Библиографическое описание:

Кунахова В. Ю. К вопросу об эффективности государственного управления в сфере здравоохранения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 395-397.

Основной Закон Российской Федерации в соответствии с нормами международного права включает в обязанность государства охрану здоровья людей (ст. 7 ч. 1), в Конституции признается право каждого человека на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь. Кроме того, Конституция Российской Федерации закрепляет разграничение предметов ведения в сфере здравоохранения между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями [1].

Положения Конституции Российской Федерации, касающиеся охраны здоровья граждан, получили свое развитие и детализацию в специальных законодательных актах, непосредственно посвященных охране здоровья граждан. Среди них особое место занимают Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2]. В указанном законе определены организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и т. д.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

Б. П. Носков подчеркивает, что отрасль здравоохранения является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью, сохранение и укрепление здоровья населения, посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений [3, с.38]. Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества признается в преамбуле и ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей Российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

При этом статья 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под охраной здоровья граждан понимает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [4, с.14].

В целях улучшения эффективности государственного управления сферой здравоохранения с 2006 года в России реализуется приоритетный национальный проект «Здоровье» — программа, направленная на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи для широких слоев населения, объявленная Президентом Российской Федерации.

Специфика и особенность проекта заключаются, прежде всего, в том, что в основу его реализации положены постановления Правительства РФ, соответствующие федеральные и региональные целевые программы в сфере здравоохранения, приказы и иные нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и Министерства финансов Российской Федерации.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

  1. Развитие первичной медико-санитарной помощи;

  2. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

  3. Формирование у россиян здорового образа жизни;

  4. Снижение заболеваемости и смертности населения от туберкулеза.

Следует отметить, что управленческое решение представляет собой разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений, их регулирования. Это всегда выбор из имеющихся альтернатив.

Особенности процесса принятия решений в практике управления проектом «Здоровье» заключаются в следующем:

  • поскольку эти решения значимы для больших групп людей, весьма велика цена управленческой ошибки;

  • эти решения всегда легитимны, то есть опираются на специально подготовленную нормативную базу;

  • в большинстве своем они рациональны, в отличие от интуитивных (основанных на озарении);

  • имеет место специфическая конфигурация внешних факторов, влияющих на процесс их принятия. Особую роль играет политический фактор. В других сферах его значение существенно меньше.

Итогами реализации управленческих мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006–2012 г.г. явились повышение качества, доступности и бесплатности медицинской помощи населению, увеличение заработной платы медицинских работников, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников, расширение перечня профилактических мероприятий, в том числе в рамках национального календаря прививок, осуществление мониторинга здоровья работающего населения, снижение показателей общей смертности и инвалидности населения Российской Федерации за счет повышения доступности и качества медицинской помощи.

Однако в числе основных трудностей, которые выделяют на современном этапе реализации приоритетного национального проекта специалисты, следует назвать: отсутствие системного, логически продуманного подхода к поставке высокотехнологического оборудования и подготовке специалистов; непродуманный дифференцированный подход к оплате труда медицинских работников; отсутствие в системе мероприятий национального проекта мер по развитию отечественной медицинской промышленности, и фармакологической отрасли. Особую проблему составляет процесс подготовки и принятия решений в ходе управления проектом.

Для повышения эффективности процессов реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» необходимо постоянное совершенствование механизмов управления.

На наш взгляд, для четкого разграничения ответственности необходимо определить полномочия органов управления различного уровня в сфере здравоохранения. Так, задачи федерального центра:

  • управление реализацией национального проекта, координация работы всех его участников;

  • доработка необходимой законодательной базы;

  • финансирование за счет средств федерального бюджета строительства высокотехнологичных медицинских центров, оснащение уже существующих медицинских центров современной, дорогостоящей аппаратурой;

Региональные власти будут заниматься:

  • разработкой региональных программ по развитию здравоохранения субъекта;

  • административно-организационным обеспечением реализации программ;

  • софинансированием федеральных программ.

Перед муниципалитетами стоят следующие задачи:

  • финансирование по обязательствам местного бюджета содержание прочего персонала в лечебных учреждениях, расходы на ГСМ, коммунальные платежи муниципальных лечебно-профилактических учреждений;

  • создание условий для комфортного пребывания пациентов в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

  • обеспечение постоянного и объективного мониторинга и аналитической обработки данных с целью принятия адекватных управленческих решений при реализации ПНП «Здоровье»;

  • предоставление социального жилья нуждающимся работникам не только здравоохранения, но и всей социальной сферы;

  • решение кадровых проблем, рациональное использование и правильное распределение кадровых ресурсов с целью повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта;

  • разработка и внедрение в практику реализации ПНП «Здоровье» механизма именных здравоохранительных сертификатов, позволяющих в социально значимой отрасли сферы услуг расширить возможности использования механизма государственного и общественного софинансирования в соответствии с целями развития общества и индивидуальными предпочтениями населения.

Осуществление обозначенных мер, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности государственного управления сферой здравоохранения, в целом, и реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», в частности.


Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст.445.

  2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.

  3. Носков, Б. П. Состояние нормативно-правовой базы и правовое обеспечение национальных проектов в сфере здравоохранения // Социальное и пенсионное право. 2007. № 1. — С. 30–41.

  4. Ерохина, Т. В. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан // Медицинское право. 2012. № 2. — С. 12–15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle