Библиографическое описание:

Морозова Т. Д. Психологические особенности политических консультантов РФ // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 490-494.

Исторические события, произошедшие в России в конце XX века, существенно изменили политическую систему — на смену социализму пришла демократия. В конце 1993 года происходит принятие Конституции Российской Федерации, в которой прописаны и закреплены демократические принципы.

Республика Советов, отличительной особенностью которой была монопольная власть коммунистической партии, сменяется демократической республикой с ее многопартийностью, выборами Президента и парламента. В связи с такими изменениями в России стал постепенно появляться и развиваться политический консалтинг, или политическое консультирование.

На самом деле, отсчетной точкой политического консультирования в России можно считать 1989 год. Это были первые конкурентные выборы — выборы Съезда народных депутатов СССР. «При всем ограниченном характере конкурентного выбора, в некоторых избирательных округах отдельные кандидаты уже тогда пытались применить современные политические технологии для достижения электорального успеха» [1, с.166]. Но в то время подобная практика была, можно сказать, экзотикой, поэтому она существенно не повлияла на итог избирательной кампании.

Сейчас же сложно представить политика, который бы выиграл политическую борьбу за «место под солнцем» без использования специалистов в области консалтинга и политических технологий. Не стоит забывать, что обращение к услугам политических консультантов может существенно изменить политическую ситуацию, а значит, и историю города, региона или всей страны (последнее изменение уже может повлиять на отношения с другими государствами).

На данный момент среди специалистов, которые, так или иначе, связаны с политическим консультированием, нет единого определения данной профессии. «…этих людей называют политическими технологами, политконсультантами, имиджмейкерами, а саму профессию — политтехнология…» [4, с.6]. В представленной статье под политическим консалтингом (ПК) мы будем понимать следующее: ПК — это оказание профессиональной помощи политикам-практикам в решении политических задач. На основании анализа позиций разных авторов — Минтусова И. Е. и Егоровой-Гантман Е. В., Малкина Е. и Сучкова Е., Ольшанского Д. В. — к сфере деятельности таких специалистов относится следующее:

  • содержательная, или стратегическая, сторона политических и избирательных кампаний, в т. ч. исследование стереотипов массового сознания;

  • работа с гражданами (использование полевых технологий), агитационная деятельность;

  • управление политическими проектами — избирательными кампаниями и партийным строительством;

  • работа непосредственно с клиентом: создание имиджа, обучение навыкам делового общения, подготовка к публичным выступлениям и т. п.

Актуальность этой работы состоит в том, что на сегодняшний день нет единого представления о политическом консалтинге и, соответственно, о специалистах этой сферы — политических консультантах (политтехнологах). В научной сфере отсутствуют исследования по данной тематике и крайне мало литературы российских авторов, что определяет новизну подобных работ. Также, во-первых, стоит отметить, что выявление психологических особенностей политических консультантов позволит понять: какие люди непосредственно участвуют в политической жизни, например, города или области, зачем они этим занимаются, т. е. цели и мотивы их поведения. Во-вторых, результаты исследования имеют практическое значение: могут быть использованы для разработки программы отбора и/или обучения специалистов в областях политического консультирования и политических технологий.

В представленном исследовании выявление психологических особенностей политических консультантов осуществлялось с помощью следующих методов и методик: экспертное интервью, методика «Якоря карьеры» Э.Шейна и проективная методика, представленная в виде рисуночного теста. Обусловлен именно такой исследовательский набор тем, что «Якоря карьеры» позволяют выделить приоритетные профессиональные ориентации, которые являются устойчивыми и постоянными элементами структуры личности. Проективная методика помогает на бессознательном уровне получить информацию как о самом человеке, так и о его представлении о выбранной профессии. К тому же подобные методики, несмотря на то, что не все сначала хотят рисовать, в дальнейшем вызывают положительные эмоции и устанавливают более доверительные отношения с исследователем. Интервью, как метод психологического исследования, позволяет через личное общение получить наиболее полную и важную информацию, необходимую для выявления психологических особенностей. В исследовании принимали участие 10 мужчин — практикующих политических консультантов (политтехнологов). В качестве контрольной группы (также в количестве 10 человек) были выбраны «управленцы», т. е. люди, имеющие подчиненных, которым предлагалось заполнить опросник и нарисовать свою профессию.

В ходе исследования было выдвинуто предположение, что политические консультанты обладают специфическими психологическими особенностями, которые позволяют им (консультантам) заниматься данным видом деятельности. Исходя из этого, задачи, которые стояли перед исследователями:

  • выделение общих характеристик у политических консультантов с помощью использования метода контент-анализа — анализ интервью;

  • анализ, сравнение и выделение существенных различий в рисунках политических консультантов и «управленцев»;

  • определение ведущих карьерных ориентаций как у основной, так и у контрольной выборки;

  • составление психологического портрета (в виде психологических особенностей) политического консультанта на основании полученных данных.

Теперь перейдем к обсуждению результатов исследования.

После обработки всех бланков опросника «Якоря карьеры» Э.Шейна и подсчета средних значений по каждой шкале (максимум — 10 баллов), были выделены по три ведущих карьерных ориентации для каждой группы: политтехнологов и «управленцев».

Для практикующих политических консультантов приоритетными ориентациями являются: «автономия» (8,1), «служение» (7,2) и «вызов» (7,4). Получается, люди, которые в качестве профессиональной деятельности выбирают политическое консультирование, в своей карьере пытаются добиться независимости (т. е. хотят сами определять — что и когда делать); хотят быть полезными для общества и видеть конкретный результат своей работы; а также им нравится получать сложные задания и конкурировать с другими консультантами. Полученные показатели можно объяснить тем, что работа политтехнолога предполагает проектную деятельность, т. е. сложные и интересные задания, которые нужно выполнить к определенному сроку, но как именно и когда они будут сделаны — уже не так важно. Главное — результат и эффективность.

Также стоит отметить, что самые низкие показатели получены по шкалам — «стабильность работы» (4,9) и «стабильность места жительства» (3,5). Это обосновывается тем, что в исследовании участвовали специалисты, занимающиеся внешним консалтингом, а это предполагает наличие временных проектов и часто в других городах. Можно сказать, что политтехнологи — люди, которые привыкли к командировкам.

Для контрольной группы характерны несколько другие показатели. В качестве основных карьерных ориентации выделяются: «стабильность работы» (8,8), «служение» (7,7) и «интеграция стилей жизни» (7,3). Такие результаты говорят о том, что для «управленцев» так же, как и для консультантов, важно быть полезными для общества и видеть конкретный результат своей работы. При этом для таких людей ведущими мотивами в построении карьеры являются наличие компании со стабильным положением на рынке, которая предоставляет социальный пакет, гарантии и защиту. Также им не менее важно найти баланс между карьерой, семьей и личными интересами.

В качестве шкал с наименьшими показателями выделяются: «вызов» (3,9) и «предпринимательство» (3,8). Такие низкие результаты можно объяснить наличием высоких показателей по шкале «стабильность работы», т. е., можно сказать, что «управленцы» не склоны к конкуренции и не стремятся основать свой бизнес, потому что для них в построении карьеры на первом месте стоит стабильность.

После сравнения средних показателей двух выборок была проведена математическая обработка данных. Для этого использовались корреляционный анализ и критерий U-Манна-Уитни. Рассмотрим наиболее важные и интересные корреляции.

. Корреляционный анализ результатов политических консультантов показал: чем больше показатель по шкале «вызов», тем больше показатель по шкале «автономия» (r=0,943 при p<0,01). Данная связь может свидетельствовать: чтобы добиться независимости (в виде очередного проекта), политическому консультанту необходимо пройти конкурентную борьбу за этот проект, доказать, что именно он достоин этого задания. Также, выбрав в качестве приоритетной ориентации «автономию», политтехнологи не хотят, чтобы работа вмешивалась в их личную жизнь, т. е. они не готовы поменять место жительство совсем (r=0,775 при p<0,05). Скорее всего, их привлекают лишь краткосрочные проекты в других городах. При этом обнаружена связь таких шкал, как «стабильность работы» и «служение» (r=0,786 при p<0,05). Можно предположить, что политические консультанты также предпочитают и долгосрочные проекты, в которых можно проявить все свои таланты и умения, добиться ощутимого результата. Но такие проекты не должны влиять на место жительства (r=0,801 при p<0,05). Возможно, это некоторый патриотизм по отношению к своему городу или стране в целом.

В итоге, политтехнологи стремятся быть полезными обществу, употреблять на благо все свои способности и умения, также они готовы к конкуренции за интересный проект, но все же ради этого не хотят менять свое место жительство. Только если ненадолго.

Корреляционный анализ контрольной выборки дал совершенно другие результаты. Можно предположить, что «управленцы» могут поучаствовать в конкурентной борьбе, только если это даст существенный результат в развитии какого-либо дела (r=0,795 при p<0,01). То есть они не склонны к необоснованному риску. Интересно также, что они могут стремиться к независимости, но лишь для того, что найти баланс между карьерой, семьей и личными интересами (rxy=0,645 при p<0,05). Скорее всего, люди, занимающие должность руководителя, готовы вступить в конкурентную борьбу и решать трудные задачи, лишь при условии, то это их идея, проект или бизнес (rxy=0,660, N=10, p<0,05).

Далее был использован критерий U-Манна-Уитни, который выбран для того, чтобы найти различия между двумя выборками, и этим доказать наличие специфических особенностей у политических консультантов и подтвердить наши результаты, описанные выше. В итоге:

  • политконсультанты ставят конкуренцию и стремление к решению сложных задач в качестве приоритета в построении своей карьеры (p<0,001);

  • независимость является главной в карьере больше у консультантов, а стабильность места жительства характерна для «управленцев» (p<0,05);

  • стабильность работы наиболее важна в карьере «управленцев», для политконсультантов она не имеет особого значения (p<0,01).

При интерпретации рисунков были выделены общие признаки в обеих выборках. Рассмотрим подробнее результаты только политтехнологов.

Во-первых, интерпретация рисунков показывает — политконсультанты позиционируют себя как деловых, активных, много работающих людей, склонных к организаторской и интеллектуальной деятельности. Во многих рисунках, помимо изображения самого человека, присутствуют дополнительные атрибуты: телефоны (городской и мобильный), ноутбук, книги. Процесс рисования сопровождался комментариями: «нарисуем телефон и ноутбук — он всегда должен быть на связи», «морщины и синяки под глазами — он много думает и устает», «вокруг него люди — он координатор — говорит, что им делать» и т. п.

Во-вторых, почти у всех политконсультантов в одних элементах рисунка проявляется интроверсия, в других — экстраверсия. С одной стороны, почти на всех рисунках изображен человек в открытой позе (руки и ноги широко расставлены), на лице присутствует улыбка — всё это говорит об открытости и общительности. Но с другой стороны — в рисунках наблюдается изображение маленьких глаз либо пустых глазниц — человек склонен к анализу, скрытности, нежелание выдать какую-то информацию. Скорее всего, такая особенность связана со спецификой работы в сфере политического консалтинга. Консультанту необходимо не только общаться с разными людьми и находить с ними общий язык, но и уметь анализировать, выстраивать стратегии, руководить проектами.

В-третьих, во всех рисунках прослеживается ориентация на будущее. Расположение фигуры в пространстве свидетельствует о том, что политтехнологи концентрируются на целях в будущем (то, чего они хотят достичь), не забывая о прошлом — опыте. При ориентации на будущее характерно умение отказывать себе в удовольствиях. Также для таких людей первостепенной потребностью является потребность в построении карьеры. Эти предположения подтверждаются информацией, полученной при анализе интервью (который будет рассмотрен ниже). Многие консультанты говорили о том, что: их род деятельности не подразумевает наличие семьи — «я женат на кампании»; что семья должна быть, но «это второстепенная позиция». К тому же, на вопрос о хобби была получена информация, что увлечений много, но на них не хватает времени.

И последнее — в рисунках политтехнологов наблюдается тенденция к завышенной самооценке и амбициозность, уверенность. Наличие этих характеристик можно связать со шкалой «вызов» по методике «Якоря карьеры» Э.Шейна. Для того чтобы не бояться конкурировать с другими и браться за сложные проекты, необходимо быть уверенным в себе и не бояться покорять все более и более высокие вершины для достижения успеха.

Перейдем к анализу главной части нашего исследования — экспертные интервью с политконсультантами. В ходе контент-анализа были выделены некоторые особенности.

Во-первых, все консультанты стремятся к знаниям: собираются получить или уже получили степень кандидата наук, а также на вопрос «Пригодились ли Вам знания, полученные в рамках высшего образования, в деятельности политического консультанта?» все дали положительный ответ. Скорее всего, это характеризует политтехнологов как людей, стремящихся к получению знаний, т. е. у них есть потребность в знаниях, информации, статусе (т. к. степень кандидата наук приветствуется в политическом консультировании и дает возможность покорять новые вершины). Также они умеют использовать полученную в рамках образования (и не только) информацию при выполнении какого-либо задания, проекта, выработки стратегии и т. д.

В-вторых, хотелось бы выделить в качестве отличительной особенности — потребность в независимости и свободе. Почти все политические консультанты рано начали подрабатывать (имеется в виду, вообще, а не только в политике), еще до достижения совершеннолетия. А также в качестве преимуществ политконсалтинга многие выделяли свободу в действиях, во времени и т. п.

В-третьих, на просьбу описать образ успешного человека абсолютно все консультанты называли некий абстрактный образ. Говоря «абстрактный образ», подразумеваются такие ответы, как: «счастливый и свободный», «он всем доволен», «может влиять на свою жизнь и жизнь других людей», «важен для общества и для себя». Несмотря на это, встречаются и совершенно разные определения успешного человека:

«Если человек достигает каких-то внешних проявлений успеха (общественное признание, финансовое благополучие), но при этом он несчастен — я считаю, что он неуспешный. А если он счастлив, но не обладает внешними проявлениями успеха, он успешен».

«Успешный человек — это тот, который может изменить окружающий мир, прежде всего, а для этого нужны большие средства и власть. Собственно говоря, вот главная цель — изменение окружающего мира. Если ты можешь это сделать, ты успешен».

«Успешный человек… По результатам работы можно судить. Никаких других характеристик дать не могу. Работящий. Важен для общества, важен для себя».

Конечно, стоит отметить, что некоторые консультанты сначала пытались описать какой-то конкретный образ — «…наличие достаточных средств, хорошей машины, хорошего дома, несколько квартир, большой семьи, наличие управленческой должности в хорошей конторе, может, частного бизнеса…» — но все же после рассуждений вслух приходили к выводу, что не это главное.

Стоит выделить еще один вопрос интервью — Какими качествами должен обладать политический консультант? Интересно то, что практически не было совпадений в ответах консультантов. В основном, качества можно объединить в такие группы, как: организаторские способности, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость. Отдельно выделялись: честность, объективность, смелость и циничность. Это может свидетельствовать о том, что политическому консультанту необходимо обладать большим объемом разнообразных качеств. Политтехнологу нужно не только уметь общаться с людьми, но и уметь анализировать, выстраивать стратегии, руководить проектами и людьми, не бояться трудностей и т. п. Т. е. в каком-то смысле, этот человек должен быть универсальным и разносторонним.

Получается, что политический консультант — это человек, стремящийся к знаниям, информации, который старается либо проверить теорию на практике либо узнать что-то новое путем приобретения опыта. Политтехнолог не обладает каким-то конкретным набором профессионально важных качеств — ему необходимо быть разным, ведь неизвестно какая особенность и в какой ситуации может пригодиться.

Общие выводы. Политический консультант, или политтехнолог:

  • отличается стремлением к независимости и конкуренции в своей профессиональной деятельности;

  • несмотря на то, что стабильность места жительства не является важным, все-таки есть склонность к долговременным проектам, но в своем городе или же в другом городе (регионе) — ненадолго;

  • это человек амбициозный, уверенный в себе, склонный завышать свою самооценку, общительный, но при этом проявляющий признаки, характерные для интроверта;

  • и самое главное, что специалист, который хочет добиться успехов в сфере политического консалтинга, должен быть готов проявить самые разнообразные личностные особенности.

Важно отметить, что данное исследование является пилотажным. Составление плана, непосредственный процесс и обработка результатов помогли понять что такое «политический консалтинг» на самом деле, определить направление дальнейших исследований и убедиться как в научной, так и практической ценности подобных работ. В научной сфере — проведение качественных и интересных исследований станет хорошей платформой для практического применения полученных знаний в политическом консультировании. Научность и объективность результатов помогут создать профессиональную среду, которая основана не на личном опыте и субъективных оценках специалистов, а на достоверных данных. Практическое применение — отбор и обучение политических консультантов, или политтехнологов, выделение факторов успешного взаимодействия тандема «политический консультант-политик» (клиент или заказчик), определение степени влияния политтехнологов на происходящие изменения в политике — это лишь небольшая часть возможных тем для дальнейших исследований в этой области.


Литература:

  1. Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. — Монография — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. — 220 с.

  2. Егорова-Гантман Е. В., Минтусов И. Е. Как делать имидж политика. — М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1995.

  3. Куртов А., Каган М. Охота на дракона: Размышления о выборах и политическом консультировании. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 313 с.

  4. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. — М.: «Русская панорама», 2006. — 680 с.

  5. Матвейчев О. А. Уши машут ослом. Сумма политтехнологий. — М.: Эксмо, 2008. — 640 с.

  6. Ольшанский Д. В., Пеньков В. Ф. Политический консалтинг. — СПб: Питер, 2005. — 448 с.

  7. Пушкарева Г. В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2002.–400с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle