Применение проектного метода в учебном процессе учителями русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 06.02.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Шереметьева, М. П. Применение проектного метода в учебном процессе учителями русского языка / М. П. Шереметьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111108/ (дата обращения: 04.05.2024).



Метод проектов зародился во второй половине XIX века в США и опирался на теоретические идеи «прагматической педагогики», которая придерживалась принципа «обучение посредством делания». Основоположником данных идей был Джон Дьюи. Он утверждал: «Ценно то, что полезно людям, что имеет практический результат и направлено на благо всего общества» [5]. Процесс обучения в его школе основывался на сочетании трудовой и игровой деятельности обучающихся. В результате такой организации учебного процесса у обучающегося формировались способности к самообучению и саморазвитию.

Концепция Джона Дьюи широко реализовывались в XIX и начале XX века его последователями, в том числе и в России. Наиболее активно и результативно метод проектов использовал в своей деятельности А. С. Макаренко [4, с. 59].

В 1930 году Народный комиссариат просвещения одобрил программы, которые были сформированы на основе комплексов-проектов. Однако данный период длился не долго, так как данные программы значительно уменьшили объем знаний по основным предметам. Помимо этого, существовала нехватка педагогов, которые в полной степени владели данной методикой. В результате произошло снижение уровня теоретической подготовки обучающихся. Все это привело к тому, что метод проектов в 1931 годуосуждается и больше не применяется в отечественной педагогике [2, с. 237].

С середины 90-х годов XX века данный метод вновь получает признание в педагогике. В результате совершенствования процесса обучения основными становятся вопросы планирования содержания и организации компетентностно-направленного обучения. Данные вопросы требуют использования соответствующих технологий, в том числе и метода проектов [3, с. 5].

Сегодняшний метод проектов является составным элементом современных технологий обучения [1, с. 39].

Учитель в сегодняшней системе образования — это просто человек, передающий знания и умения обучающемуся, а это специалист в своем деле, который развивает ученика как личность. Современный педагог, организуя учебную деятельность обучающихся по ФГОС, должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, в том числе уметь организовывать проектную деятельность обучающихся [6, с. 4].

Для определения соответствия современного учителя требованиям ФГОС мною была разработана группа вопросов и проведено анкетирование среди учителей русского языка с целью соотнесения теоретических аспектов использования проектной деятельности и практического применения данного метода в процессе обучения.

В ходе опроса учителям предстояло ответить на следующую группу вопросов:

  1. Как вы считаете, почему метод проектов относится к технологиям развивающего обучения?
  2. Организовываете ли вы проектную деятельность обучающихся на уроках русского языка?
  3. Какие проекты вами были реализованы на уроках русского языка?
  4. Используете ли вы проектную технологию на других уроках и во внеурочное время?
  5. С какого класса, по вашему мнению, целесообразней начинать использование проектного обучения?
  6. Как вы думаете, является ли данный метод эффективным при организации процесса обучения?
  7. Способствует ли проектное обучению формированию и развитию универсальных учебных действий?
  8. Перечислите положительные и отрицательные стороны данного метода.
  9. Оцените эффективность использования метода проектов в процессе обучения по десятибалльной шкале.
  10. Как вы считаете, нужно ли использовать метод проектов в учебном процессе?

Большинство учителей решили, что метод проектов относится к технологиям развивающего обучения потому, что данный метод способствует развитию ученика как творческой личности, стремящейся не получать знания в готовом виде, а добывать их самостоятельно, а также применять эти знания на практике, то есть пробуждает в ученике стремление к самообразованию и самовоспитанию.

На вопрос об организации проектной деятельности на уроках русского языка все учителя дали положительный ответ. Используют данную технологию часто 40 % опрошенных учителей, остальные 60 % — иногда. Каждый учитель описал несколько проектов, которые уже были реализованы им на уроках русского языка. Приведем примеры некоторых проектов: «Наши друзья — словари», «Рассказ о слове», «Заимствования в русском языке», «Путешествие в страну Глаголию» и другие.

Также учителя ответили, что используют проектное обучение на других уроках и во внеурочное время. Чаще всего учителя организуют проектную деятельность обучающихся на уроках литературы (70 %). Во внеурочное время организовывают данную деятельность 47 % учителей.

Все учителя считают, что начинать применять метод проектов нужно в начальной школе в качестве знакомства и подготовки обучающихся, но организовывать данную деятельность в полном объеме можно лишь с пятого класса. Ведь именно на данном этапе обучения учащиеся активно опираются в своей деятельности на воображение и мышление. Центральным изменением в данном возрасте становится произвольность психических процессов, предусматривающая регулирование и направленность деятельности. Обучающиеся активно пытаются реализовать свои потребности в создании чего - либо нового. Учителю нужно лишь только вовремя стимулировать данную деятельность.

На вопрос, является ли данный метод эффективным при организации процесса обучения, 80 % учителей ответили положительно, остальные 20 % — затруднились ответить.

Все учителя считают, что проектное обучение способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, так как в ходе реализации данного вида деятельности, обучающиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся применять их на практике и самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, а также активно общаются, делятся друг с другом полученными знаниями.

На вопрос о положительных и отрицательных сторонах данного метода учителя дали разнообразные ответы. В качестве положительных сторон были названы:

— развитие творческой личности;

— раскрытие творческого потенциала обучающегося;

— самостоятельная работа обучающихся;

— поиск, анализ, переработка информации;

— использование различных источников (словари, энциклопедии, интернет);

— возможность приобретения дополнительных знаний;

— увлеченность детей в ходе работы над проектом;

— более глубокое раскрытие какой-либо темы;

— раскрытие индивидуальных способностей обучающихся;

— технология проекта доступна для разных уровней развития обучающихся;

— дифференцированный подход;

— развитие исследовательских умений;

— способствует повышению мотивации обучающихся.

К отрицательным сторонам учителя отнесли:

— низкий уровень самоконтроля;

— объемные, долговременные проекты влекут за собой перегрузку обучающихся;

— большие временные затраты;

— выполнение проекта родителями или полное отсутствие родительского контроля;

— отсутствие умения у многих обучающихся пользоваться компьютером в учебных целях;

— организация данной деятельности не с целью получить новые знания, а с целью принять участие в конкурсе, а на конкурсы представляются проекты в большей степени сделанные учителем.

При оценке эффективности метода проектов по десятибалльной шкале 60 % учителей оценили данную технологию в 5–7 баллов, 40 % учителей поставили оценку 7–9 баллов. Высший балл не поставил ни один учитель.

Отвечая на последний вопрос, все учителя высказали единогласное мнение — использовать метод проектов в учебном процессе необходимо.

Таким образом, проанализировав ответы учителей, можно сделать вывод о том, что существует разрыв между теоретическими положениями современной педагогики и требованиями ФГОС ООО и организацией проектного обучения на практике. По итогу опроса положительных сторон у проектного метода намного больше, чем отрицательных, однако в школе данная технология используется крайне редко.

Литература:

1. Борисенко, Н. А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся / Н. А. Борисенко // Литература в школе. — 2002. — № 7. — С. 39–42.

2. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В. С. Кукушин. — Москва — Ростов-на-Дону: Март, 2006. — 336 с.

3. Никонова, Т. В. Метод учебного проекта как личностно-ориентированная развивающая педагогическая технология: методические рекомендации / Т. В. Никонова. — Пермь: ПОИПКРО, 2005. — 52 с.

4. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.

5. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-dzhona-dyui-istoriya-i-sovremennost. Время обращения — 29.01.2024.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, русский язык, учитель, проектное обучение, внеурочное время, знание, проектная деятельность обучающихся, процесс обучения, развивающее обучение, учебный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос