Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 12.02.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Лапина, О. П. Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка / О. П. Лапина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111206/ (дата обращения: 28.04.2024).



Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическому высказыванию. Представлены данные опытно-практической работы по формированию дискурсивной и стратегической компетенции при использовании метода проектов на уроках испанского языка.

Ключевые слова: дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция, метод проектов, монологическое высказывание, уроки испанского языка.

This article is devoted to the specifics of the application of the project method in the formation of discursive and strategic competence. The article reveals the concepts of «discursive and strategic competence», the project method is studied as an effective way of teaching monologue. The data of experimental and practical work on the formation of discursive and strategic competence when using the project method in Spanish lessons are presented.

Keywords: discursive competence, strategic competence, project method, monologue, Spanish class.

Введение. В современном мире знание иностранных языков становится все более важным навыком. Однако необходимо не только знание языка, но и умение эффективно общаться на нем, владеть дискурсивной и стратегической компетенцией. Особенно важно это при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка. Целью исследования являлось внедрение проектной деятельности на занятиях по испанскому языку для формирования дискурсивной и стратегической компетенции учащихся. Данное исследование показывает, насколько эффективна проектная деятельность при обучении монологическому высказыванию.

Дискурсивная компетенция включает в себя умение создавать тексты, соответствующие определенным жанровым и стилистическим требованиям. В контексте обучения монологическому высказыванию на испанском языке это означает, что студенты должны научиться строить логичные и связные монологи, адаптированные под различные ситуации общения. Проектная деятельность предоставляет уникальную возможность развивать дискурсивную компетенцию. Студенты могут создавать и презентовать проекты на испанском языке, что помогает им развивать умение описывать, аргументировать, и объяснять свои идеи. Они также учатся выбирать подходящий стиль и тон высказывания в зависимости от аудитории и целей коммуникации.

В свою очередь стратегическая компетенция включает в себя умение выбирать наилучшие стратегии коммуникации в различных ситуациях. В обучении монологическому высказыванию на испанском языке это означает умение адаптировать свою речь в зависимости от контекста и аудитории. Проектная деятельность способствует развитию стратегической компетенции, так как студенты должны принимать решения о том, как организовать и представить свой проект. Они учатся анализировать потребности своей аудитории и выбирать подходящий стиль и структуру выступления.

Обучение монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка имеет ряд преимуществ, таких как активное участие студентов в процессе обучения в процессе создания и представления собственных проектов. Кроме того, обучение структурированной монологической речи непосредственно применяется в проектах, что делает обучение более релевантным, практичным. В процессе проектной деятельности студенты развивают навыки общения и учатся адаптировать свою речь к разным ситуациям. Проекты могут быть связаны с испанской культурой, что также способствует глубокому пониманию языка и культуры.

Методы развития дискурсивной компетенции можно разделить на просмотр и анализ стимулирующих и реферативных материалов (изучение новостей, статей, книг, фильмов и других исходных материалов для развития понимания и анализа различных дискурсов), работу с текстом (чтение, анализ и интерпретация текстов различных жанров и типов), дискуссию и общение (проведение дебатов, круглых столов, групповых дискуссий и других форм общения, направленных на развитие умений аргументировать свою позицию, строить конструктивный диалог) и проектную деятельность (выполнение проектов, связанных с осмыслением и анализом дискурса, конструированием собственных текстов и исследованием специфических дискурсивных практик и жанров).

Что касается методов стратегической компетенции, они включают в себя разработку и реализацию стратегий и тактик для достижения поставленных целей и задач, анализ и прогнозирование (изучение текущей ситуации, анализ возможных сценариев развития событий, прогнозирование результатов принятых решений), самомониторинг и самооценка (осознанное наблюдение за своими действиями и оценка их эффективности, выявление сильных и слабых сторон), управление временем (расписания, приоритетов, планирование и контроль времени для достижения поставленных задач), коммуникации и деловое общение (развитие навыков эффективного общения, умение устанавливать контакты, строить отношения, учитывать интересы и потребности других людей).

Для реализации опытно-практической работы был выбран 10 «А» класс. Основной целью нашего исследования было подтверждение эффективности использования метода проектов при формировании дискурсивной и стратегической компетенции учащихся на уроках испанского языка. Работа состояла из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. На подготовительном этапе наша главная задача заключалась в оценке уровня развития дискурсивной и стратегической компетенции учащихся 10 класса. Для этого учащимся было дано задание выполнить тест по теме “Navidad”, целью которого было выявить владение фоновыми знаниями, касаемо испанских рождественских празднований и традиций. По результатам входного задания выяснилось, что только 14 % учащихся имеют средний уровень сформированности дискурсивной и стратегической компетенции по данной теме, в то время как у 86 % обучающихся данный уровень находится на низком уровне. На основном этапе опытно-практической работы был осуществлен проект по теме «Navidad en los paises hispanohablantes», направленный на исследование различий в праздновании Рождества в испаноговорящих странах. В рамках опытно-практической работы мы опирались на подходы формирования дискурсивной и стратегической компетенции и на технологию проектной деятельности.

Проектная деятельность делилась на 3 этапа: начальный этап, основной этап и заключительный этап. На подготовительном этапе был проведен урок, на котором мы познакомили учащихся с концепцией проектной деятельности, сформулировали цели и задачи проекта, а также поставили проблему, которую необходимо было решить в процессе выполнения проекта. На основном этапе учащиеся в группах выполняли проект: изучали реалии, связанные с испанскими праздниками, традициями и обычаями, а также актуализировали фоновые знания по этой теме (Noche Buena, Día de Navidad, Año nuevo, Nochevieja, La noche de los Reyes Magos). В ходе опытно-практической работы была проведена оценка эффективности использования проектной деятельности в формировании дискурсивной и стратегической компетенции и подведены результаты работы. Для этого учащимся было также было предложено выполнить задание в виде теста и подготовить монологическое высказывание. Результаты задания показали, что учащиеся владеют дополнительными сведениями по теме, имеют более конкретное представление о праздниках и традициях испаноговорящих стран, а также используют эти знания на уровне репродукции. Проанализировав результаты сравнительного анализа входного и итогового тестирований, можно сделать вывод, что уровень дискурсивной и стратегической компетенции учащихся 10 «A» класса повысился. Сформированность дискурсивной и стратегической компетенции по данной теме у 80 % обучающихся находится на среднем уровне, и только 20 % учащихся остались на низком уровне.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода проектов эффективно для развития дискурсивной и стратегической компетенции и монологических умений учащихся. Он не только способствует улучшению навыков общения, но и позволяет студентам более глубоко погрузиться в испанский язык и культуру. Этот подход к обучению является актуальным и востребованным в современном мире, где владение иностранными языками становится все более важным для профессионального и личного развития. Материалы статьи предлагают практическую ценность для методистов, преподавателей, учителей и студентов педагогических вузов.

Литература:

  1. Королева, Е.В., Конышева, Ю.Р. «Использование метода сторителлинг при обучении монологической речи на уроках английского языка». Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–4. С. 176–178.
  2. Малинин, В.А., Повшедная, Ф.В., Пугачев, А.В. «Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования». Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1.
  3. Мухамеджанова, С.Д. «Проектная технология на уроках английского языка». Достижения науки и образования. 2017. № 4 (17). С. 89–91.
  4. Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности. Язык и текст. 2023. Том 10. № 1. Доступно на: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2023_n1/Savitskaya_et_al
  5. Сафомова, В.П., Мамо, И.Г. «Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков». Изд. 2-е. Волгоград, 2016.
  6. Соколова, Н.А., Черусова, Л.А. «Использование проектной деятельности в курсе обучения второму иностранному языку». Иностранные языки в школе. 2017. № 11.
  7. Федорова, О.Е. «Обучение монологической речи учащихся 10 класса на уроках английского языка». Обучение и воспитание: методика и практика. 2014. № 17. С. 220–224.
  8. Шамов, А.Н. «Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс». М.: ФЛИНТА, 2020. 296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическая компетенция, проектная деятельность, испанский язык, монологическое высказывание, опытно-практическая работа, метод проектов, стратегическая компетенция учащихся, дискурсивная компетенция, обучение, основной этап.


Ключевые слова

метод проектов, монологическое высказывание, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция, уроки испанского языка

Похожие статьи

Задать вопрос