Библиографическое описание:

Филиппова О. А. Технологии педагогических мастерских в рамках личностно-ориентированного образования // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 615-617.

«Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык — самое выразительное, чем обладает человек, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком — устным и письменным — надо постоянно следить.

Верный способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит», — писал Д. С. Лихачёв.

Русский язык — главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые мы видим мир, познаём его, оцениваем себя и своё место в нём.

Научить школьников грамотно и красиво говорить, правильно излагать свои мысли на бумаге и в речи, быть грамотными — основная задача учителя.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования. Учащиеся должны не только запоминать факты, усваивать правила и определения, но и овладевать общими понятиями и закономерностями, рациональными приёмами применения знаний на практике. Обучение в современной школе должно стимулировать не только умственное, но и общее развитие учащихся.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. Мы готовим детей к выходу в жизнь, где они уже сами будут искать ответы на жизненно важные вопросы.

Личностно-ориентированное обучение нацелено на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Наша задача — переход от старых принципов образования к новым, направленным на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личности ребёнка, а для обучаемых — осознавать жизненные явления и процессы и выбирать правильное решение в различных ситуациях.

В личностно-ориентированном образовании основой является понимание и взаимопонимание. Если в традиционном обучении главенствующую роль играет объяснение, где звучит монологическая речь учителя, то понимание — это общение, сотрудничество, равенство. Как справедливо отмечает Ольга Ивановна Горбич, «главная идея нового подхода — переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу». На этом этапе важно осознание того, что это переход от управления к самоуправлению, то есть к самостоятельности, которая так важна школьникам при выходе в большую жизнь.

Но ученику необходима педагогическая помощь и поддержка — это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированного образования. Дети доверяют учителю, и он должен проявить своё педагогическое мастерство так, чтобы не разочаровать, не оттолкнуть современного школьника, а отзывчивостью, пониманием, любовью к ученику привлечь его к процессу познания нового.

Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий определяется ориентацией на свойства личности и её формирование и развитие в соответствии со способностями человека.

Основным средством достижения поставленной цели является урок. Это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только привить интерес учащихся к предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Поэтому проблемные вопросы, споры, обсуждения — основа деятельности на уроках. «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить», — афоризм А. Дистервега можно считать девизом современной школы.

Педагогическая мастерская — необычная форма проведения урока — получила своё развитие в практике французских педагогов, которые выдвинули лозунг: «Все способны!» Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере раскрепощённости и взаимного доверия ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит в процессе совместного обдумывания.

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что учитель создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Работая вместе с учениками, учитель — мастер не торопится отвечать на вопросы, необходимую информацию он подаёт малыми дозами. Официальное оценивание работы ученика исключается: не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал. Ребёнок волен высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться, быть смешным. Создаётся «ситуация успеха», когда каждый может проявить себя. Особенно такая работа важна для слабых учеников, которые часто стесняются высказываться. Здесь, когда все равны, принимается и обсуждается позиция каждого.

Особенностью работы педагогической мастерской является то, что учитель нужен ученикам только тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Но открытием уже можно признать то, что ученик сам добыл знания в процессе работы, даже если на его пути были тупики и, как казалось, безвыходные ситуации. Это главное.

На первом этапе урока — фаза индукции — учитель создаёт эмоциональный настрой. В качестве индуктора может выступать слово, образ, фраза, текст и т. п. Дети сами формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Например, на уроке русского языка в 5 классе можно предложить учащимся создать свой текст на основе прочитанного, используя приём «Другая точка зрения».

Данный прием основан на следующих принципах:

  • свободы выбора;

  • обратной связи (контроль процесса обучения);

  • открытости (ученик сталкивается с проблемами, которые лежат за пределами изучаемого курса);

  • идеальности (максимально используются возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности);

  • деятельности (усвоение учащимися ЗУН преимущественно в форме деятельности).

Суть приёма в том, что ребята пытаются представить и описать хорошо известные им события, явления и вещи не со своей точки зрения, а с точки зрения другого участника событий: им может быть предмет, животное или человек.

Сначала происходит знакомство обучающихся с готовым рассказом:

«Я смотрю на него долго-долго. Ярко — красный бочок его вдруг начинает поворачиваться ко мне, и становиться ясно, что это его улыбающаяся рожица. Яблоко! Так оно живое, и совсем не понарошку!

— Простите, вежливо обращается оно ко мне, — со мной что- то не в порядке?!

Или мой чудесный листик оторвался, и я теперь без шляпы?!

— Извините? — недоумеваю я в ответ.

— Но вы на меня так смотрите, что я решило, что что-то не так. И все же, чем обязано вашему вниманию?

Теперь я и вовсе теряю дар речи. Удивленное хмыканье не в счет. Но молчать и дальше становиться невежливо, и я бормочу:

— Не могли бы вы быть столь любезны… Если вас это не затруднит, могу ли я просить вас об одолжении…

— О да! Я не в силах отказать — я без остатка отдам все, что у меня есть: мой волшебный аромат, сочную прозрачную мякоть, медовый вкус и капли солнечного сока — такому очаровательному юноше…

И оно исчезло в моем кармане. Только стук в дверь прервал мой сон наяву… А яблоко осталось!»

После знакомства с рассказом, мы обсуждаем прочитанное. Выясняем о чем рассказ, кто герои, как они выглядят и т. д.

После обсуждения прочитанного рассказа ребята получают задание написать о каких — нибудь событиях с точки зрения яблока. В этом им могут помочь вопросы:

— Кто Я?

— Какой Я?

— Чего не люблю?

— Что меня окружает?

— Откуда взялся?

— Что я люблю?

— Чего боюсь?

— Как я отношусь к окружающему?

— Мое отношение к самому себе?

— Я в сравнении с окружающими?

— Какие события в моей жизни уже были?

Обучающиеся показывают умение видеть явление или событие с разных, порой необычных точек зрения. Примерные работы учеников:

«Я яблочко, я совсем маленькая девочка. Посмотрите, какое у меня красивое платьице, нарядное, новое. Мама сказала, что я должна беречь его, только к осени она мне подарит другое, с красными полосками. Я живу на красивом дереве, это мой дом. Вокруг меня шумят зеленые листочки и постукивают друг о друга веточки. Я живу вместе с сестричками и братиками, у нас большая и дружная семья».

«Кто знает, как меня зовут?! Яблоко? Неверно! Я витамин! Самый вкусный и полезный витамин! Во мне множество полезных веществ, которые продляют жизнь человеку, делают ее здоровой, полноценной. Со мной можно делать много вкусных вещей: компоты и кисели, салаты и десерты. Вы не думайте, что я все больше о еде и о еде, я о здоровье и о здоровье».

«Слушай меня внученька, я хочу рассказать свою историю жизни, а была она у меня длинная. Родилась в огромном саду среди ветвистых яблонь под свист соловья. Много видела в своей жизни: бури, ураганы, а однажды злые люди чуть не разрушили наш дом, садовник спас нашу жизнь. Я люблю мир вокруг меня и не понимаю тех, кто несет зло. Поэтому завещаю тебе любить людей и совершать добрые поступки».

Приём «Другая точка зрения» хорошо работает и на уроках литературы. Так, изучая «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина, можно предложить ребятам пересказать сюжет произведения от имени мужика, а при изучении сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» изложить завязку (как часть сюжета) от лица раненого коня, которого обидел Филька.

Практика показывает, что приём «Другая точка зрения» способствует активизации творческого мышления учащихся и развитию интереса к изучению школьных предметов.

Каждый работает самостоятельно, при индивидуальной работе есть возможность сосредоточиться. Возможно такое задание сразу дать группе, тогда учащиеся, предлагая свой вариант ответа, обсуждают и приходят к определённому выводу. Это так называемая социализация. В это время работа корректируется, дополняется, то есть улучшается.

Задача учителя в период социализации — отмечать достоинства любой версии, чтобы внушить детям уверенность в своих силах.

Рефлексия — очень важный момент работы. У учеников есть возможность высказаться, поделиться чувствами, возникающими в процессе урока. Это уже психологический момент в педагогической мастерской. (Музиянова Л. А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г, с. 76)

В обобщённом виде принципы работы педагогической мастерской таковы:

  1. равенство всех участников, включая учителя;

  2. добровольное вовлечение в процесс деятельности;

  3. отсутствие прямого оценивания;

  4. чередование индивидуальной и групповой работы;

  5. важность самого процесса работы, а не только результата;

  6. разнообразие используемого материала;

  7. ответственность каждого за свой выбор при отсутствии прямого соревнования.

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок, грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Технологии педагогических мастерских «снимают» традиционность урока, оживляют мысль, раскрепощают учащихся, воспитывают культуру общения и потребность в практическом использовании знаний, вызывают интерес к предмету. А главное — способствуют формированию полноценной, разносторонне развитой личности, на что и направлена современная школа. (По материалам разработки Л. М. Корчагиной).


Литература:

  1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

  2. «Открытые уроки по курсу «Русский язык» под ред.Е. В. Васильевой. По материалам разработки Л. М. Корчагиной. с.98

  3. Кузнецов М. Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М. Е. Кузнецов — Новокузнецк, 2000. — 342с.

  4. Кузнецов М. Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М. Е. Кузнецов — Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. — 94с.

  5. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л. М. Митина– М.: «Дело», 1994. — 216с.

  6. Музиянова Л. А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76

  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. — 256с.

  8. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В. В. Сериков — Волгоград: Перемена. 1994. — 152с.

  9. Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е. Н. Степанов — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128с.

  10. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.

  11. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И. С. Якиманская. М. — 2000. — 176с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle