Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 10.02.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Артамонов, А. А. Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации / А. А. Артамонов, Е. В. Казаков, М. Р. Ляшко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111194/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных интермодальных перевозок грузов в нашей стране.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, контрейлерные перевозки.

Транспорт в Российской Федерации является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. В рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года была сформулирована стратегическая цель развития транспортной системы — удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных по сравнению с лучшими мировыми аналогами [1].

Постоянно растущие требования к перевозкам потребовали развития различных видов транспорта, в том числе конкурирующих между собой автомобильного и железнодорожного. На рис. 1 представлен график объемов перевозок грузов в Российской Федерации по видам транспорта за период 2013–2022 гг. [2].

Перевозки грузов по видам транспорта

Рис. 1. Перевозки грузов по видам транспорта

Из графика видно, что больший объем грузоперевозок выполняется автомобильным транспортом, его доля в общем объеме перевозок составила 70,7 %, и железнодорожным с долей 15,5 % (данные на 2022 г.).

Зачастую грузовладельцы, отправляющие малогабаритные и небольшие по объемам партии грузов, предпочитают доставку грузов «от двери до двери» автомобильным транспортом, который является наиболее экономичным, благодаря значительно меньшим расходам на начальные и конечные операции по сравнению с железнодорожным транспортом. Однако Российская Федерация имеет беспрецедентно протяженную территорию, поэтому железнодорожный транспорт при доставке грузов на большие расстояния показал себя эффективнее всего.

В связи с этим железные дороги должны искать пути сотрудничества с автомобильным транспортом. Именно на их четкое взаимодействие возложено развитие смешанных перевозок грузов. В настоящее время наиболее актуальным вариантом комбинированной перевозки является интермодальная перевозка. Интермодальность характеризуется транспортировкой груза двумя и более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегруза самого груза в пути следования. На железнодорожном транспорте для таких перевозок созданы два основных решения: контейнерная и контрейлерная перевозки.

Под контрейлерной перевозкой понимается перевозка на специальных железнодорожных вагонах (специализированных платформах) груженых или порожних автотранспортных средств: тягачей с полуприцепом (автопоездов) или полуприцепов.

Контрейлерные перевозки получили широкое распространение в Европе: на некоторых маршрутах на их долю приходится до 60 % от общего объема перевозок автомобильным транспортом [3]. При этом основной объем контрейлерных перевозок сосредоточен в транспортных коридорах, на пути которых встречаются трансальпийские маршруты. Успешное применение этого вида интермодальной перевозки обусловлено наличием единой европейской сети контрейлерных терминалов, насчитывающей более 300 терминалов на территории 29 стран, а также наличие специализированного железнодорожного тарифа на перевозку контрейлеров [4].

В СССР еще с середины 60-х годов велись разработки технологии перевозок автопоездов по железным дорогам. Однако до сих пор в России контрейлерные перевозки не получили широкого распространения и находятся на этапе развития [5].

Развитию контрейлерного сообщения в России препятствует целый ряд причин.

  1. Инфраструктурные барьеры. Слабым звеном интермодального контрейлерного транспорта являются терминалы, являющиеся стыковыми пунктами. Стоит отметить, что контрейлерная перевозка должна осуществляться между станциями, которые открыты для такого рода операций. В настоящее время на сети железных дорог России находится 40 станций, открытых согласно ТР № 4 по знаку «К» (прием и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок). Из них на 13 станциях осуществляется горизонтальная погрузка/выгрузка контрейлеров, на 15 — вертикальная, а на 12 — и горизонтальная, и вертикальная [6] [7].

Для организации контрейлерных перевозок необходимы специализированные железнодорожные платформы. На данный момент парк контрейлерных платформ в России сосредоточен у двух операторов грузовых железнодорожных перевозок: АО «ФГК» и АО «ПФКО». Сейчас в парке АО «ФГК» 102 контрейлерные платформы модели 13–5205 и 151 контрейлерная платформа колодцевого типа модели 13–6701 [8]. В собственности АО «ПФКО» 66 платформ модели 13–6987 [9].

  1. Экологическая лояльность. В европейских странах широко используется система экологического налогообложения, что способствует развитию контрейлерного транспорта, т. к. это более высокий экологический стандарт перевозок, который в полной мере соответствует принципам экологической безопасности, т. к. уровень загрязнения воздуха железнодорожным транспортом во много раз меньше по сравнению с автомобильным. Так, по данным Росприроднадзора, за 2022 г. объем выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составил порядка 4885 тыс. тонн, в то время как объем выбросов от железнодорожного транспорта — 146 тыс. тонн [10]. Для развития технологии контрейлерных перевозок в России необходимо обеспечить выработку норм экологического права.
  2. Финансовые барьеры. Внедрению контрейлерных перевозок препятствуют отсутствие поддержки со стороны государства и неконкурентоспособность по цене, что сильно влияет на клиентоориентированность.
  3. Недостаточность нормативно-правовой базы. В связи с тем, что контрейлерные грузоперевозки до сих пор остаются «штучным» сервисом и не обрели массового распространения в нашей стране, наблюдается неразвитость правового регулирования таких перевозок во внутреннем и в международном сообщениях. Например, оформление перевозки на всех ее этапах — и на автомобильном, и на железнодорожном плече — по единому перевозочному документу станет возможным только после утверждения проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» [11]. На данный момент в международном сообщении на пространстве 1520 контрейлерные перевозки регламентируются Модельным законом о контрейлерных перевозках (далее Закон), принятым 16 апреля 2015 г. на 42-м заседании Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ. Закон предусматривает соответствующие термины и определения, требования к схемам доставки и контрейлерным поездам, порядок взаимодействия сторон контрейлерной перевозки как грузов, так и пассажиров и багажа. Закон может рассматриваться как основа для формирования национального законодательства в области организации контрейлерных перевозок. В России данным национальным законодательством выступают Правила перевозок железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах (далее Правила), утвержденные Приказом Минтранса № 8 от 14.01.2020 г. Документ заменил Правила перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте. К особенностям Правил можно отнести, что:

– в них учитываются габариты контрейлеров, порядок оформления накладной, условия размещения грузов и др.;

– контроль за подготовкой автопоезда или других видов техники к перевозкам и за его погрузкой будет осуществлять грузоотправитель, а не автомобильный перевозчик, грузополучатель должен отвечать за выезд со станции автоприцепа или вывоз кузовов;

– благодаря внедрению Правил реализована возможность тарификации в системе ЭТРАН (так, контрейлерные перевозки относятся ко второму тарифному классу по Прейскуранту № 10–01);

– по мнению участников рынка, Правила мало способствуют дальнейшему развитию контрейлерных перевозок, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы [11].

Несмотря на перечисленные факторы, тормозящие развитие технологии контрейлерных грузоперевозок в России, существует ряд предпосылок к их организации [12]:

1) растущие требования к качеству логистического процесса;

2) рост не только внутреннего, но и внешнего с Востоком товарообмена;

3) высокие цены на автомобильное топливо и затраты на заработную плату водителям автомобилей;

4) отсутствие жестких габаритных ограничений на перевозку контрейлеров, в отличие от Европы;

5) сложные климатические условия отдельных регионов страны, ограничивающие возможность использования грузового автотранспорта;

6) значительные дистанции между основными потребителями транспортных услуг, на которых автотранспорт теряет свою конкурентоспособность перед железнодорожным;

7) ужесточение экологических требований и ограничений.

Как было сказано ранее, в области интермодальных транспортных технологий на железнодорожном транспорте существуют как контрейлеры, так и контейнеры. Последние в свою очередь уже давно успешно применяются в России при организации перевозок во внутреннем и международном сообщениях, являясь главным конкурентом контрейлерного транспорта.

Контрейлер имеет следующие преимущества перед контейнером:

– достижение синергетического эффекта автомобильного и железнодорожного транспорта, что обеспечивает высокое качество предоставляемых услуг;

– сокращение погрузочно-разгрузочных операций с ИТЕ при перевозках в смешанном сообщение в 2 раза (только установка полуприцепов на железнодорожную платформу на станции отправления и снятие их на станции назначения);

– в отличие от контейнерных перевозок выгодны при малых объемах перевозок;

– упрощение таможенных процедур и, как следствие, сокращение очередей на погранпереходах.

Однако контрейлерный транспорт уступает контейнерному по следующим причинам:

– необходимость перевозки прицепа или даже самого автомобиля (уменьшается коэффициент использования грузоподъемности вагона и происходит потеря производительности автомобиля);

– необходимость включения в состав поезда спального вагона для водителей тягачей (при перевозке с сопровождением);

– необходимость специализированных платформ и средств крепления;

– недостаточно разработанная нормативно-правовая база.

Таким, образом перспективы у контрейлерного транспорта в России есть, однако его развитие невозможно без поддержки государства и четкого плана по развитию этой отрасли, разработанного вместе с участниками логистического рынка. Перспективным направлением в этой области в условиях переориентации логистики должно стать развитие контрейлерного сообщения между Россией и Китаем. Для этого необходимо усовершенствовать приграничную терминально-логистическую инфраструктуру обеих стран и решить вопросы законодательного сопровождения организации контрейлерных перевозок в международном сообщении. Внедрение регулярного контрейлерного сообщения между Россией и Китаем поможет избежать заторов на автомобильных пунктах пропуска и ускорить доставку грузов.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». — Текст: электронный // Министерство транспорта Российской Федерации: [сайт]. — URL: (дата обращения: 25.01.2024).
  2. Транспорт. — Текст: электронный // Росстат: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 25.01.2024).
  3. Контрейлер: быстро, экономно, экологично и безопасно. — Текст: электронный // Eurasian Rail Alliance Index: [сайт]. — URL: https://index1520.com/analytics/kontreyler-bystro-ekonomno-ekologichno-i-bezopasno/?sphrase_id=13704 (дата обращения: 28.01.2024).
  4. Скорченко, М. Ю. Состояние и перспективы контрейлерных перевозок в Российской Федерации / М. Ю. Скорченко. — Текст: электронный // Инженерный вестник Дона: [сайт]. — URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4573 (дата обращения: 28.01.2024).
  5. Федорина, А. В. Комплексный подход к внедрению контрейлерных перевозок в России / А. В. Федорина, А. В. Цыганов. — Текст: непосредственный // Современные проблемы транспортного комплекса России. — 2015. — № 1(6). — С. 21–28.
  6. Тарифное руководство N 4 (ред. от 08.06.2021). — Текст: электронный // кодификация.рф: [сайт]. — URL: https://rulaws.ru/acts/Tarifnoe-rukovodstvo-N-4-solt-buggage/ (дата обращения: 02.02.2024).
  7. Контрейлерные перевозки. — Текст: электронный // Официальный сайт РЖД: [сайт]. — URL: https://cargo.rzd.ru/ru/11701 (дата обращения: 02.02.2024).
  8. Контрейлерные перевозки. — Текст: электронный // ФГК: [сайт]. — URL: https://railfgk.ru/services/kontreylernye-perevozki/ (дата обращения: 02.02.2024).
  9. Развитие контрейлерных перевозок. — Текст: электронный // Восточно-Сибирская ЖД: [сайт]. — URL: https://vszd.rzd.ru/api/media/resources/1745427 (дата обращения: 02.02.2024).
  10. Информация об охране атмосферного воздуха. — Текст: электронный // Росприроднадзор: [сайт]. — URL: https://https.rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/air-protect/ (дата обращения: 04.02.2024).
  11. В России контрейлерные перевозки регламентировали приказом Минтранса в целях тарификации в системе ЭТРАН. — Текст: электронный // Транспортно-логистический портал «Infotrans»: [сайт]. — URL: https://infotrans.by/2020/07/08/v-rossii-kontrejlernye-perevozki-reglamentirovali-prikazom-mintransa-v-czelyah-tarifikaczii-v-sisteme-etran/ (дата обращения: 05.02.2024).
  12. Кузьмин, Д. В. Организация региональной сети контрейлерных терминалов: специальность 05.22.01 «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте»: диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Кузьмин Дмитрий Владимирович; МГУПС (МИИТ). — Москва, 2015. — 166 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, перевозка, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, контрейлерный транспорт, Российская Федерация, контрейлерная перевозка, международное сообщение, вид транспорта, контрейлерное сообщение.


Ключевые слова

железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, контрейлерные перевозки

Похожие статьи

Задать вопрос