Библиографическое описание:

Манукян Р. Г. Анализ эффективности обучения техническим приёмам в борьбе дзюдо в зависимости от уровня координационных способностей // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 680-682.

В статье рассматривается проблемы развития координационных способностей (КС) у юных дзюдоистов 13–14 лет и взаимосвязь освоения технических приёмов. В результате проведённых исследований установлено, что юные дзюдоисты с высоким уровнем КС значительно быстрее усваивают технические приёмы «о-сото-гари» (отхват), «хараи-гоши» (подхват бедром — под две ноги), «о-учи-гари» (зацеп изнутри). Предложены варианты нормирования учебно-тренировочных нагрузок направленные на повышение уровня координационных способностей юных дзюдоистов 13–14-летнего возраста.

Ключевые слова: обучение, координационные способности, юные дзюдоисты, техника приемов, микроцикл, программа тренировок.


В течение последних 15 лет дзюдоисты Республики Узбекистан достигли значительных успехов на мировой арене. Усиление мировой конкуренции в этом виде спорта требует дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса, особенно на уровне подготовки спортивного резерва.

Для борьбы дзюдо характерна разнообразная двигательная деятельность, как в процессе тренировки, так и в соревновательной деятельности (СД). Дзюдоистам в процессе борцовского поединка приходится выполнять большое количество усилий, технико-тактических действий со сменой направления в кратчайшие отрезки времени.

В этом аспекте очень важной является проблема эффективного и надёжного формирования технико-тактических действий (ТТД) на этапе углубленной специализации в многолетней системе подготовки борцов.

Процесс формирования технико-тактических действий (ТТД) юных дзюдоистов зависит от многих факторов и постоянно требует дальнейшего совершенствования. Большая роль при этом принадлежит уровню координационной подготовленности юных борцов.

Шулика Ю. А., Коблев Я. К. [5] к числу особо актуальных проблем относят обеспечение скорости и надёжности освоения техники. В этой связи они рекомендуют более детально определять задатки координационных способностей (КС) и прогнозировать дальнейшую степень развития их у юных дзюдоистов.

В работах: Вандышев В. И. [1], Ерегина С. В. [2], Лях В. И. [3], Платонов В. Н. [4] показано, что целенаправленное развитие КС у юных борцов повышает качество и эффективность освоения техники борьбы на ранних этапах обучения. Поэтому возникает необходимость в более тщательном определении уровня развития КС у юных дзюдоистов, а также изучение степени влияния направленного развития КС на формирование их ТТД.

Индивидуальные двигательно-координационные способности юных дзюдоистов определяются уровнями их развития: высоким, средним и низким. Уровни развития КС являются генетически обусловленным фактором, но в ходе правильной организации тренировочного процесса эти способности поддаются развитию

Методической литературы посвящённой изучению КС в видах борьбы, в настоящее время, крайне недостаточно.

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования ТТД у юных дзюдоистов 13–14-летнего возраста на основе учёта их индивидуальных КС. Частной задачей являлось изучение быстроты освоения технических приемов в зависимости от уровня их координационных способностей.

Для оценки КС применялись тесты, которые оценивали способности: к ориентированию, дифференцированию, равновесию, статокинетической устойчивости, реакции, ритму, согласованию (связи).

В исследовании уровня развития КС приняли участие 30 юных дзюдоистов 13–14 лет — учащихся учебно-тренировочных групп РЮШВСМ, ДЮСШ — 21 г. Ташкента, которые были распределены на три группы по 10 человек с высоким, средним и низким уровнем КС.

Полученные в ходе исследований данные подвергались математической обработке, где вычислялись статистические показатели групп: среднеарифметические значения, стандартные отклонения, коэффициенты вариаций. При математической обработке использовалась компьютерная программа «Microsoft Office Excel».

Структура тренировочного процесса направленного на развитие специфических КС юных дзюдоистов состояла из 3месячных этапов:

  • в ходе I этапа применялись в основном неспецифические упражнения низкой и средней координационной сложности в аэробном (ЧСС=140÷150 уд/мин) и в смешанном аэробно-анаэробном (ЧСС=156÷170 уд/мин) режимах нагрузки;

  • на втором этапе использовались неспецифические и специфические упражнения высокой координационной сложности (до 55÷70 % от общего объёма) в анаэробно-гликолитическом (ЧСС=180÷190 уд/мин) и в анаэробно-алактатном (ЧСС=191÷200 уд/мин) режимах нагрузки;

  • на третьем этапе проходило закрепление достигнутых успехов в развитии КС юных дзюдоистов в различных условиях: в стандартных положениях, в ходе выполнения специальных учебных поединков («рандори») в контрольных и соревновательных схватках. На этом этапе в большей мере (до 70 % от общего объёма) применялись специализированные упражнения высокой координационной сложности.

В недельном микроцикле применялись упражнения в следующем порядке:

1 день — на развитие равновесия, статокинестической устойчивости;

2 день — способности к ориентированию;

3 день — способности к реакции и ритму;

4 день — способности к дифференцированию;

5 день — способности к согласованию и взаимосвязи;

6 день — все виды координационных способностей.

Основные упражнения по развитию КС проводились по методу круговой тренировки и содержали не менее 10 станций.

Упражнения, развивающие КС, в тренировочном занятии применялись в подготовительной (разминке), в основной и в заключительной части занятий. В рамках одного занятия объём таких упражнений занимал 35÷40 минут. В недельном МЦ таких занятий было не менее 8 с общим объёмом времени 280÷320 минут.

Результаты исследований взаимосвязанности между показателями ТП и КС представлены на рисунках 1, 2,3.

Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что у юных дзюдоистов, имеющих высокие уровни КС (I-группа), более высокий уровень взаимосвязанности между показателями КС и ТП.

Рис. 1. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «о-сото-гари» (отхват)


Рис. 2. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «хараи-гоши» (подхват бедром — под две ноги)


Рис. 3. Диаграмма роста значения оценок комбинационных действий в нападении, основанных на приёме «о-учи-гари» (зацеп изнутри)


У юных дзюдоистов I группы, имеющих высокие уровни значения показателей КС, самая лучшая быстрота освоения комбинаций бросков из стойки как в нападении, так и в защите. Практически все юные борцы этой группы за исследуемый период добились идеального выполнения заданных комбинационных приёмов (10 баллов).

У юных борцов II группы, имеющих средние уровни значения показателей КС, быстрота освоения техники значительно ниже. За исходный период средние значения оценок за комбинационные действия возросли от 7,93±1,33 до 8,13±1,06.

А у юных дзюдоистов III группы, у которых отмечен низкий уровень значения показателей КС, величина средних значений оценок за комбинационные действия увеличился от 6,93±1,53 до 7,27±1,49.

Отмечено, что у спортсменов I группы более предпочтительная колеблемость результатов (коэффициент вариации). Уровень величины коэффициентов вариаций от небольших (0÷10 %) до средних значений (11÷20 %).

У спортсменов II и III групп колеблемость результатов больше (выше 20 %), но по мере улучшения технических навыков в исполнении комбинационных действий колеблемость снижалась.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать вывод о том, что для повышения быстроты, а также надёжности освоения технических приемов большое значение имеет целенаправленное развитие КС юных дзюдоистов.

В этом случае юные спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями, успешнее совершенствуют скоростную технику и тактику, быстрее продвигаются к высотам спортивного мастерства и на более высоком качественном уровне усваивают тренировочные программы.


Литература:

  1. Вандышев В. И. Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий //Теория и практика физической культуры. — Москва, 2010. — № 1. – С.44–47.

  2. Ерегина С. В. Дзюдо: Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. /Национальный союз дзюдо. — М.: Советский спорт, 2006. — 212 с.

  3. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.

  4. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. — М.: Советский спорт, 2005. — 820 с., с ил.

  5. Шулика. Ю. А. Дзюдо: Базовая технико-тактическая подготовка для начинающих / под общ. ред. Ю. А. Шулика, Я. К. Коблева: худож. оформ. А.Киричёк. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 240 с., с ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle