Библиографическое описание:

Аманмухаммедова Д. Т. Причины и условия умышленного причинения вреда здоровью // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 369-374.

Анализ причин и условий, способствующих совершению телесных повреждений, показывает, что эти преступления порождаются одними и теми же причинами, а способствуют этим деяниям одни и те же условия. Криминологическое исследование материалов практики судебных и следственных органов выявляет, что наиболее общими причинами совершения телесных повреждений является, то что и у осужденных, и у потерпевших нет элементарных правовых знаний, т. е. многие из них не знают, какие поступки являются преступлениями и уголовно-наказуемыми, а какие нет; что надо свои права осуществить не мешая другим и т. д.

Непосредственными причинами телесных повреждений являются хулиганские побуждения, эгоизм, ревность, месть, корысть.

Обобщение следственно-судебной практики показывает, что преступления против жизни и здоровья вызываются следующими непосредственными поводами:

  • Постоянные ссоры и скандалы в семье;

  • Неуважение к человеческому достоинству;

  • Безразличие и равнодушие к жизни, здоровью другого человека;

  • Предпочтение грубой силе праву и справедливости и т. д.

Наряду с причинами и поводами, порождающими телесные повреждения, следует указать и на условия, которые способствуют совершению рассматриваемых преступлений или облегчают их осуществление.

  1. Одним из серьезных условий совершения преступлений против жизни и здоровья является алкоголизм. Нельзя проблемы борьбы с преступностью, предупреждения преступлений сводить только к борьбе с алкоголизмом, но при изучении и предупреждении преступности представляется важным обратить особое внимание именно на алкоголизм, как на непосредственное условие многих преступлений против жизни и здоровья. Данные проведенного нами обобщения материалов судебной практики показывают, что многие осужденные за умышленные причинения тяжких и средней тяжести вреда здоровью совершили их в состоянии опьянения.

В большинстве рассмотренных делах или субъект в нетрезвом состоянии находилась, или потерпевший, или же обе. Борьба с алкоголизмом началось сразу же после Второй мировой войны. С тех пор о борьбе с алкоголизмом написали почти что все юристы, в том числе и криминологи [1, 2, 3, 4]. Сравнивая с теми временами (1970–1990) пьянство среди населения сократилось, но влияние этих факторов на состояние преступности далеко не устранено. Не изжиты факты злоупотребления продажи вино-водочных изделий предприятиями торговли и общественного питания. Часто выдаются водки лицам, находившимся в нетрезвом состоянии, нарушаются нормы отпуска водки на одного посетителя, не все предприятия общественного питания имеют вывески, запрещающие распитие водки и крепких спиртных напитков. В некоторых магазинах горпищеторга нет объявлений о часах отпуска спиртных напитков.

На некоторых предприятиях и в организациях не поднята роль общественности в борьбе с этим злом, не создана обстановка нетерпимости и всеобщего осуждения этих проявлений. Нередки случаи, когда общественные организации (профсоюзы, организация молодежи, организация женщин и др.) на предприятиях формально относятся к обсуждению проступков, связанных с пьянством, во многих же случаях эти проступки остаются без обсуждения. Но это не означает, что все предприятие такие. Есть предприятие, который очень серьезно относятся к борьбе с алкоголизмом. Они не терпят пьянство своих сотрудников не только в своем предприятии, но и в общественных местах.

Кодекс об административном правонарушений предусматривает административную ответственность в виде штрафа за появление в нетрезвом состоянии и распитие спиртных напитков в общественных местах. Многие материалы, связанные с появлением сотрудника в нетрезвом состоянии и с распитием спиртных напитков, были рассмотрены администрацией формально, и ограничивались предупреждением правонарушителей.

Все эти недостатки говорят о том, что администрации предприятии ведут малоэффективные работы с пьянством и не способствуют предупреждению правонарушений. Обстановка же безнаказанности приводит к тяжелым последствиям.

Важное значение в борьбе с алкоголиками и порождаемой ими преступностью имеет лечение хронических алкоголиков. Принудительное лечение, предусмотренное ч.2 ст.94 УК Туркменистана, играет значительную роль в числе мер, влияющих на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и совершаемыми в связи с ним преступлениями [9,с.55]. Раньше до 1965 года возможность применения к алкоголикам и наркоманам принудительного лечения была ограничена лишь случаями совершения последними какого-либо преступления. До совершения преступления никто не имел права обязать алкоголика или наркомана лечиться от своего недуга. Такое положение не способствовало предупреждению преступлений. 30 августа 1965 г. был принят закон, согласно которому алкоголики подлежат направлению в лечебно-трудовые профилакторий для принудительного лечения и трудового перевоспитания сроком от 6 месяцев до 2 лет. 31 марта 2012 г. был принят закон Туркменистана «О мерах, связанных с лечением лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или зависимостью от психоактивных веществ», согласно которому лицо, страдающее алкоголизмом должно проходить лечение в Специальном реабилитационном центре соответствующих министерств и ведомств, который входит в структуру государственной системы здравоохранения сроком от 6 месяцев до 1 года [5, с.305]. Все вопросы, относящиеся к направлению в реабилитационный центр, решает суд по ходатайствам государственных органов и при наличии соответствующего медицинского заключения [6].

Крепкие спиртные напитки могут изготавливаться и в домашних условиях. Согласно ст.304 УК Туркменистана незаконное изготовление и сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки считается преступлением и наказывается до пяти лет лишением свободы [9,с.173]. Органы полиции, прокуратуры и суда должны вести усиленную борьбу с самогоноварением. Помимо применения уголовного закона, огромное значение здесь имеет проведение просветительной работы среди населения и широкое привлечение к борьбе с этими пороками всей общественности. Ослабление борьбы с самогоноварением ведет к росту пьянства, являющегося средой преступности, в том числе умышленного причинения тяжких и средней тяжести вреда здоровью.

Таким образом, против алкоголизма должны вести борьбу не только административные органы, но и вся общественность. Каждый случай пьянства должен вызывать суровое осуждение окружающих.

  1. Одним из серьезных условий, способствующих совершению умышленных причинений тяжких и средней тяжести вреда здоровью, является хулиганство. Поэтому борьба с хулиганством — одно из главнейших средств предупреждения этих преступлений.

Хулиганские побуждения в основном проявляются у лиц в возрасте до 40 лет, с неполным или полным средним образованием, и в большинстве случаев, являются нигде неработающими. Обычно хулиганство проявляется на улицах, в парках, в общественных местах и в домах.

Учитывая состояние хулиганства в государстве, можно считать одним из главных направлений профилактической работы по борьбе с хулиганством действенное реагирование на факты мелкого нарушения общественного порядка, борьба даже с незначительными хулиганскими правонарушениями. Когда проявляются мелкое хулиганство, драка, ссора, скандалы, нельзя их оставлять без внимания. Наоборот, с таким материалом о наличии нарушения общественного порядка следует знакомить, коллектив по месту работы или жительства правонарушителя для принятия мер общественного характера.

Органам полиции, прокуратуры и суда принадлежит важная роль в борьбе с хулиганством. Если хулиганство совершено с насилием, то необходимо применять строгие меры вплоть до уголовного наказания.

Изучение судебной практики по вопросам правильности и законности решения вопроса об этих материалах позволило выявить ряд нарушений, допускаемых правоохранительными органами при их оформлении и рассмотрении этих материалов, что отражается на профилактической работе. Характерными нарушениями, являются:

а) несвоевременное принятия мер к нарушителям, совершившим хулиганские действия;

б) поверхностное рассмотрение материалов, что в ряде случаев влекло необоснованное применение административных мер к лицам, которые должны по характеру совершенных действий нести уголовную ответственность.

Иногда при наличии достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности виновное в этом подвергается лишь административной ответственности за мелкое хулиганство, что является неправильным и недопустимым. Например, гражданин Э. ударил по лицу сотрудника правоохранительного органа и схватил кувалду, чтобы нанести ею удар. Но присутствующие лица вовремя удержали его, но он успел метнуть кувалду в сторону присутствующих, но не попал. Несмотря на такие поступки его действия были расценены как мелкое хулиганство.

В некоторых случаях правоохранительные органы оформляют материалы о мелком хулиганстве в отношении лиц, нарушивших общественный порядок, в которым в течение года уже применялись меры административного воздействия за мелкое хулиганство.

Судьи при рассмотрении материалов о мелком хулиганстве также допускали отдельные факты поверхностного подхода к нему, не всегда при наличии совершенного уголовного преступления возвращали материал для производства расследования, а ограничивались лишь применением к нарушителю административных мер. Исправительные работы применяется редко к нарушителям, хотя в ряде случаев она более эффективна, чем лишение свободы. Некоторые судьи не сообщают коллективам по месту работы нарушителей о мерах воздействия, принятых к ним за совершение мелкого хулиганства и тем самым лишают коллектив возможности правильно организовать воспитательную работу с этими лицами.

Пленум Верховного Суда Туркменистана постановлениями обращает внимание судов на необходимость дальнейшего расширения и укрепления связи с общественностью, предлагает судам чаще рассматривать дела о хулиганстве с выездом на предприятия, больше привлекать к участию в судебных процессах представителей общественности. Во исполнение этого указания большинство судов принимают меры по повышению воспитательной роли судебных процессов. Вместе с тем изучение судебных дел показало, что отдельные судьи не уделяют должного внимания вопросам предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению хулиганства, недостаточно организуют рассмотрение дел о хулиганстве с выездом по месту работы и учебы виновных.

Важным профилактическим средством борьбы с хулиганством являются частные определения судов, направленные на устранение причин и условий, способствующих хулиганским проявлениям. Как показало изучение судебно-следственной практики, отдельные судьи слабо выполняют требования ст. 434 УПК Туркменистана. Недооценка роли и значения частных определений в деле предупреждения хулиганства отрицательно сказывается на эффективности борьбы с этим видом.

Частое проведение правоохранительными органами разъяснительную работу с трудящимися по вопросам профилактики не только хулиганства, но и всех преступлений, по нашему мнению, дал бы эффективный результат. Интенсивность и уровень правовой пропаганды все ещё не отвечает возросшим требованиям. Пропагандистская работа нередко ведется без учета состояния преступности и законности, в отрыве от фактического положения дел в том или ином предприятии, в учреждении, городе. Не всегда качественными являются отдельные лекции и беседы. Тексты ряда лекций устарели, к их составлению крайне редко привлекаются преподаватели высших учебных заведений и ученые. Все это делает правовую пропаганду недостаточно действенной и эффективной.

Пропагандистская работа правоохранительных органов, частные определения судьей, влечение к этому общественности — гарантия эффективной борьбы с различными преступлениями, в том числе с умышленными причинениями тяжких и средней тяжести вреда здоровью.

  1. Среди лиц, совершающих умышленное причинение тяжких и средней тяжести вреда здоровью, велико число ранее судимых. Поэтому неудовлетворительная работа по перевоспитанию осужденных в местах лишения свободы является одним из серьезных условий, способствующих рецидиву и совершению исследуемых преступлений.

Общественная опасность этой категории уголовных элементов состоит в том, что они не только сами совершают тяжкие преступления, но и разлагающе действуют на неустойчивых людей. Анализ судебной практики показывает, что лица, имевшие в прошлом судимость, осуждались вновь в основном за преступления против личности и за хулиганство, причем некоторые из них в прошлом были судимы за совершение аналогичных преступлений. Третья часть лиц совершили преступления в течение первого года после освобождения из мест лишения свободы и каждый третий два раза и более подвергался в прошлом уголовному наказанию. За совершение предыдущего преступления большинство вновь осужденных отбывали наказание в местах лишения свободы, незначительное число приговаривалось к исправительным работам, а отдельные — условно.

В борьбе за искоренение преступности важное значение имеет работа исправительно-трудовых учреждений, призванных воспитывать лиц, совершивших опасные преступления, возвращать их к честной трудовой жизни. Государство проявляет неустанную заботу об улучшении деятельности исправительно-трудовых учреждений по перевоспитанию осужденных. Усиление прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы, создание органа, осуществляющего контроль за исполнением наказания и другие мероприятия содействовали серьезному улучшению работы исправительно-трудовых учреждений, укреплению законности в их деятельности.

Привлечение общественности к участию в деятельности учреждений, исполняющих приговоры судов к лишению свободы, по нашему мнению, дал бы положительные результаты. Они бы могли: воздействовать на формирование норм исправительно-трудового права, контролировать за соблюдением законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, оказать им помощи в перевоспитании осужденных и содействовать в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных от наказания, с установлением контроля за их поведением.

Сила общественности состоит во всестороннем и постоянном воздействии на жизнь мест лишения свободы, в опоре на авторитет правоохранительных органов и общественных организаций. Большое воспитательное воздействие на осужденных заключено в самом факте участия общественности в работе мест лишения свободы, которое укрепляет у заключенных чувство связи их с жизнью страны. Одной из основных форм участия общественности в осуществлении исправительно-трудовой политики является орган, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания, который должен способствовать перевоспитанию и исправлению осужденных на основе приобщения их к общественно полезному труду.

В связи с вступлением в силу уголовных (2010 г. утвержденный в новой редакции) и уголовно-процессуальных (2009 г.) кодексов, законодатель предоставил органу, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания, ряд прав, от осуществления которых зависит деятельность администрации исправительно-трудовых учреждений. Так, согласно ст.478 УПК Туркменистана досрочное освобождение от наказания [10,с.421] и ст.76 УК Туркменистана замена неотбытой части наказания более мягким, суд по совместному представлению органа, ведающего исполнением наказаний, органа, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания, с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким. Таким же путем решается вопрос об освобождении от отбытия наказания осужденного, заболевшего тяжелой болезнью [9,с.44–46].

Правоохранительные органы и орган, осуществляющий контроль за исполнением уголовного наказания проделали большую работу, но имеются некоторые недостатки, которые были выявлены при изучении практики:

  1. Многие ходатайства администрации органа, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания об условно-досрочном освобождении осужденных отклоняются судами как необоснованные;

  2. Мало проводят среди заключенных бесед, читают лекций;

  3. Слабо занимаются трудоустройством освободившихся из мест лишения свободы;

  4. На заседания органа, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания не приглашается прокурор и адвокат, которые могли бы оказать юридическую помощь в решении некоторых вопросов;

  5. Орган, осуществляющий контроль за исполнением уголовного наказания не берет на особый контроль трудновоспитуемых осужденных;

  6. Не проверяют и не сообщают в соответствующие органы о нарушениях законности администрацией исправительно-трудовых учреждений и незаконных ее действиях;

  7. Орган, осуществляющий контроль за исполнением уголовного наказания не оказывает должной помощи в деле исправления и перевоспитания осужденных к мере наказания, не связанной с лишением свободы.

Задача состоит в том, чтобы, активизируя работу органа, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания, оказать администрации мест лишения свободы реальную помощь в деле предупреждения, исправления и перевоспитания осужденных, особенно осужденных за преступления против жизни и здоровья.

Особого внимания заслуживает проблема организации освобождения заключенных и трудового их устройства. Очень важно усилить контроль со стороны прокуратуры за законностью и обоснованностью применения условно-досрочного освобождения заключенных из мест лишения свободы, так как иногда оно необоснованно и порождает предпосылки совершения нового преступления. Например, гражданин К. трижды был судим за совершение аналогичных преступлений и незадолго до представления его к условно-досрочному освобождению от наказания приобрел деньги и пытался пронести в зону, тем самым нарушил режим. Указанные данные не давали оснований суду сделать вывод, что К. отбывая наказание, исправился. Но тем не менее суд условно-досрочно освободил К. от дальнейшего отбытия наказания. Через три дня после освобождения К. совершил мелкое хулиганство с причинением вреда здоровью. В связи с этим определение суда об условно-досрочном освобождении К. от наказания было отменено вышестоящим судом и последний водворен в место лишения свободы.

В некоторых случаях суды, условно-досрочно освобождая осужденного от наказания, в определениях не приводят мотивов принятого ими решения или отклоняют представления администрации исправительного учреждения и органа, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания. Например, гражданин К. был условно-досрочно освобожден от наказания. Но суд своем определении о его условно-досрочном освобождении не показал, что К. примерным поведением или честным отношением к труду доказал свое исправление.

А в этом примере суд отклонил представления администрации исправительного учреждения и органа, осуществляющего контроль за исполнением уголовного наказания об условно-досрочном освобождении, ссылаясь на основания, которые не предусмотрены законом: А. отбыл наказание в 8 лет лишения свободы за умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, суд отказал его условно-досрочно освобождать, ссылаясь на то, что А. отбывая наказание, ничем себя не проявил, только один раз поощрен благодарностью, а наличие неоднократных жалоб свидетельствует о том, что он не осознал своей вины и не раскаялся в содеянном. Жалобы осужденного не могут служить основанием для вывода о том, исправился он или нет, и еще такое основание законом не предусмотрено.

Важную роль в борьбе с рецидивом играют меры, осуществляемые по выходе осужденного на свободу. Главным решением проблемы предупреждения рецидива является оказание надлежащей помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Лица, освободившийся из мест заключения не всегда могут найти работу. Безразличие отдельных работников порой толкает их на новое преступление. В этих случаях требуется внимание работников полиции. Они обязаны выяснить желание такого человека, уточнить возможности его трудоустройства, дать совет, высказать пожелание с учетом личности каждого прибывшего, характера совершенного им преступления и решить, какие меры следует к нему применить, чтобы он стал честным человеком. Здесь главная роль принадлежит участковым инспекторам, которые с помощью общественности могут установить контроль над каждым заключенным, освобожденным из мест лишения свободы. Если общественное воздействие и помощь со стороны работников полиции не дают положительных результатов, применяются предупредительные меры. Например, если лица, освобожденные из исправительного учреждения, злостно уклоняются от трудоустройства и ведут антиобщественный, паразитический образ жизни, их нужно привлекать к более строгой ответственности. В отношении условно-досрочно освобожденных лиц, которые систематически нарушают общественный порядок или злостно уклоняются от честной трудовой жизни, необходимо ставить перед прокурором вопрос об опротестовании определения суда об условно-досрочном освобождении.

  1. Безработица тоже является одним из условий, который способствует совершению преступлений. «Тунеядец — это потенциальный преступник» [7, с.12]. Тунеядство, то есть осознанное бездельничество, безработица, всегда связано с моральным разложением, особенно с пьянством и создает условия для паразитического существования отдельных лиц, порождая различные преступления, в том числе и умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью [8, с.224].

Лица, которые не занимаются трудом и ведут паразитический образ жизни, должны привлекаться к трудовой деятельности, за их поведением необходимо установить контроль. Важно также улучшить воспитательную работу с ними и повысить внимание к этим вопросам телевидения, радио, печати, общественных организации за своевременное выявление безработиц и приобщение их к общественно полезному труду.

Не ведется должной борьбы и с лицами, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством. Несовершенство действующего законодательства по борьбе с безработицей влияет на ослабление борьбы с указанной категорией лиц, так как бродяжничества о попрошайничество тоже являются видом безработицы. Если трудоспособный человек не хочет работать и занимается попрошайничеством или бродяжничеством, то никогда невозможно будет решить проблему с безработицей. Если же дети с раннего возраста занимаются попрошайничеством или бродяжничеством, то когда они вырастут, они будут стремиться к легкой заработки, которые они привыкли в детстве и у них будет отсутствовать желание честно трудиться.

  1. Одним из важнейших условий искоренения умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью является профилактическая деятельность правоохранительных органов. Анализ работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что они проводят определенную профилактическую работу, и эти мероприятия дают положительные результаты.

Деятельность органов внутренних дел и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению и привлечению к уголовной ответственности совершивших преступления способствует созданию обстановки наказуемости каждого преступного деяния, что имеет весьма важное предупредительное значение. В ходе расследования подавляющего большинства дел об умышленном причинении тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, принимаются меры для выяснения причин и условий, способствующих совершению этих преступлений, следователи вносят представления, направленные на устранение обстоятельств, которые благоприятствовали совершению преступления. Меры по устранению причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, принимают и суды. Например, суд Азатлыкского этрапа г. Ашгабада при рассмотрении дела И. установил, что совершению данного преступления способствовало то, что сторожи в предприятии пассажирского транспорта г. Ашгабада часто устраивали групповые пьянки, о чем частным определением довел до сведения начальства. По частному определению были намечены конкретные мероприятия, и сторож В. за организацию пьянок с работы уволен.

Проводимые профилактические мероприятия могут дать положительные результаты только тогда, когда они проводятся систематически и в каждом случае надлежащие органы будут добиваться принятия действенных мер по предупреждению преступлений. Между тем, практика показала, что во многих случаях органы следствия и суды не контролируют выполнения внесенных ими представлений или частных определений, что приводит к сохранению факторов, порождающих или способствующих совершению преступлений.

Известно, что эффективность борьбы с любыми преступлениями, в том числе с деяниями против здоровья, во многом зависит от своевременного принятия мер к выявлению и раскрытию преступления, всестороннему, полному и объективному расследованию дела, от правильной юридической квалификации содеянного, обоснованно избранной меры пресечения и т. д. Серьезное внимание к перечисленным моментам и их соблюдение является одним из условий искоренения изучаемых преступлений [8,с.235].

Тем не менее в этой части не все еще обстоит благополучно. Органы полиции, следствия и прокуратуры иногда не выполняют требований закона, несвоевременно возбуждают уголовные дела, а иногда необоснованно отказывают в их возбуждении, неправильно решают вопросы о мере пресечения, невсесторонне исследуют обстоятельства совершения преступления, допускают факты нарушения уголовно-процессуального законодательства и нередко неправильно квалифицируют действия лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Например. Ф. в нетрезвом состоянии нанес здоровью И. вред средней тяжести, в связи с чем И. положили в больницу, откуда она подала заявление в отдел полиции Азатлыкского этрапа г.Ашгабада. Однако дело было возбуждено через длительное время.

Не менее важным является своевременное решение вопроса об избрании меры пресечения преступнику с тем, чтобы избежать более тяжкие последствия. Например, гражданин З. ночью в 02 часа увидел свою девушку гражданку А., который он встречался уже два года, в кафе при гостинице и спросил ее, что она тут делает. В ответ она нагрубила ему и оскорбил его, что материальное состояние его и его семья очень низко. Услышав это, З. дал ей один раз пощечину и сломал ей челюсть. Следующий день его вызвали в отдел полици этрапа им. Президента Ниязова г.Ашгабада и взяли у него подписку о не выезде. Испугавшись от ответственности, А. уехал в другую страну. Через шесть месяцев, когда он вернулся обратно, его задержали сотрудники полиции. Он был осужден на 2 года лишение свободы.

Некоторые суды не выявляют причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкой и средней тяжести вреда здоровью, или же не реагируют на них вынесением частных определений. Во многих случаях суды не контролируют выполнение вынесенных ими же частных определений. Не всегда используется сила общественности в борьбе с этими преступлениями. Дела, представляющие общественный интерес, не всегда рассматриваются в выездных сессиях с привлечением общественности, не освещаются в печати. Не во всех случаях направляются копии приговоров по месту работы осужденных. Судьи по большинству дел не принимают участия в обсуждении итогов судебных процессов.

Все перечисленные выше недостатки в деятельности правоохранительных органов отрицательно влияют на предупреждение преступлений против здоровья. Их устранение способствовало бы повышению эффективности борьбы с рассматриваемыми преступлениями.


Литература:

  1. Алексеев А. И., Сахаров А. Б. Причины преступлений и их устронение органами внутренних дел. Москва, 1982

  2. Альшевский Г. В. Досудебное производство по делам о хулиганстве без отягчающих обстоятельств. Москва, 1972

  3. Аманов Х. Меры предотвращение посягательств на жизнь и здоровья граждан. Ашхабад, 1981

  4. Аманов Х.Общественность в борьбе с тяжкими преступлениями против личности. Ашхабад, 1977

  5. Ведомости Меджлиса Туркменистана. Часть II. № 1, 2012

  6. Закон Туркменистана «О мерах, связанных с лечением лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или зависимостью от психоактивных веществ». Ашгабат,2012

  7. Перлов И. Д. Суд и общественность в борьбе с тунеядцами. М., 1962

  8. Сарыев Б. Ответственность за преступления против жизни и здоровья. Aшхабад.1973

  9. Уголовный кодекс Туркменистана. Ашгабат, 2010

  10. Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана. Ашгабат, 2009.

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle