Понятие и сущность механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 06.02.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Клычников, А. А. Понятие и сущность механизма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина / А. А. Клычников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111096/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена вопросам, связанным с защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: защита, права, права человека и гражданина.

В современный период, употребляя такое определение как «защита», следует обратить внимание на то, что означало это слово с древних времен до наших дней. В древности считалось, что защита — это щит, доспехи [2]. В настоящее время в словарях можно увидеть слова, ассоциирующиеся со словом «защита», такие как: служить обороной, защищать, отстаивать, оберегать, отразить нападение, безопасность и т. д.

В действующей Конституции России сказано, что, права и свободы человека являются высшей ценностью, данные основные права и свободы человека не могут быть неотчуждаемы, так как принадлежат ему от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 2, 17 Конституции современной России).

Институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место в системе отрасли конституционного права Конституции современной России [3]. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции современной России, что говорит о значении, которое придает законодатель этому институту. Следует отметить, что положения данной главы могут быть изменены в особом, усложненном режиме.

Статья 2 Основного закона современной России устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Содержание этой статьи Конституции раскрывает важнейшую сторону характеристики Российской Федерации как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве новейшей истории России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с «общественными», которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы [6].

Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Основные права и свободы гражданин современной России отличаются от иных прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

В зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, иные — только на гражданина современной России.

В конституционно-закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Следовательно, основные обязанности — это конституционно-закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан [5].

В содержании главы 2 Основного закона современной России «Права и свободы человека и гражданина», включено 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

Согласно с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на шесть групп: личные; политические; экономические; социальные; культурные; экологические. Ранее классификация состоял из трех групп: личные; политические; экономические.

В современной Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, экономические, социальные, экологические, культурные права и свободы. Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.

Рассмотрение отличий между правами гражданина и правами человека, показывают нам обусловленные основания, заключающиеся в следующем. Во- первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды). Таким образом, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.

В области всего государства, так и в отдельных регионах нашей страны можно заметить не только общие тенденции, но и разнообразные подходы к правозащитной деятельности. Тождество основных элементов в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина не означает отсутствия дифференциации других его компонентов с учетом федеративной природы российской государственности.

В условиях унитарного государства при единстве системы государственной власти и отсутствии разграничения предметов ведения и полномочий между центральными и региональными субъектами властеотношений добиться указанной цели значительно проще. Если же законодательство оказывается децентрализованным, всегда присутствует опасность дифференцированного целеполагания законодателя и, следовательно, различных стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина.

Указанная проблема весьма глубоко освещена в монографии Р. Х. Макуева «Личность и российский федерализм: противоречия, причины, следствия». Автор, в частности, подчеркивает, что существо механизма защиты прав и свобод человека определяется «…единством экономических, правовых и организационных гарантий…», однако «…в решении данной проблемы значительный простор отводится деятельности законодательной и исполнительной властей субъектов Федерации…». В результате Р. Х. Макуев приходит к следующему выводу: «…при обсуждении проблем гарантий прав и свобод человека и личности мы не должны ни на момент упускать из виду то, что у нас федеративное государство и многое в этом плане зависит от решимости субъектов Федерации и темпов развития самоуправления. Конкретный человек проживает в селе, поселке, в городе, работает в определенных организациях и учреждениях, и реализация его прав и свобод зависит от уровня решаемости прав и свобод человека на местах его проживания и работы…» [4].

Итак, права и свободы человека являются высшей ценностью, в настоящее время независимость субъектов Федерации по вопросам правозащитной деятельности не только ставится под сомнение в теории, но и опровергается также судебной практикой. Тем не менее, указанная тенденция не ставит под сомнение саму вероятность правозащитной деятельности субъектов Федерации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, и с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. — 2020. — № 27. — Ст.4196.
  2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Энциклопедия, 1999. — Т. 2. — 780 с.
  3. Кокотов, А. Н. Конституционное право России: курс лекций. — M.: ТК Велби, 2018. — 315с.
  4. Макуев Р. Х. Личность и российский федерализм: противоречия, причины и следствия: монография. — М.: Союз, 2002. — 248с.
  5. Мархгейм М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм, Е. Е. Тонков. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 222с.
  6. Ларин, А. Ю. Конституционное (государственное) право России: учебник. — M.: Книжный мир, 2016. — 261с.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, гражданин, современная Россия, высшая ценность, свобода, государство, защита, обязанность человека, правозащитная деятельность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос