Формирование экологической культуры у студентов учреждений среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 26.02.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Изотова, Н. С. Формирование экологической культуры у студентов учреждений среднего профессионального образования / Н. С. Изотова, О. Л. Резниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111470/ (дата обращения: 03.05.2024).



Ключевые слова: Хабаровск, экологическое развитие, учебный процесс, экологические ценности, профессиональное образование, наша планета, здоровый образ жизни.

Воспитание экологической культуры общества имеет огромное значение для настоящего и будущего поколений нашей планеты. Именно сотрудничество между человеком и природой определяет наше благополучие, а также сохранение человека как биологического вида. Экологическая культура — это система знаний, ценностей, навыков и умений, которая помогает человеку принимать ответственные решения в отношении окружающей среды. Формирование экологической культуры состоит в воспитании экологических ценностных ориентаций, норм и правил.

Президент Российской Федерации В. В. Путин выступая на заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений», подчеркнул, что экологическое направление, как приоритетное, заложено в утвержденную Стратегию научно-технологического развития России.

Одной из задач программы развития колледжа является совершенствование системы учебно-воспитательного процесса на основе формирования социокультурной среды, ответственного отношения к здоровью и потребности в здоровом образе жизни, создания комплексной работы по воспитанию экологической культуры обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций, активной гражданской позиции, способствование пониманию глобальных проблем экологии.

Привить экологическую культуру можно путем внедрения в учебный процесс инновационных форм, средств и методов обучения, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Развитию внутренней мотивации способствует атмосфера погружения студентов в проблематику экологической направленности, и личная заинтересованность каждого обучающегося. Это можно реализовать через организацию и проведение эко-марафонов, экологических акций, круглых столов, экскурсий, научно-практических конференции.

В целях реализации воспитания экологической культуры мы принимаем активное участие в городских и краевых мероприятиях: городские эко-акции «Чистые берега Амура», экологические викторины, эко-квесты «Зеленый марафон», мероприятия по формированию здорового образа жизни, организация и проведение субботников. В рамках научного студенческого общества проводим заседания круглых столов и научно-практических конференций на актуальные экологические темы. Но наибольший интерес у студентов вызывают познавательные экскурсии на предприятия и организации г. Хабаровска, такие как ФГБУ «Дальневосточное» УГМС г. Хабаровска, лаборатория мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, лаборатория мониторинга загрязнения поверхностных вод; Краевой центр экологического мониторинга и прогнозирования, лаборатория радиационных исследований; «Приамурский зоосад» им. В. П. Сысоева; МУП г. Хабаровска «Водоканал»; АО «ДГК» Хабаровская ТЭЦ-1. Студенты участвуют в днях открытых дверей, экскурсиях и мастер-классах, посещают музеи ДГК.

Таким образом, учебная и внеурочная деятельность позволяет расширить и углубить знания, обучающихся по проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды, раскрывает творческий потенциал, а также повышает экологическую культуру студентов.

В основу нашего исследования легли результаты анкетного опроса, проведенного в колледже среди студентов 1 курса — 4 курса очного отделения за 2023 учебный год. В ходе опроса проанкетировано 780 студентов, при этом средний возраст учащихся составил — 18 лет. Данные опроса показали, что уровень экологической культуры у обучающихся заметно вырос в результате проведения комплексной работы, используя различные средства и методы, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

Исследования показали, что экологической культуре в системе профессионального образования уделяется большое внимание, работа в этом направлении будет продолжатся с использованием новых технологий на современном этапе развития общества.

Литература:

  1. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году. Государственный доклад. — М.: Минприроды России; МГУ имени М. В. Ломоносова, 2023. — 686 с
  2. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н., Либеров А. Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных Стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011.
  3. Калустьянц К. А., Кокаева И. Ю. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры и безопасного образа жизни старшеклассников // European Social Science Journal. — 2015. — № 4. — С. 128–133.
  4. Кокаева И. Ю., Саханский Ю. В. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков // Известия Российской Академии образования. — 2014. — № 1. — С.120–126.
  5. В. В. Путин Патриотизм-национальная идея России. (Серия «Служить России»). — М.: Книжный мир, 2017. — 512 с.
  6. В. П. Соломин, Т. В. Васильева, Н. Д. Андреева. Теория и методика обучения экологии. Учебник. — М.: Юрайт, 2018. — 190с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, учебный процесс, хабаровск, внеурочная деятельность, здоровый образ жизни, комплексная работа, лаборатория мониторинга загрязнения, окружающая среда, профессиональное образование.


Похожие статьи

Задать вопрос