Использование экономико-статистического метода при прогнозировании объема продаж продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 3575 раз

Библиографическое описание:

Круг, Э. А. Использование экономико-статистического метода при прогнозировании объема продаж продукции / Э. А. Круг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6488/ (дата обращения: 16.04.2024).

Процесс реализации товаров требует постоянного планирования и учета товаров. Планирование продаж позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей.

Оценка планирования продажи товаров проводилась на примере магазина по реализации продуктов питания «Колибри» (г.Благовещенск).

Выполнение плана товарооборота в разрезе ассортиментных групп за период 20010–2012гг. представлено в таблице 1.

Таблица 1

Выполнение плана товарооборота в разрезе ассортиментных групп

Группы товаров

2010г

2011г

2012г

план

факт

откл %

план

факт

откл %

план

факт

откл %

Мясная продукция

1454

1365

94

3619

3134

87

4763

3702

78

Алкогольная продукция

1301

1207

93

2510

3005

120

3514

2929

83

Колбасная продукция

876

989

113

2001

1911

96

2401

2133

89

Молочная продукция

1701

1812

107

4108

3874

94

3585

3653

102

Хлебобулочная продукция

853

816

96

2110

1778

84

2744

1964

72

Бакалея

965

964

100

2172

2316

107

3909

2507

64

Рыбные товары

825

714

87

1789

1578

88

1983

1596

80

Овощи, фрукты

779

816

105

1387

1429

103

2497

2457

98

Табачная продукция

424

387

91

995

516

52

1791

964

54

Консервированная продукция

675

500

74

1276

1365

107

1550

1646

106

Кондитерская продукция

355

313

88

1108

917

83

1441

1156

80

Гастрономические изделия

726

562

77

1343

1428

106

2148

2646

123

Прочая продукция

1359

1216

90

2513

2216

88

3124

2966

95

Быт.химия

904

814

90

2109

1085

51

3163

1355

43

Итого

13197

12478

95

29042

26554

91

38614

31672

82


Оценка динамики развития плана товарооборота за разные временные периоды показала, что отклонение фактических показателей от плановых прослеживается в каждом году, наибольшее отклонение имеет 2012 год (82 %). Как показала оценка выполнения плана товарооборота по товарным группам, ежегодно недовыполняется план по таким группам, как: мясная продукция, хлебобулочная продукция, рыбные товары, кондитерские изделия, прочая продовольственная продукция. Самое большое ежегодное недовыполнение плана наблюдается по товарам бытовой химии и табачной продукции. Следовательно, можно сделать вывод о недостаточно грамотной политики руководства предприятия в области планирования продаж, что негативно сказывается на состоянии товарных запасов, мотивации персонала, общей деятельности магазина.

Оценка выполнения плановых показателей за три года работы магазина «Колибри» показала, что по большинству товарных групп наблюдается недовыполнение плана товарооборота, наибольшее из которых прослеживается в 2012 году. Для совершенствования процесса планирования продаж рекомендуется использовать экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота по каждой товарной группе за предшествующие периоды. Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет [1]:

, (1)

, (2)

, (3)

где К1, К2, К3, К4, К5 — прирост товарооборота в процентах к прошлому году.

, (4)

где ∆ — среднегодовое изменение прироста товарооборота, %;

Кn — последний показатель в ряду выровненных средних, %;

К1 — первый показатель в ряду выровненных средних, %;

n — количество выровненных средних;

, (5)

где К6 — значение прироста объема товарооборота на планируемый год;

Исходные данные, используемые при планировании продаж в магазине «Колибри» представлены в таблицах 2–4.

Динамика развития товарооборота показала, что он ежегодно увеличивается по всем группам товаров, реализуемых в магазине.

Таблица 2

Динамика развития товарооборота

Товарная группа

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

К1

К2

К3

К4

К5

Мясная

973

1161

1365

3134

3702

Алкогольная

721

987

1207

3005

2929

Колбасная

534

754

989

1911

2133

Молочная

824

1416

1812

3874

3653

Хлебобулочная

611

725

816

1778

1964

Бакалейная

434

625

964

2316

2507

Рыбная

345

543

714

1578

1596

Овощная

521

624

816

1429

2457

Табачная

112

219

387

516

964

Консервы

164

389

500

1365

1646

Кондитерские

164

243

313

917

1156

Гастрономия

203

378

562

1428

2646

Прочая

645

834

1216

2216

2966

Быт/хим

500

624

814

1085

1355

Итого

6751

9522

12478

26554

31672


Был проведен расчет процентного соотношения планирования объема продаж:

К2: -по мясной продукции: 1161/973=1,193=19,3;

—по алкогольной продукции: 987/721=1,368=36,9;

К3: -по мясной продукции: 1365/1161=17,6;

—по алкогольной продукции: 1207/987=22,3;

К4: -по мясной продукции: 3134/1365=1,193=129,6;

—по алкогольной продукции: 3005/1207=149;

К5: -по мясной продукции: 3702/3134=1,193=18,1;

—по алкогольной продукции: 2929/3005=2,5.

Аналогично проводился расчет по всем товарным группам.

Исходные данные для планирования объема продаж представлены в таблице 3.

Таблица 3

Исходные данные для планирования объема продаж

Товарная группа

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

К1

К2

К3

К4

К5

Мясная

18,6

19,3

17,6

129,6

18,1

Алкогольная

37,4

36,9

22,3

149,0

2,5

Колбасная

34,3

41,2

31,2

93,2

11,6

Молочная

59,6

71,8

28,0

113,8

5,7

Хлебобулочная

11,7

18,7

12,6

117,9

10,5

Бакалейная

32,4

44,0

54,2

140,2

8,2

Рыбная

52,9

57,4

31,5

121,0

1,1

Овощная

21,3

19,8

30,8

75,1

71,9

Табачная

87,4

95,5

76,7

33,3

86,8

Консервы

98,4

137,2

28,5

173,0

20,6

Кондитерские

32,7

48,2

28,8

193,0

26,1

Гастрономия

88,4

86,2

48,7

154,1

85,3

Прочая

32,4

29,3

45,8

82,2

33,8

Быт/хим

21,3

24,8

30,4

33,3

24,9

Итого

37,4

41,0

31,0

112,8

19,3


Расчет скользящей средней проводился следующим образом:

Среднегодовое изменение объема товарооборота рассчитывался:

Прирост объема товарооборота на планируемый год (К6):

К6=129,6+2х18,3=166,2

Таблица 4

Расчет скользящей средней по товарообороту

Товарная группа

К1

К2

К3

К6

Тпл

Мясная

18,5

55,5

55,1

18,3

166,2

6153

Алкогольная

32,2

69,4

56,2

12,0

173,0

5068

Колбасная

35,6

55,2

45,3

4,9

103,0

2197

Молочная

53,1

71,2

45,4

-3,9

106,0

3873

Хлебобулочная

14,3

49,7

47,0

16,3

150,6

2957

Бакалейная

43,5

79,5

67,6

12,0

164,3

4118

Рыбная

47,3

70,0

51,2

2,0

125,0

1994

Овощная

23,9

41,9

59,3

17,7

110,5

2714

Табачная

86,5

68,5

65,6

10,5

12,4

120

Консервы

88,0

112,9

74,0

7,0

159,0

2617

Кондитерские

36,6

90,0

82,6

23,0

239,0

2763

Гастрономия

74,4

96,3

96,0

10,8

175,7

4649

Прочая

35,8

52,4

54,0

9,1

100,4

2977

Быт/хим

25,5

29,5

29,5

2,0

37,3

506

Итого

36,5

61,6

54,4

8,9

130,7

41390


Таким образом, в планируемом 2013 году по сравнению с отчетным периодом товарооборот увеличится на 166,2 % и составит:

Тплан=3702х166,2/100=6153 тыс.руб.

Аналогичным образом был рассчитан планируемый товарооборот по всем товарным группам. В таблице 5 представлено соотношение планируемого товарооборота на 2013 года и фактического товарооборота за 2012 год.

Таблица 5

Расчет отклонений планируемого (2013г) от фактического (2012г) объема товарооборота

Товарная группа

Тп2013

Тф2012

Откл, тыс.руб.

Откл, %

Мясная

6153

3702

2451

166

Алкогольная

5068

2929

2139

173

Колбасная

2197

2133

64

103

Молочная

3873

3653

220

106

Хлебобулочная

2957

1964

993

151

Бакалейная

4118

2507

1611

164

Рыбная

1994

1596

398

125

Овощная

2714

2457

257

110

Табачная

120

964

844

12

Консервы

2617

1646

971

159

Кондитерские

2763

1156

1607

239

Гастрономия

4649

2646

2003

176

Прочая

2977

2966

11

100

Быт/хим

506

1355

849

37

Итого

41390

31672

9718

131


На основании проведенного планирования можно сделать вывод, что товарооборот предприятия в 2013 году увеличиться на 9718 тыс.руб. (31 %). Наибольшее увеличение товарооборота произойдет по таким товарным группам, как: кондитерские товары (1607 тыс.руб.), гастрономические товары (2003 тыс.руб.), мясная продукция (2451 тыс.руб.), алкогольная продукция (2139 тыс.руб.). Наименьшее увеличение планируется по следующим группам: колбасная продукция (64 тыс.руб.), прочая продовольственная продукция (11 тыс.руб.), овощная продукция (257 тыс.руб.).

Таким образом, применение экономико-статистического метода, позволяет более точно составить план продаж продукции, сгладить существующие отклонения, повысить заинтересованность сотрудников, положительно отразиться на деятельности предприятия.


Литература:

  1. Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А. Н. Соломатин. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 555 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мясная продукция, алкогольная продукция, товарная группа, группа, таблица, колбасная продукция, прочая продовольственная продукция, табачная продукция, хлебобулочная продукция, экономико-статистический метод.


Похожие статьи

Основные требования к маркировке мясной продукции

- информацию о группе мясной продукции (например, «мясной продукт», «мясорастительный продукт» или «растительномясной продукт») включают в наименование продукта или в непосредственной близости от наименования

Оценка соответствия разработанного мясопродукта (мясные...)

В статье представлены результаты исследований мясопродукта (мясные снэки) требованиям регламентируемые НД: ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»; СанПиН 2.3.2.1078–2001«Продовольственное сырье и пищевые продукты.

Анализ качества колбасных изделий, реализуемых в розничной...

Многие производители манипулировали знаком ГОСТ, но при этом их продукция не соответствовала заявленному стандарту [12].

Таблица 1. Виды фальсификации колбасных изделий [14].

Сравнительный анализ показателей безопасности мясных...

мясная продукция, безопасность мяса, пищевая ценность, мясо, кость, Гигиеническое требование безопасности, Таможенный союз, пищевая продукция, группа продуктов, Таблица.

Потребительские предпочтения вареных колбасных изделий...

Идеальной схемой в данном случае является соотношение цены и качества продукции

Рис. 2. Из какого вида мяса вы предпочитаете колбасные изделия? Следующий вопрос, заданный респондентам «Вареные колбасные изделия каких производителей Вы предпочитаете?».

О качестве и безопасности полуфабрикатов мясных рубленых

Сейчас же технические регламенты, вместо требований к качеству продукции, устанавливают лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие биологическую, химическую и радиационную безопасность мяса и мясных продуктов.

Функциональные мясные продукты | Статья в журнале...

Функциональные мясные продукты. Авторы: Скороходов Дмитрий Алексеевич, Якупов Фанис Файзинурович, Догарева Наталия Геннадьевна, Ребезов Ярослав Максимович.

Таблица 1. Органолептические показатели вареной колбасы «Диетическая сряженкой».

Изучение установок и мотивации в категории готовой мясной...

В статье рассмотрена и изучена практика потребления готовой мясной продукции и отношение потребителей к различным видам с целью выявления восприятия марки «Дмитрогорский продукт»...

Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных...)

колбасная продукция, цена, уровень инфляции, колбаса, основа средних, среднее, потребительская цена, основа средних темпов роста, динамик цен, вариационный анализ.

Похожие статьи

Основные требования к маркировке мясной продукции

- информацию о группе мясной продукции (например, «мясной продукт», «мясорастительный продукт» или «растительномясной продукт») включают в наименование продукта или в непосредственной близости от наименования

Оценка соответствия разработанного мясопродукта (мясные...)

В статье представлены результаты исследований мясопродукта (мясные снэки) требованиям регламентируемые НД: ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»; СанПиН 2.3.2.1078–2001«Продовольственное сырье и пищевые продукты.

Анализ качества колбасных изделий, реализуемых в розничной...

Многие производители манипулировали знаком ГОСТ, но при этом их продукция не соответствовала заявленному стандарту [12].

Таблица 1. Виды фальсификации колбасных изделий [14].

Сравнительный анализ показателей безопасности мясных...

мясная продукция, безопасность мяса, пищевая ценность, мясо, кость, Гигиеническое требование безопасности, Таможенный союз, пищевая продукция, группа продуктов, Таблица.

Потребительские предпочтения вареных колбасных изделий...

Идеальной схемой в данном случае является соотношение цены и качества продукции

Рис. 2. Из какого вида мяса вы предпочитаете колбасные изделия? Следующий вопрос, заданный респондентам «Вареные колбасные изделия каких производителей Вы предпочитаете?».

О качестве и безопасности полуфабрикатов мясных рубленых

Сейчас же технические регламенты, вместо требований к качеству продукции, устанавливают лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие биологическую, химическую и радиационную безопасность мяса и мясных продуктов.

Функциональные мясные продукты | Статья в журнале...

Функциональные мясные продукты. Авторы: Скороходов Дмитрий Алексеевич, Якупов Фанис Файзинурович, Догарева Наталия Геннадьевна, Ребезов Ярослав Максимович.

Таблица 1. Органолептические показатели вареной колбасы «Диетическая сряженкой».

Изучение установок и мотивации в категории готовой мясной...

В статье рассмотрена и изучена практика потребления готовой мясной продукции и отношение потребителей к различным видам с целью выявления восприятия марки «Дмитрогорский продукт»...

Изучение динамики потребительских цен (на примере колбасных...)

колбасная продукция, цена, уровень инфляции, колбаса, основа средних, среднее, потребительская цена, основа средних темпов роста, динамик цен, вариационный анализ.

Задать вопрос