Библиографическое описание:

Базалей Е. А. Практическое применение идей А. С. Макаренко в современной России // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 519-521.


На примере школы № 825 г. Москвы мы покажем, как интерпретируются идеи А. С. Макаренко в воспитательную систему В. А. Караковского. Данная воспитательная система ориентирована на гуманистическое направление. Ведущая идея системы — развитие личности школьника, его интересов и способностей. Концепция педагогического коллектива опирается на представление о системности воспитания, интеграции педагогических воздействий на творчество. Важнейшей задачей школы является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Основу содержания воспитания, в этой связи составляли общечеловеческие фундаментальные ценности, ориентация на которые должна рождать в учащихся добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей выделено восемь: Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир. Чтобы указанные ценности стали основой процесса воспитания, педагогам предлагаются три пути приобщения к ним учащихся: создание комплексной программы воспитания в школе, основанной на этих ценностях; формирование отдельных целевых программ: «Семья — нравственная ценность человека», «Наша малая Родина»; «Молодые граждане России»; разработка совместно с учащимися общественных договоров, фиксирующих в каждом коллективе нормы общения и отношения, основой которых являются нравственные ценности. Раскрывая отношения между учениками и учителями в школе В. А. Караковского, нельзя не коснуться вопроса о самоуправлении, которое опирается не на особые права, а на авторитет опыта. В школе В. А. Караковского считают, что школа по типу отношений в ней должна быть ближе к семье. В этой связи велика связь классного руководителя с родителями.

Упорядоченность, предсказуемость большинства ситуаций, отлаженность основных механизмов саморегуляции позволяют педагогам сосредоточиться на более тонких психолого-педагогических проблемах: каков нравственный климат в классе; каковы взаимоотношения между детьми; у кого из учащихся особенно остры проблемы личностного развития. Совершенствует и развивает воспитательную систему, а вместе с ней и субъектов образовательного процесса в школе В. А. Караковского — коллективный анализ, педагогические дискуссии. В школе ведется систематическая работа по соединению внеурочной работы и учебной деятельности.

Развиваются коллективные, групповые формы работы на уроках, дидактические игры, научно-познавательные экспедиции, аукционы знаний, уроки творчества, межпредметные уроки, интегративные уроки, разновозрастные уроки. [1, с. 112]

Школа А. Н. Тубельского «школа самоопределения». В основе концепции А. Н. Тубельского лежит прежде всего идея базового среднего образования. Современная школа, по его мнению, должна представлять собой совокупность условий для свободного самоопределения личности. Свободный осознанный выбор — вот та сердцевина, вокруг которой должно происходить упорядочивание системы.

Другая идея — развитие личности ребенка как решающий критерий воспитания ценностей и «вписанность» школы в ближний и дальний социум. Одним из важных системообразующих факторов является атмосфера творческого поиска в школе. Особенность воспитательной системы школы А. Н. Тубельского — формирование демократического поведения у школьников на основе создания условий по воспитанию демократических ценностей. В этой связи пространство школы представлено как действующая модель демократического общества. Основным механизмом воспитания является создание специальных ситуаций, побуждающих осмысливать ценности, осуществлять нравственный выбор.

Школы, ориентированные на воспитание духовности (г. Ростов на Дону — школы № 103, 67, гуманитарная гимназия). Использование многообразия путей решения целевых установок, воспитание духовности в личности школьника позволяет выделить доминантные тенденции и определить условия их практической реализации. Поливариативное пространство воспитания духовности современных школьников осуществляется на основе создания вариантных моделей инновационных школ: деятельностная (школа № 103, директор Т. Н. Барковская); рефлексивно-аналитическая (школа № 67, директор М. В. Соколова); соборно-отношенческая-гуманитарная школа «Источник» (директор Н. И. Гавриленко).

Рассмотрим кратко реализацию концептуальных идей воспитания духовности школьников в указанных школах. [2, с. 111]

Проводя анализ духовно-нравственного состояния школьников в школе № 103, педагогический коллектив определил личностно-ориентированную целевую установку. Основным инструментом содержания образования явилось создание классов новой направленности: гуманитарной, строительной, экономической, юридической. Главным условием гуманизации содержания воспитания является последовательная демократизация всей школьной жизни через создание разнообразных детских клубов. В основу работы положена методика коллективного творческого дела. Целевая установка — развитие индивидуальной культуры учащихся как фактора духовно-нравственного, интеллектуально-творческого воспитания. Становление духовно-нравственных ценностей учащихся происходит в процессе созидательной творческой работы: учебной, трудовой, физической, эстетической. Реализация духовно-нравственного воспитания осуществляется через семь культурно-образовательных программ: «Возрождение духовности», «Инновационные педагогические технологии», «Одаренные дети», «Гражданин», «Школа и культурное пространство микросоциума», «Социальная защита и здоровье детей», «Экология микрорегиональной школы». Затем была добавлена еще одна программа — «Психолого-педагогическая культура».

Каждая программа, структурно-направленная на один или несколько компонентов индивидуальной культуры учащихся, решает как общие, так и специфические задачи, но направленные прежде всего на духовно нравственное воспитание.

Воспитание духовно-нравственных ценностей личности стало возможным, благодаря вариативности, гибкости и мобильности дополнительного образования, заполняющего воспитательное пространство школы.

Проведение игры «Демократия» позволило раскрыть творческо- деловые качества учащихся, а детское государство «Импульс» — наполнило игру партнерскими отношениями, основанными на нравственных ценностях. Таким образом, создались условия для социализации учащихся, а формирующаяся гражданская культура актуализируется, давая возможность для личностного роста. [2, с. 49]

Рефлексивно-аналитическая модель реализации концептуальных идей воспитания нравственных ценностей школьников осуществлялась в школе № 67. Цель реализации этой модели: развитие в каждом ребенке полноценного человека, человека как духовного, физического, мыслящего, уникального существа и свободно действующего субъекта. Особенностью реализации концептуальных идей в школе Человека является этико-психологическая направленность содержания образования, за счет введения учебных дисциплин этического направления: «Азбука человека, или Познай себя» (1–3 кл.); «Познай себя» (5 кл.); «Этика» (6, 7 кл.); «Познай себя» (8, 9 кл.); «Педагогика» (9 кл.); «Семья и брак» (10 кл.); «Психология» (11 кл.). Предметы этической и педагогической направленности обеспечивают уровень рефлексии ребенком собственной личности, способствуя определению смысла жизни, и решает аналогичные задачи по развитию духовности воспитанников. Это стало возможным, благодаря преемственности программ, узкой специализации педагогов, интегративному подходу в отборе знаний о Человеке и гуманистическим педагогическим технологиям, используемым на занятиях, тесному взаимодействию с психологической службой. [2, с. 192]

Соборно-отношенческая модель воспитания нравственных ценностей школьников осуществлялась коллективом Дневного пансиона начального обучения, впоследствии переименованного в гуманитарную прогимназию «Источник», опирающуюся на традиции классических гимназий и инновационной деятельности. Ценностями прогимназии являются: ребенок, его жизнь, духовное и физическое здоровье; духовность как явление детской индивидуальности и проявление высших образцов культуры; соборность как единство человеческого рода, включенность ребенка в социальные системы; уникальность жизнетворчества ребенка. Принципы, определяющие содержательный компонент педагогической системы прогимназии, являются отражением сущности пространств, вмещающих различные поля (пространства) деятельности, методов деятельности и субъектов деятельности:

  • принцип Мудрости — определяет образовательное пространство прогимназии;

  • принцип Творения — определяет культурно-досуговое и спортивное пространство;

  • соборное пространство — пространство взаимоотношений учащихся и педагогов на принципах гуманности и исключительной душевности. Функции соборного пространства: организация человеческих взаимоотношений на уровне быта, жизнедеятельности детей и взрослых в условиях полного режима пребывания учащихся в прогимназии; показ наилучших образцов поведения, создание условий взаимоподдержки, психолого-педагогической и валеологической помощи; организация среды для саморазвития, самоподготовки, самовоспитания учащихся. Соборное пространство носит системообразующий характер. В этом пространстве ведущую роль при воспитании нравственных ценностей выполняет классный руководитель;

  • пространство душевной исключительности ребенка — содержательно заполняется процессами жизнедеятельности, актуализации и самореализации детей, через взаимодействие с семьей, педагогами, признавая автономность духовного пространства школьника;

  • пространство успеха — успешность в учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности;

  • пространство успеха — успешность в культурно-досуговом, спортивном и творческих видах деятельности;

  • пространство педагогических технологий, интуиции и технологии — направлено на достижение успеха в любом виде творчества, культуры или спорта с использованием гуманных, личностноориентированных технологий. Олицетворенность в этом пространстве достигается за счет публичных представлений перед младшими и одноклассниками, взрослыми и гостями в различных видах и формах.

Реализация концептуальных идей пронизывает пространства и компоненты педагогической системы, оказывая взаимодействие и взаимовлияние друг на друга.

Другим направлением воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя является работа в ульяновских школах (№ № 4, 33, 73). В этих школах воспитание нравственных ценностей осуществляется по теме: «Содержание и организация гуманистического образования».

В условиях модернизации современного отечественного образования общество неизбежно встало перед проблемой преодоления провала в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения и обеспечения приоритета воспитания в целостном образовательном процессе. Это, в свою очередь, вызывает потребность в переосмыслении ценного и необычайно успешного социально-педагогического наследия А. С. Макаренко. [3, с. 410]

Существенный недостаток современного воспитания детей и молодежи — утрата гуманитарной ценности труда, и, прежде всего, труда производительного. Остро ощущается неразработанность на методологическом уровне фундаментальных проблем: педагогика и жизнь, воспитание и производственный труд, воспитание и управление педагогическим учреждением, укладом его жизни. Обращение к этим проблемам — характерная черта социально-педагогического наследия А. С. Макаренко. [4, с. 462]

Макаренковское наследие приобретает особое значение в преодолении укоренившейся в современной теории и практике образовании идеи ненужности продуктивного труда в образовательном учреждении, сведения его лишь к овладению (в учебном плане) различными технологиями. Глубокая ошибочность такой установки становится к настоящему времени все более очевидной, обостряя проблему социального воспитания молодого поколения, подготовки профессиональных кадров, способных к осуществлению модернизации страны. Освоение и разработка социально-педагогического наследия А. С. Макаренко может стать одним из направлений познания объективных закономерностей развития производственного воспитания, выяснения инновационных путей приобщения детей и молодежи к производственно-технологическим процессам в логике их подлинной педагогической и хозяйственной целесообразности.

Опыт современного успешного экономического развития стран, в особенности Японии и Германии, показывает возрастающую значимость морального развития человека, доверия к нему, коллективности, добровольности и дисциплины. Рабочим передается значительная часть ответственности в управлении производственным процессом, существенно расширяется спектр квалификации работника. Утверждается самоценность труда, вера в человека, в его способности, творческие силы и духовный рост. Происходит «одухотворение экономической жизни».


Литература:

  1. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. А. Селивановой, Е. И. Соколовой — М.: Сентябрь. — 2007. — 112с.

  2. Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Дис. докт. пед. наук. — Ростов-на-Дону. — 1999. — с. 211.

  3. Ахаян Т. Н. А.С. Макаренко и трудовое воспитание / Т. Н. Ахаян. — М.: Педагогика, 1999. — 410 с.

  4. Антология педагогической мысли: В 3–х т.: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. Н. Н. Кузьмин. — М.: АПН, 1989. — Т.2. — 462 с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle