие цели, способы и средства достижения цели. При этом следование принципу удовлетворения потребностей, должно придерживаться в пределах существующих средств, что влечет за собой принцип приоритета удовлетворения социальных потребностей.

Рост объема социальных услуг, усложнение решаемых в социальной сфере задач, применение систем статистических показателей — все это повышает значение оценочного анализа.


Литература:

  1. Аверин А. Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров. Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Дашков и К, 2006. -280с.

  2. Дэвис П., Мейер Д., Якобс Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего консультирования. СПб., 1997. — С. 236 (пер. Ю.Донца и В.Зеленского)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle