Библиографическое описание:

Афонюшкин О. С. Анализ эффективности реализации программы по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 513-515.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований ЗОЖ, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного понимания о ЗОЖ, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития школьника;

  • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для понимания ЗОЖ.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждому занятию выделяются следующие уровни описания.

Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения основ ЗОЖ. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле ЗОЖ, его вкладе в развитие личности обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗОЖ. Они ориентируют школьника в том, какой уровень освоения опорного материала о ЗОЖ ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний о ЗОЖ, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня о ЗОЖ. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня о ЗОЖ служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала о ЗОЖ. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля о понимании ЗОЖ.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся к сохранению ЗОЖ. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при делении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса о понимании ЗОЖ, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от специалиста Центра требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

В результате изучения основ ЗОЖ на ступени общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные познания о ЗОЖ.

В сфере личностных универсальных познаний о ЗОЖ будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных познаний о ЗОЖ обучающаяся молодежь овладеет всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей деятельности в сфере ЗОЖ в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных познаний о ЗОЖ молодежь научится воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

У молодежи сформированы в личностных познаниях о ЗОЖ: [1, с. 19–22]

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «здорового ученика»;

  • формирование личностного смысла учения о ЗОЖ;

  • продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками в области ЗОЖ;

  • самостоятельная и личная ответственность за свой ЗОЖ;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Учащаяся молодежь получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к ЗОЖ;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «здорового ученика»;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные познания о ЗОЖ научат: [2, с. 67–77]

  • осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом понимании ЗОЖ;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • владеть саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

Молодежь получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные познания о ЗОЖ

Молодежь научилась:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на освоение ЗОЖ;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач в области ЗОЖ;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • ставить и решать проблемы в области ЗОЖ;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Молодежь получит возможность научиться: [3, с. 89]

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию о ЗОЖ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач в области ЗОЖ.

Коммуникативные универсальные познания о ЗОЖ

Молодежь научилась:

  • эффективному слушанию;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в области ЗОЖ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • владеть конструктивной аргументацией;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Молодежь получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в области ЗОЖ необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Литература:

  1. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе/ К. Петров // Воспитание школьников.-2005, -№ 2.- С.19–22.

  2. Чурекова Т. М., Блинова Н. Г., Сапего А. В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования /Т. М. Чурекова, Н. Г. Блинова, А. В. Сапего // Валеология.-2004, — № 4. — С.67–70.

  3. Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л. Л. Шевченко // Начальная школа.-2006,- № 8. — С.89.



1

Основные термины (генерируются автоматически): изучения основ ЗОЖ, освоения опорного материала, следующую ступень обучения, зоне ближайшего развития, уровне положительного отношения, учебных действий, формированию здорового образа, понимании ЗОЖ, заданий базового уровня, здорового образа жизни, универсальных познаний, силу повышенной сложности, основу требований ЗОЖ, Оценка достижения, результатов даёт представление, ближайшего развития школьника, ходе процедур, исполнительскую компетентность, понимания ЗОЖ, помощью заданий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle