Библиографическое описание:

Афонюшкин О. С. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи на примере Центра здоровой молодежи (г. Воронеж) // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 510-512.

Цель контрольного эксперимента: проверка степени усвоения полученных знаний о ЗОЖ, выявления характера отношения учащихся к психоактивным веществам.

В контрольном эксперименте использовалось анкетирование, беседы, наблюдения [1, с. 39–42] и групповая дискуссия: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика», то есть те же методики, что и в констатирующем, а также методика Березиной, Кулакова С. А.

Результат оценивался по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 40 молодых людей — 40 %

Средний уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 45 молодых людей — 45 %

Низкий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 15 молодых людей — 15 % (рис. 1).


Рис. 1. Результаты усвоения полученных знаний в экспериментальной группе.


Высокий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 35 молодых людей — 35 %

Средний уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 50 молодых людей — 50 %

Низкий уровень усвоения знаний о ЗОЖ — 15 молодых людей — 15 % (рис 2).

Рис. 2. Результаты усвоения полученных знаний контрольной группе.


Таким образом, в ходе проведенного нами контрольного эксперимента получен следующий результат:

Методика Березиной

  • данные констатирующего эксперимента в экспериментальной группе показали, что 20 % подростков не знают последствий зависимости от ЗОЖ, 45 % имеют достаточные знания, 35 % пробовали наркотики и ощутили на себе их действие.

  • данные констатирующего эксперимента в контрольной группе показали следующие результаты: 35 % — не знают о последствиях, 50 % хорошо осведомлены, 15 % — попробовали наркотики.

Проведенная методика С. А. Кулакова дала следующие результаты:

  • данные констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе проблемное поведение — у 40 % учащихся; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 10 %; отрицания — 26 %; рационализация — 19 %; аддитивная система установок — 5 %.

  • проведение констатирующего эксперимента в контрольной группе показало следующий результат: проблемное поведение — у 45 % учащихся в группе; выяснены сигналы надвигающейся наркомании: обсессии — 9 %; отрицания — 22 %; рационализация — 18 %; аддитивная система установок — 6 %.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал тревожный картину в группе, т. к. почти у половины подростков есть проблемы с ЗОЖ, в частности, с наркотиками.

Использованные нами методики были направлены на выявление зависимости подростков от ЗОЖ. Анализируя данные этапов исследования, можно отметить, что у учащихся намного улучшилась познавательная деятельность, они стали более активны в ходе уроков, любознательны, с интересом воспринимают новый материал урока.

Таким образом, совместная профилактическая деятельность педагогов и родителей должна:

  • закрепить у учащихся знания о том, что здоровье — главное условие счастливой жизни;

  • внушить, что о своем здоровье и здоровье окружающих необходимо заботиться;

  • раскрыть последствия, например, наркомании для здоровья человека;

  • сформировать у учащихся навыки педагогической культуры, связанные с решением проблем развития ребенка, в том числе и проблемы предупреждения, например, наркомании.

Данные контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольном группах показали, что ребята получили достаточно информации о проблемах, связанных с наркозависимостью. Проанализировав анкеты, можно сделать вывод о том, что для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается случайным единичным эпизодом.

На родительском собрании учителя довели до сведения родителей результаты контрольного эксперимента, дали рекомендации.

Рекомендации родителям:

  1. Всегда сидите за совместной трапезой всей семьей.

  2. Организуйте семейные поездки (еженедельно, ежемесячно или ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.

  3. Говорите с детьми, слушая их.

  4. Не наказывайте детей в присутствии других и всегда хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.

  5. Всегда помогайте решать проблемы вашим детям.

  6. Всегда помогайте ребенку выпутываться из сложных ситуаций и способствуйте тому, чтобы он принимал ответственность на себя.

  7. Поощряйте детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций).

  8. Дайте детям почувствовать, что их ошибки — это поправимо.

  9. Всегда доверяйте своим детям.

Какие качества нужны родителям, чтобы вылечить ребенка от наркозависимости:

  1. Понимание серьезности создавшегося положения, насколько адекватно и серьезно Вы воспринимаете беды вашего ребенка, любите его и цените его здоровье.

  2. Доброта и искреннее желание помочь ребенку.

  3. Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.

  4. Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.

  5. Готовность к переменам.

  6. Контроль над своими чувствами и поступками.

  7. Терпение и последовательность.

  8. Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.

  9. Вера в положительные результаты лечения.

В целом, здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам. [2, с. 527]

  1. Физическое развитие молодежи.

Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности.

Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности измеряются в соответствии со стандартами образования по предмету «физическая культура».

  1. Социальное развитие молодежи.

Критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведение молодежи в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в группе так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из — за взаимной неприязни некоторых молодых людей.

  1. Психологическое развитие молодежи.

Психологическое здоровье учащегося связано с развитием индивидуально — психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.

Насущной психолого — педагогической проблемой является формирования у учащихся потребности в хорошем здоровье, обучение умению ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают: развитие природных возможностей и сохранение здоровья.

В процессе обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика мотивации и умений ЗОЖ, используемая не для оценки имеющихся способностей ребят, а для нацеливания школьников на ведение здорового образа жизни. [3, с. 68]

Таким образом, формирование здорового образа жизни молодежи включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления ПАВ, профилактика наркомании; побуждение учащихся к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты: воздушно-тепловой режим классного помещения; его освещение, организацию урока.

Мы провели два социологических опроса по проблемам здорового образа жизни.
В первом социологическом опросе объектом нашего исследования стали пациенты «Центра здоровой молодежи» г. Воронеж. Для них была разработана более обширная анкета, которая включила в себя 22 вопроса.
В качестве основного метода исследования было проведено анкетирование среди школьников, находящихся на стационарном лечении в «Центре здоровой молодежи» г. Воронеж в период с 2008 по 2013 гг. Исследование было выборочным. Объем выборки составил 100 человек. Репрезентативность выборки обеспечивалась с помощью механического отбора. Был опрошен каждый 5 пациент, то есть проведена 20 % выборка. Специально разработанная анкета включила в себя 22 вопроса по 5 группам факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни: социально-демографические факторы; психологическая характеристика семьи; характеристика культурной жизни и отдыха; вредные привычки; здоровье и медицинская активность, а также вопросы, посвященные изучению источников и характера информации о здоровом образе жизни.
Проведенное анкетирование позволило представить социально-демографический портрет пациентов «Центра здоровой молодежи» г. Воронеж:
  • так, например, среди респондентов 48 % составили девушки, 52 % юноши;
  • среди опрошенных преобладали лица в возрасте от 19 до 20 лет (в общем они составили 65,7 %), в возрасте от 17 до 18 лет было 15,3 % респондентов, от 15 до 16 лет — 11, 2 %.
Важным фактором развития заболеваний являются стрессы. Как было выявлено ранее, 43,3 % респондентов хотели бы знать основные приемы снятия стресса. В результате исследования было установлено, что чаще используются следующие способы снятия нервного напряжения: общение с друзьями, близкими — 24,8 %; двигательная активность — 20,3 %; хороший сон, отдых — 18,5; водные процедуры, душ, обливание — 15,4 %. Курят или употребляют алкоголь для снятия стресса — 13, 2 % респондентов. Снимают стресс с помощью употребления еды — 7,8 % пациентов.
Для формирования здорового образа жизни важна медицинская активность населения. Регулярно проходят диспансеризацию 72,1 % девушек и 49,9 % юношей (таблица 3). Это объясняется психологическими различиями в женской и мужской моделях поведения в отношении своего здоровья. Женскую модель отличают большая гибкость, прагматичность в отношении своего здоровья как на уровне установок, стереотипов, так и на уровне действия в реальных ситуациях. Мужская модель в большей степени подвержена действию установок и стереотипов, формирующих своего рода кодекс норм, предписывающих не заботиться о своем здоровье.
Таблица 3 Распределение респондентов по полу и частоте прохождения профилактического осмотра (в % к итогу)

Частота прохождения профилактического осмотра

Распределение респондентов по полу

Юноши

Девушки

Регулярно, 1 раз в год

49,9

72,1

Нерегулярно, по случаю

50,1

27,9

Всего

100,0

100,0


Через занятия физической культурой была проведена профилактика по употреблению ПАВ среди учащейся молодежи. Оптимизация режима двигательной активности детей в образовательном учреждении — незаменимый фактор жизнедеятельности человека. Оптимальный уровень двигательной активности человека должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию.

Проводимый в начале 2012 года констатирующий эксперимент, показал низкую двигательную активность детей, неудовлетворяющую потребность в движении, являющуюся одним из показателей высокой заболеваемости детей.

В начале 2013 года мы разработали для учащихся подготовительной группы оптимальный двигательный режим в процессе физического воспитания для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, повысить умственную и физическую работоспособность ребёнка. Основным принципом этой работы стало оптимальное количество движений ребёнка в течение дня, и конечно оптимальная физическая нагрузка в соответствии с функциональными возможностями организма, способствующая укреплению здоровья.

Таким образом, в физкультурно-оздоровительной работе были созданы те условия, которые помогли максимально увеличить двигательную активность детей, и обеспечить сохранение и укрепление их здоровья.


Литература:

  1. Овчаренко В. Педагогическая профилактика наркомании / В. Овчаренко // ОБЖ.- 2005.- № 3.- С.39–42.

  2. Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. — М.: Март, 2005. — 527 с.

  3. Казаковцева Т.С, Косолапова Т. Л. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях / Т. С. Казаковцева, Т. Л. Косолапова// Начальная школа.- 2006.- № 4. — С.68.


1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle