Проблемы правового регулирования государственного оборонного заказа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Савина, Г. С. Проблемы правового регулирования государственного оборонного заказа / Г. С. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 265-266. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111698/ (дата обращения: 28.04.2024).



Цель исследования заключается в анализе правового регулирования государственного оборонного заказа в современной России; особое внимание уделяется проблемам правового регулирования государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, военно-техническое сотрудничество, правовое регулирование государственного оборонного заказа.

Государственный оборонный заказ играет важную роль в современной России. Он направлен на разработку и производство военной техники, включая оружие, боеприпасы, авиацию, корабли, оборудование и другие компоненты, необходимые для национальной обороны.

Он также способствует развитию отечественной промышленности и науки, создает спрос на высокотехнологичные разработки, стимулируя инновации и технологический прогресс. В результате укрепляется научно-технический потенциал страны, что важно для ее экономического роста и конкурентоспособности на мировой арене.

К. В. Кичик в своей работе определяет государственный заказ как конкретизированную потребность публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации) в товарах, работах и услугах, закрепленных в правовом акте (нормативном правовом акте или акте применения права), удовлетворяемых посредством размещения заказа в установленном законом порядке (по общему правилу, среди неопределенного круга лиц — потенциальных поставщиков) с заключением государственного контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения или иного гражданско-правового договора, содержащим необходимые требования к этим товарам, работам и услугам, а также условия продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения государственных нужд [4].

Углубляясь в разновидность государственного заказа, а именно в государственный оборонный заказ, важно отметить, что его правовое регулирование шире, чем правовое регулирование государственных заказов. Данная сфера регулируется Конституцией РФ, гражданским законодательством РФ, специальными федеральными законами, нормативными-правовыми актами Правительства РФ и указами Президента РФ, что закреплено в ст. 2 Федеральном законе от 29.12.2012 № 275 — ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — ФЗ «О государственном оборонном заказе»). Однако нельзя сказать, что в ФЗ «О государственном оборонном заказе» учтены все тонкости правоотношений, возникающих в сфере государственного оборонного заказа [1].

В ст. 3 ФЗ «О государственном оборонном заказе» под государственным оборонным заказом понимается установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Считаю необходимым отметить, что в понятии акцентируется внимание именно на целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации и поставках продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации, однако нормы данного Федерального закона применяются и при поставках товаров, выполнении работ и для гражданской сферы, например, в сфере гражданской авиации, разработках морского судоходства и так далее. [2]

Однако, можно заметить, что в таких случаях Заказчик опирается и на Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных», но понятие «государственный оборонный заказ» в данном Федеральном законе отсутствует, в связи с чем, по моему мнению, возникает некая правовая коллизия, которая делит отношения, возникающие в сфере государственного оборонного заказа на два федеральных закона. Тем не менее, в рамках данного закона устанавливаются общие принципы и порядок проведения государственных закупок, включая сферу государственного оборонного заказа. [3]

Одним из путей для разрешения такой коллизии может быть приведение законодательства в соответствие друг с другом. Необходимо провести анализ существующих нормативно-правовых актов и внести изменения, уточняющие понятия и устанавливающие единые правила в сфере государственного оборонного заказа. Это позволит определиться с применимым законодательством и снять неопределенности, возникающие в ходе закупок для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Также важно обратить внимание на координацию действий разных органов и субъектов при осуществлении государственного оборонного заказа. Обеспечение единства понимания и применения нормативных актов, а также эффективное взаимодействие между участниками процесса будет способствовать повышению качества и эффективности выполнения заказов, а, следовательно, и укреплению обороноспособности страны.

Одной из важных проблем является длительное оформление договорных документов между субъектами, а также просрочка исполнения обязательств.

ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает ряд участников правоотношений в сфере государственного оборонного заказа, тем самым, образуя цепочку, состоящую из:

  1. заказчика (министерства и ведомства);
  2. головного исполнителя (исполнитель, с которым заказчик непосредственно заключает государственный контракт на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг);
  3. исполнителей (заключают контракты с головным исполнителем и между исполнителями различных уровней кооперационной цепи);
  4. уполномоченных банков, казначейств и т. д.

Таким образом, на практике цепочка кооперации может достигать десятков и сотен контрагентов исполнения государственного оборонного заказа. Просрочка исполнения обязательств одним из участников цепочки влечет негативные последствия на всех уровнях кооперации, приводит к задержкам в исполнении контрактов, дополнительным затратам и негативному влиянию на готовность и боеспособность вооруженных сил. [5]

Дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере государственного оборонного заказа является важным шагом для достижения стабильности и предсказуемости в отношениях между участниками этой сферы. Гарантирование соблюдения контрактных условий, своевременной оплаты и регулярного обновления нормативной базы поможет улучшить выполнение государственного оборонного заказа и повысить эффективность работы предприятий ОПК.

Особое внимание следует обратить на механизмы защиты прав и интересов исполнителей оборонного заказа. Введение гарантий со стороны государства, таких как, составление четких и ясных контрактных условий, обеспечение прозрачности и открытости процедур заключения контрактов, а также возможность обжалования решений государственных заказчиков, позволит предотвратить возникающие споры и конфликты.

Однако, чтобы добиться полноценной эффективности государственного оборонного заказа, также необходимо уделить внимание подготовке и квалификации специалистов в данной сфере. Обучение персонала, повышение их профессионального уровня и содействие внедрению новых технологий и передовых практик будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий ОПК и увеличению обороноспособности государства.

Таким образом, совершенствование процедур и законодательства в сфере государственного оборонного заказа является важным фактором для обеспечения защиты и безопасности государства. Постоянное развитие сферы позволит эффективно реализовывать программы развития военно-промышленного комплекса и обеспечить безопасность национальных интересов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // СЗ РФ. — 4 августа 2014 г. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» [Текст]: от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ (ред. 12.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (Часть I). Ст. 7600.
  3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст]: от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
  4. Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. — М.: Юстицинформ, 2012
  5. Михашин А. В. Гражданско-правовое регулирование закупок по государственному оборонному заказу. — М.: Юстицинформ, 2022
Основные термины (генерируются автоматически): государственный оборонный заказ, Российская Федерация, правовое регулирование, сфера, военно-техническое сотрудничество, выполнение работ, головной исполнитель, оказание услуг, особое внимание, современная Россия.


Ключевые слова

государственный оборонный заказ, военно-техническое сотрудничество, правовое регулирование государственного оборонного заказа

Похожие статьи

Задать вопрос