Библиографическое описание:

Падей Е. В. Формирование лидерских качеств в учебной деятельности посредством обучения английскому языку // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 595-597.

Прежде чем выявлять и рассматривать проблему формирования лидерских качеств учащихся и искать пути ее разрешения необходимо выявить терминологическую базу, заданную темой статьи.

Итак, рассмотрим подробнее два понятия и соответственно их взаимосвязь между собой: лидерские качества и учебная деятельность.

Лидерские качества — черты, которые влияют на эффективность управления другими людьми; тем не менее, среди них можно выделить несколько самых важных:

  1. Уравновешенность

Лидер должен обладать гармоничным сочетанием качеств, без излишеств. Излишняя агрессивность и излишняя непринуждённость вредна для команды лидера;

  1. Амбициозность

Желание добиваться чего-то видимого и стремление к реализации своего потенциала;

  1. Решительность

Лидер решителен. Он быстро оценивает ситуацию и принимает решение, приносящее пользу организации и группе;

  1. Энтузиазм

Лидеру свойственна энергичность, он подвижен и постоянно движется к цели, полный энтузиазма, он находит нестандартные и эффективные решения которые ведут к успеху;

  1. Упорство

Лидер находится в постоянном «движении», он добирается до сердца вопроса и находит решения;

  1. Уверенность в себе

Лидер должен быть в состоянии прислушиваться к своему внутреннему голосу и твёрдо стоять на ногах, когда важное решение ложится на его плечи;

  1. Психологическая открытость

Это готовность принимать во внимание мнение и идеи других людей, что может существенно повысить эффективность группы;

  1. Реализм

Реализм — объективное оценивание ситуации и принятие решения, ведущего к эффективности. Реалист, получая не фильтрованную информацию, взвешивает её, измеряет, производит оценку и проверку на определение следующего шага;

  1. Жажда знаний

Стремление к обучению и получению новых знаний существенно для лидера;

  1. Справедливость и беспристрастность

Нельзя считать человека лидером, если он смещён в сторону определённых убеждений или человека; лидер должен быть справедливым и беспристрастным;

  1. Спокойствие

Лидер хладнокровен, он легко сохраняет спокойствие, и терпим к неоднозначности, он стойко встречается лицом к лицу с проблемами;

  1. Стремление к совершенству

Хороший лидер не только поддерживает высокие стандарты, но и постоянно поднимает планку для достижения совершенства во всех областях;

  1. Креативность

Лидер принимает своевременные и соответствующие изменения в свои мысли, планы и действия. [3, c.25]

Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Прежде всего, крайне важно, чтобы лидер мог проявить все те качества, которые упомянуты выше в процессе, направленном на овладение познавательных действий и теоретических знаний, а также сумел организовать и выстроить успешную и результативную работу учебной группы.

Такой слаженный и грамотно работающий механизм не образуется в одночасье, для его выстраивания необходимо поддержка, помощь и тьюторство как педагогов-психологов и классных руководителей, так и учителей-предметников.

Формирование лидерских качеств на уроках английского языка ведется при реализации непосредственно нестандартных, творческих, инновационных методов обучения английскому языку, а также привлечении учащихся к участию в различных олимпиадных, конкурсных мероприятиях и фестивалях. Примером использования нестандартных, инновационных методов обучения может послужить применение уже зарекомендовавшего себя с начала XX века метода проектов и пришедшего ему на смену метода 3-d творческих технологий. Метод проектов целесообразно использовать на среднем и старшем этапе обучения иностранному языку, и его основные приоритеты заключаются в создании готового продукта, выявления определенных положений, сводов правил по средствам индивидуальной или групповой деятельности. В свою очередь, метод 3-d творческих технологий результативнее всего применим на начальном этапе обучения, поскольку он включает в себя моделирование 3-d конструкции. Данная технология отвечает психологическим особенностям учащихся на начальном этапе обучения — развитие навыков мелкой моторики. Основанием для доказательства данного утверждения могут служить определенные характеристики данного метода:

  • 3-d творческие технологии представляют самостоятельную, планируемую и реализуемую учащимися работу, в которую включены учебно-коммуникативные задания, речевое общение и презентация готового творческого продукта;

  • в рамках реализации данного метода необходимо учитывать творческую сторону, которая помогает формировать устойчивый, познавательный интерес, благодаря обеспечению дополнительно подобранного учителем раздаточного материала. Некоторый дополнительный материал учащиеся готовят сами, исходя из инструкций учителя, когда появляется опыт выполнения подобного рода заданий;

  • метод 3-d творческих технологий позволяет активизировать участие и заинтересованность учащихся в усвоении лексических единиц и формировании коммуникативной компетенции, целью чего является достижение практического результата;

  • 3-d творческие технологии позволяют привнести в учебный процесс интерактивные формы обучения. В процессе конструирования 3-d творческого проекта учащиеся концентрируются на внесении индивидуальных разработок, поправок в собственные 3-d конструкции. Также учащиеся концентрируются на форме языковых высказываний и на его содержании: чем глубже, подробнее и распространеннее выглядят составленные предложения при описании 3-d конструкции, тем выше оценивается данная работа учащихся;

  • данный метод меняет принципиально иерархию выстроенных отношений между учащимися и учителем. Если первые принимают активное участие в выборе предложенного раздаточного материала, его организации и конструировании, то второй представлен в роли тьютора, помощника, консультанта в процессе проектирования. [4, c.140]

Эти аргументы дают возможность предположить, что индивидуальная работа или работа в учебной группе может способствовать формированию лидерских качеств по средствам обучения английскому языку. Стремление создать свою проектную работу или 3-d модель более оригинальной, не похожей на другие, привнести что-либо новое, выйти за данные стандартные в образце рамки непременно пробуждает в учащихся желание быть лучше, оригинальнее, креативнее, успешнее, а значит, желание развивать в себе лидерские качества — все те, которые представлены частицами одной большой и цельной мозаики под названием «лидер».

Привлечение учащихся к участию в различных олимпиадных, конкурсных мероприятиях и фестивалях также является приоритетным при формировании данных качеств, однако здесь бывают сложности в сравнении с первым аспектом. При реализации нестандартных методов обучения английскому языку учащийся видит примерную модель и получает результат в достаточно короткие учебные сроки: от одного урока до нескольких уроков или нескольких учебных дней. Итоговый продукт демонстрируется, презентуется, как правило, оценивается на положительную оценку и поставленная задача реализована. Главное — осмыслить алгоритм выполнения задания и необходимые для его реализации умения и навыки. Однако при реализации привлечения учащихся к участию в олимпиадных и конкурсных мероприятиях подготовительный этап может занять до нескольких месяцев, не всегда возможно отследить алгоритм выполнения заданий или конкурсных туров, выполнение такого типа заданий влечет за собой использование фоновых знаний по всем 5 –ти аспектам изучения английского языка: аудирование, лексика, грамматика, чтение и письмо. Оценивание конкурсной работы проводится членами независимого жюри, и итоговый результат может быть разный — не всегда даже удовлетворительный.

При анализе поведенческой реакции учащихся на два данных вида работы, способствующих формированию лидерских качеств, на первый вид деятельности учащиеся реагируют более активно, чем на второй, поскольку данный вид работы проходит в приближенных к учебным условиям, отсутствует элемент новизны, а значит учебного стресса.

Следовательно, данный проблемный момент необходимо выявить и приступить к формированию лидерской позиции на относительно проблемном этапе. [1, c.184]

В рамках подготовки к данному виду работы, формированию уверенности и лидерских качеств необходимо осуществлять следующий алгоритм действий:

  • демонстрация положительного опыта предшественников (содержание работы и награды, поощрения за выполнение той или иной работы);

  • четкий алгоритм выполнения такого рода заданий или схожего с ним;

  • предвосхищение неожиданности (внушение заведомо положительного отношения к любому виду заданий, даже к заданию, выполняемому в первый раз);

  • определение цели накопления фоновых знаний (освещение вопроса, для чего мы учим и выполняем ряд тренировочных заданий);

  • выполнение тренировочных заданий, схожих с конкурсными, в рамках пяти аспектов изучения иностранного языка;

  • положительный настрой на восприятие незнакомой аудитории, окружения или представителей комиссии или жюри. Развитие умения демонстрировать свои знания и опыт в любых условиях;

  • реализация промежуточного и итогового контроля в присутствии комиссии (2–3 учителей английского языка) в рамках школы.

Итак, формирование лидерских качеств возможно по средствам изучения английского языка и выполнения ряда проблемных заданий, которые в результате будут формировать в учащихся уверенность, четкий алгоритм действий, желание и умение себя проявить и соответственно формировать все те лидерские качества, которые приводились в качестве основополагающих понятия «лидер».


Литература:

  1. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков/М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С. 180–194.

  2. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology/ М.:Дрофа, 2007. — С. 120–132.

  3. Салтовская Г. Н., Мартиросова В. С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе// Иностранные языки в школе. — 2008. — № 5, С.24–28.

  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / М.: Логос, 1998. — С. 3–156. — ISBN 5–87953–127–9.

  5. Щукин Н. А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке/ М.: Икар, 2011. — С. 154–157.

  6. Diane Philips, Sarah Burwood, Helen Dunford. Projects with young learners. — Oxford, 2010. — P. 6–15.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle