Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Горшкова, Д. А. Методы и приемы формирования навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития / Д. А. Горшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111664/ (дата обращения: 02.05.2024).



Изменения в социально-культурной сфере и технологическом прогрессе современности создают множество проблем для развития нового поколения. Увеличивается число детей, находящихся в зоне риска, и возрастает список факторов, способствующих этому. В числе распространенных проблем и аномалий наиболее широко распространена группа детей с задержкой психического развития.

Статья затрагивает тему развития умения чтения у детей начальных классов, имеющих задержки в психическом развитии. В работе освещены различные приемы и методы, используемые для обучения чтению детей младшего школьного возраста с нарушениями психологического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, навыки чтения, младший школьный возраст, приемы и методы формирования навыка чтения.

Задержка психического развития у детей стала актуальной проблемой для психолого-педагогической науки в прошлом веке и продолжает оставаться таковой на сегодняшний день.

Обычно ученики начальных классов общеобразовательных школ уже обладают навыками чтения и письма перед поступлением их в школы. Дети с задержкой психического развития часто не готовы к освоению образовательной программы, включая уроки чтения. Эти дети приходят в школу, не знакомые с множеством букв и не имея базовых фонематических знаний. У них не полностью сформированы определенные навыки и знания, которые дети с нормальным развитием обычно приобретают до начала школьного обучения. Следовательно, без специализированной поддержки они неспособны самостоятельно осваивать такие навыки, как счет, чтение и письмо [2, с. 60–67].

В области специального образования и психологии задержка в психическом развитии рассматривается как наиболее часто встречающееся нарушение в развитии психофизических функций. Этот вид нарушения характеризуется множественностью форм, так как у разных детей может проявляться по-разному: у одних снижена работоспособность, у других — отсутствует интерес к освоению новых знаний. Разнообразие характеристик психической задержки также связано с различной тяжестью повреждений и уровнем незрелости мозговых структур.

В процессе образования младшие школьники с ЗПР с трудностями в обучении осваивают две формы чтения — громкое и про себя. У таких детей из-за особых черт их психологического развития, умение читать появляется более медленно. Это связано, с одной стороны, с особенностями мышления, уникальностью в формировании связей между визуальным и аудиторным восприятием, а также звуковым анализом. Эти характеристики замедляют автоматизацию процесса чтения, что в свою очередь мешает пониманию текста. Проблемы с осмыслением прочитанного ведут к замедлению развития навыков быстрого и точного чтения.

С другой стороны, проблемы, связанные с техникой чтения, такие как высокий уровень ошибок и медленный ритм, затрудняют понимание текста. Это взаимодействие ведет к значительному снижению скорости чтения у учеников с ЗПР и подчеркивает необходимость развития навыков чтения через улучшение всех его аспектов [2, с. 60–67].

Эти факторы требуют применения коррекционных методик в процессе образования.

Самым сложным аспектом приобретения умения читать для детей с ЗПР является способность складывать буквы вместе. Этот навык необходимо развивать у детей осознанно и на протяжении значительного времени. Одним из эффективных методов, который способствует формированию корректного чтения, является постоянная практика с помощью специальных упражнений. Эти упражнения помогают улучшить произношение сложных слогов и слов, которые обычно вызывают трудности во время чтения. Они направлены на создание взаимосвязи между визуальным восприятием и двигательной активностью при произношении слогов и слов, отличие похожих элементов чтения друг от друга, запоминание слогов и слов для их скорого и цельного чтения, а также соединение процессов восприятия и понимания слова в единую деятельность [3, с. 330–332].

Как отмечает кандидат педагогических наук, профессор А. К. Аксёнова, автор учебного пособия по методике обучения русскому языку в школах для детей с особыми образовательными потребностями, ключевое значение в развитии умения правильно читать имеет организация взаимного внимания учеников к процессу чтения друг друга [1, с. 112]. Для того чтобы навыки чтения усваивались эффективно, необходима активность всего класса. Важно, чтобы каждый студент был вовлечен в процесс, независимо от того, читает ли он вслух по команде учителя или про себя, одновременно следя за тем, как читает его одноклассник. Она предлагает следующие методы для организации подобных упражнений:

— замедленное чтение преподавателем (с предварительно отработанным текстом) — ученики следуют за текстом в книге, используя закладку или проводя пальцем по строкам;

— чтение в смешанной форме — в тексте отмечаются фрагменты для коллективного чтения, при этом учащиеся должны синхронно присоединяться к групповому чтению.

Во время совместного чтения учитель одновременно с учащимися начинает прочтение текста, после чего через некоторое время он прекращает чтение, а ученики продолжают читать коллективно.

Ученики осуществляют взаимный контроль за процессом чтения сверстников и впоследствии сообщают о количестве и типе ошибок, которые были сделаны. Каждый ученик должен читать ограниченный объем текста — не более одного или двух предложений, чтобы избежать ситуации, когда дети теряют из виду фактические ошибки и начинают выдумывать их ради похвалы от учителя.

Важность следующих аспектов для усвоения умения осознанного чтения неоспорима: начальный этап обучения детей с ЗПР к восприятию текстового материала, работа со словарём, первичное чтение произведения учителем с выражением, самостоятельное чтение учениками, обсуждение и анализ текста после повторного прочтения, создание краткого содержания, рассказывание собственными словами, исследование языковых особенностей литературного произведения, описание персонажей и творческие задания для учащихся.

При обучении чтению детей с задержкой психического развития эти методы принимают определённые уникальные формы.

Обогащение способности к выразительному чтению происходит как в процессе учебных занятий, так и вне школьной программы, используя как учебные тексты, так и специально отобранные тренировочные задания.

Приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

— Четкая артикуляция звуков, слогов, слов и быстро произносимых стихов во время упражнений для развития артикуляции.

— Групповое чтение стихов и текстов для тренировки контроля громкости голоса и для научения следовать мелодии и скорости речи, заданной учителем.

— Имитация образцового выразительного чтения.

— Разыгрывание ролей и театрализация текста.

— Занятия, направленные на освоение сознательного использования различных интонационных приёмов.

Увлечение каждого ученика в классе в активности, связанные с искусством, играет важную роль в формировании умения читать выразительно. Занимая детей групповым чтением стихов и выступлениями перед родителями и учащимися из других классов, мы повышаем их заинтересованность и способствуем пониманию важности развития навыков интонации и выразительности в чтении.

На сегодняшний день широко представлено разнообразие методов для усовершенствования способностей к чтению младших школьников с ЗПР. Эти методы ориентированы на следующие аспекты:

— Развитие способности выделения главной мысли из текста;

— Улучшение навыков корректного прочтения, включая четкое произношение слов полностью, с правильным ударением и без искажения окончаний, слогов или звуков;

— Освоение навыка распознавания пунктуационных знаков и способность правильно передавать их интонационно;

— Повышение темпа чтения.

В результате оценки уровня чтения у детей с задержкой психического развития, выбирается комплекс упражнений. Мы отдаем предпочтение самым простым, понятным и в то же время результативным методикам:

— Игры с алфавитом.

Если ребенку с ЗПР сложно запомнить внешний вид определенной буквы, можно использовать различные методы для обучения, например, сформировать букву из пластилина, учитывая ее верхний и нижний регистры, укрепить умение, создав ту же букву с помощью спичек или ниток, вырезать ее из цветной бумаги, нарисовать и раскрасить.

Другой подход — печатать яркую букву каждую неделю (на которой сейчас сосредоточен ребенок) и размещать ее в местах, где она будет часто в глазах, таким образом, образ буквы будет неосознанно закрепляться.

Вдобавок, доступна покупка магнитных элементов и досок, оснащенных выпуклыми символами для развития тактильного восприятия. Для усложнения задачи можно предложить лишь фрагменты букв, стимулируя тем самым ребенка дополнить их до целостного образа. Крайне важно сопровождать все действия вербализацией, что позволит эффективно сочетать визуальные и вербальные методы обучения.

— — Игровое упражнение «Отгадай пропущенную букву» рекомендуется начинать с трех букв, постепенно добавляя новые к последовательности. Цель этого занятия — в течение нескольких секунд внимательно рассмотреть буквы, а затем воспроизвести увиденное по памяти. Далее взрослый исключает из ряда одну букву, и задача состоит в том, чтобы правильно восстановить исходную последовательность. Также можно усложнить задание, составив из букв слова и затем удаляя из них одну или несколько букв. Важно усложнять задание, исходя из уровня развития и готовности ребенка.

— Игра на развитие тактильной памяти «Волшебный мешочек». В мешочек, изготовленный из плотной ткани, помещаются буквы, выполненные из металла или пластика. Цель игры — на ощупь угадать букву и назвать слова, которые её содержат.

— В игре «Обнаружь ошибку в слове» взрослые намеренно вносят ошибки в написание букв. Детям предстоит выявить, какая из представленных букв написана некорректно и исправить данную ошибку.

— В игре «Составь слово» ребенку предлагается серия слогов для того, чтобы с их помощью сформировать слова по заданной теме, такие как «Животные» или «Сказочные герои».

— «Ролевое чтение». Необходимо выбрать текст с различными персонажами и в форме игры отработать правильную интонацию, соблюдая пунктуацию. Это сделает процесс обучения интересным и гарантированно вызовет интерес у ребенка с ЗПР.

— Игра «Заполни пропуски гласными». Предлагается предложение, где присутствуют только согласные, и задача заключается в добавлении гласных. Задание облегчено благодаря включенным иллюстрациям.

Это всего лишь небольшая часть возможных занятий, которые можно осуществлять вдвоем с ребенком. Крайне важно осознавать, что у детей, страдающих от задержек в психическом развитии, очень нежная душевная организация, и попытки обучения через принуждение или против их желания обречены на провал. Ключевым аспектом является заинтересовать ребенка, привлечь его внимание и обучать исключительно через игру, поощряя за каждый достигнутый прогресс.

Процесс обучения читать учеников первого класса должен без исключения происходить в форме игры, в расслабленной и дружелюбной атмосфере. На занятиях активно применяются музыкальные алфавиты, магнитные доски, деревянные буквы, раскраски и прочее. С течением времени задачи становятся более сложными.

Таким образом, у детей, страдающих отсталостью в психическом развитии по сравнению с их одногодками, которые развиваются в соответствии с нормой, заметны проблемы как с непреднамеренным, так и с осознанным запоминанием информации. Их внимание часто бывает нестабильным, с низким уровнем концентрации и склонностью к легкому отвлечению. Проблемы с вниманием могут проявляться в усиленной физической и речевой активности. Детям с отставанием в развитии требуется больше времени для получения и обработки визуальной, аудиальной и других типов информации. В результате у большинства таких детей возникают затруднения при чтении.

Литература:

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  2. Вожжова Т. С. Особенности формирования навыков чтения у младших школьников с ЗПР / Т. С. Вожжова // Мир без границ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. — Ставрополь, 2022. — С. 60–67.
  3. Кушнаревич, Н. Ю. Логопедическая работа по развитию смыслового чтения у младших школьников с задержкой психического развития / Н. Ю. Кушнаревич // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 330–332.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, буква, задержка, навык чтения, слово, ученик, групповое чтение стихов, младший школьный возраст, психологическое развитие.


Ключевые слова

младший школьный возраст, задержка психического развития, навыки чтения, приемы и методы формирования навыка чтения

Похожие статьи

Задать вопрос