Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 10.02.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Рахмонова, Д. М. Тенденция обновления поэтического образа в поэзии Тавалло / Д. М. Рахмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/505/110909/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье проводится анализ эволюции поэтического образа в творчестве Толагана Ходжамерова Тавалло, представителя джадидской литературы в Узбекистане. В ходе исследования рассматриваются основные тенденции изменений в поэтическом стиле поэта, анализируются новации в использовании традиционных литературных образов, таких как цветка, любовницу, врага, соловья, и выявляются переосмысленные значения данных символов в контексте современной литературной традиции. Эти образы символизируют красоту, любовь, дружбу, историю и другие важные аспекты узбекского общества. Газета, молодежь, отцы, аристократы и другие образы также используются для создания характеров и отражения социокультурных реалий. Приводятся примеры и иллюстрации для демонстрации этапов развития поэтических образов и их трансформации в творчестве Тавалло, а также поднимаются вопросы влияния социокультурных факторов на данное художественное развитие.

Ключевые слова: Тавалло, джадидская литература, образ, развития образа, литературно-эстетическое мышление, образ соловья, образ розы, образ отцов, образ молодежи.

Социально-исторические условия второй половины XIX века и начала XX века существенно изменили узбекскую литературу, претворив ее в целостную эволюцию. В этот период началась национальная просветительская деятельность не только в Туркестане, но и во многих зависимых областях мира. Было осознано, что необходимо предотвратить угасание национального самосознания, стимулировать духовное развитие народа и предотвращать его погружение в безразличие к любым явлениям.

Представители литературного движения джадидов воспринимали литературу как средство эстетического мышления, способное значительно влиять на общество, хотя они, быть может, ориентировались на общественные изменения. В этом контексте их высказывания и призывы пропагандировали условия жизни, соответствующие их собственному творческому мышлению, стремясь жить в обстановке, благоприятствующей их интеллектуальному развитию и высокой самооценке. Сходная тенденция прослеживается в узбекской литературе начала ХХ века и в творчестве Тавалло. Потому что «Тавалло в своем творчестве отразил тот период в узбекской литературе, когда общественно-политические изменения были тесно связаны с культурным и художественным развитием. Поэзия определяется социальной жизнью и политическими событиями, так как поэзия, созданная для человечества, и для поэта эпохи характеризуются жизнью, восприятием и мышлением человека; сегодняшняя жизнь, восприятие и мышление человека взаимосвязаны в творческом процессе» [1]. Следовательно, образы в произведениях Тавалло, прежде всего, отражали характер мышления своей эпохи. Под их влиянием сформировалась ответственность за национальное воспитание. Таким образом, художественно-эстетические взгляды Тавалло не только отличались от выдающихся творцов своего времени, но и различались от своих современников, что естественно, учитывая, что литературного движения джадидов было результатом обновленных литературных представлений и идеологии».

Творчество Тавалло также соответствовало этим определениям. Он создавал в рамках традиционной метрики, но его темы и методы были оригинальными. Об этом сказано в анализе современной литературы, основанном на принципах литературной критики, проведенном Хамидом Олимжоном: «В целом, внимание к направлению Тавалло не отличалось ничем другим от других современных поэтов. То, что делал Тавалло, было уникальным в его стиле. В отличие от абстрактных тем, началось с конкретных событий. Он преодолел тесные рамки старой темы, придав ей силу и изысканность в описании. Язык Тавалло был простым, но выразительным, очень близким к народному языку... Поэтому его стихи легко воспринимались и принимались обществом, и продолжают приниматься» [2].

Творчество Тавалло включает в себя выполнение важной задачи по поднятию образовательного уровня, основываясь на повышении уровня культуры через художественные средства. Таким образом, поэт выполняет ключевую задачу в области литературного искусства, направленную на расширение кругозора. Действительно, в творчестве Тавалло акцентируется внимание на значимости знаний, обучения и просвещения для устойчивости национальной жизни. В его творчестве также использованы традиционные структуры аруза для создания образов своего возлюбленного, который выступает как посредник в передаче знаний. Такие средства, как газеты, журналы и образы пера, стали основными средствами для передачи знаний в его поэзии. Образ газеты в его поэтическом мышлении обретает возлюбленную: иногда обнадеживает сердце, иногда подходит с юмором к своему пути.

В одном газели поэт услышит грустные стоны, звучащие в национальной душе. Интересно, как он, слушая пение птиц или звук ветра, пытается облегчить сердца тех, кто испытывает горе.

Поэт отправляется на поиски владыки своего грустного голоса в саду. Для него ничто, даже «процветание», которая даже может затмить его глаза, не может быть предоставлено в жертву. В конечном итоге поэт ставит перед собой цель, достигает своего назначения — начинает разговор с владыкой голоса под именем «Садойи Туркистон». Однако, встретив свет, этот соловей, уставший от невежества и несчастья, начинает свой печальный путь, обращенный к людям этого народа, которые не обладают ничем, кроме праздности и бесплодного развлечения.

Верность — это высокая добродетель, сохранение преданности, исполнение прав соратника — такие понятия также входят в его структуру. Соловей также, согласно этике верности, стремится предотвратить любое действие, которое могло бы поставить его под угрозу или угрожать его связи.

В ответ на это, поэт выражает свою убежденность в необходимости нового начинания и обращается с молитвой: «Позволь, Боже, принести пользу, оживить наш народ». Он обращается к своим соотечественникам с лозунгом:

Рассматривая, поэт сравнивает себя с чирикли певцом, владыкой голоса «Садойи Туркистон». В то время как Тавалло, используя газету как новый символ, приносит в естественный образ соловья новое содержание и смысл. Замечательный образ в его творчестве, который выражает боль народа, соприкасается с образом влюбленного. В каком-то смысле, новая жизнь антропоморфного образа традиционного символа начинается. Как утверждается в его творчестве, если прежде бадийевая литература подчеркивала духовный подъем человека, то теперь, в новое время, она входит в глубины души народа и начинает решать социальные, политические и духовные проблемы в жизни, глубоко погружаясь в социальные, политические и духовные проблемы нации, начиная «новый этап в разрешении общественных, политических и духовных проблем нации» [3].

Мы можем выделить образы, такие как цветок, друг, соперник, соловей, которые являются традиционными и часто повторяющимися в выдающейся литературе. Однако, например, в творчестве Тавалло, эти образы приобретают новые содержания и оттенки в современной литературе.

Изначальное впечатление от вышеупомянутых образов предполагает, что, «если бы персонажи, особенно правители и те, кто обладает выдающимися качествами, были бы героями в начале истории, то в современные времена, через призму литературных персонажей, больше всего восторженных, обычных людей и знаменитостей направлено было бы внимание» [3]. Однако, в творчестве Тавалло, еще одним таким образом является образ отцов. Автор ставит перед этим образом задачу подчеркнуть непрекращающийся прогресс народа и создает типичные костюмы отцов, погруженных в невежество, чтобы выразить их коренной статус.

Как видно из приведенного выше, в данном контексте образ отца акцентирует внимание на широком контексте уровня игнорирования современным поколением духовных ценностей, что характерно для азиатского общества. Здесь поэт использует образ отцов, которые пали жертвой времени и беспечности, чтобы, через описание судьбы людей, которые забыли богословие под влиянием современного образа жизни, дополнительно усилить воздействие на читателя. «Изучая жизнь как источник вдохновения, писатель выбирает захватывающие события, которые формируют характеры, которые остаются в нашей памяти на протяжении всей жизни» [3]. Этот способ изображения образов не только придает им конкретность и специфичность, но также увеличивает эмоциональное воздействие на аудиторию. Мастерство Тавалло в создании художественных образов становится особенно заметным в этом контексте, придавая им новые измерения и ощущения.

«Поэт выражает свои чувства, переживания, философию, мировоззрение, боль, радости, тревоги и чаяния с определенными словами, образами, картинами, деталями, в их подлинности и выразительности с философским и художественным смыслом» [4]. Тавалло, обозначая свои переживания, выбирает образ отца. Поэт считает отца главой семьи, наставником и руководителем, направляющим потомство по правильному пути. Тавалло, в своей мудрости, успешно обращается к обычному человеку, подчеркивая его приверженность идеям образованного общества, пытаясь направить обычные убеждения народа к указанным целям. В этом контексте он является стремительным защитником мудрости народа, который стремится изменить направление общественного развития и влиять на общественное мировоззрение через эти образы.

Он четко видит, как обострение социальных противоречий в стране, продолжающееся уже многие годы, создает практически неразрешимую проблему нищеты, приводит к бесперспективности веками и описывает тяжелые условия жизни, схожие с тем, что происходило во всей России, так и в Туркестане. Поэт призывает нацию к свободе, выражая сожаление о том, что «Путь нашего народа в руках безжалостных врагов». Он подчеркивает необходимость воспитания самостоятельных, гордых личностей, знающих и любящих свой народ, чтобы освободить свою Родину от оккупантов. Безусловно, именно эти воспитатели являются отцами нации.

Отцы, считающие свое благосостояние результатом знаний и образования, неизменно ценят бескорыстность в своих поступках в течение долгих лет. Непоколебимость отцов, считающих себя почетными, в том, что они сохраняют свою стойкость в стремлении к образованию, является истинным богатством для нации. Нерушимость отцов в их стремлении к образованию и культуре является основой для осмысленной жизни молодежи. Для обеспечения благоприятного будущего нации через вложение в знания и образование необходимо в первую очередь, чтобы отцы сами были образованными и отказались от устаревших практик.

Тавалло ставит перед собой целью извлечь урок из того, как другие народы поддерживают друг друга, выражая свою надежду на «помощь народу». Его метод осуществления этой цели заключается в «усилиях и союзе».

Тавалло проявляет мастерство в создании образов в своей поэзии, четко выражая свой взгляд на мир, обращение к общественным явлениям и социальным вопросам. Способностью создавать образы, описанные словами, он передает свои чувства к ближайшему окружению, миру и социальным явлениям. Такие образы, будучи созданными автором, вызывают смешанные чувства, порой с поддерживанием или наоборот с отрицанием, порой с любовью и приверженностью, а также с определенной степенью отталкивания. Образы, созданные Тавалло, неоднозначны и многогранны. В его поэзии можно увидеть, что каждый образ несет в себе свой собственный смысл и чувства автора. Он сталкивается с проблемами, выражая свои мысли и чувства через образы, которые он создает. Это проявляется в его творчестве, где каждый образ является частью лирического «я» поэта. Однако важно отметить, что «лирическому герою с поэтическим образом невозможно полностью совпасть» [5]. Из этих идей можно сделать вывод, что каждый образ, созданный Тавалло, находится в собственном контексте, и важно не идентифицировать его с поэтом, но понимать его как выражение определенных мыслей и чувств. Тавалло вкладывает свои позиции и идеи в художественный образ, утверждая свое мнение и философию в этих творениях.

Тавалло в своих произведениях использовал образы, которые не только являются художественными, но и служат социальной цели, способствуя развитию общества. Он сумел достичь гармонии между художественной и социальной функцией образов. Однако образы, не имеющие определенной общемировой, общенациональной задачи, не могут достичь полной выразительности и теряют свою силу воздействия. Это связано с тем, что такие образы не могут подняться на уровень абстрактной общественной функции и теряют свою эффективность из-за недостатка социального воздействия и влияния. В искусстве Тавалло образы идеально сочетаются с социальными аспектами, что делает их более выразительными и влиятельными. Он смог создать образы, которые не только привлекают внимание своей художественной ценностью, но и успешно выполняют социальные функции. Важно отметить, что в его творчестве образы не просто отражают социальные явления, но также влияют на общество, внося свой вклад в социокультурные изменения.

Литература:

1. Раҳимжонов Н. Давр ва ўзбек лирикаси. — Т.: Фан, 1979.

2. Олимжон Ҳ. Мукаммал асарлар тўплами. Ўн томлик. Тадқиқот ва мақолалар. Ўзбек совет адабиёти масалалари. 6-том. — Т., 1982.

3. Мирзаев С. ХХ аср ўзбек адабиёти. — Тошкент: Янги аср авлоди, 2005.

4. Назаров Б. Ҳаётийлик — безавол мезон. — Т.: Ёш гвардия, 1985.

5. Ғафуров И. Лириканинг юраги. — Т., 1982.

Основные термины (генерируются автоматически): образ, творчество, поэт, образ отцов, литературное движение, поэтический образ, современная литература, Туркестан, узбекская литература, художественное развитие.


Ключевые слова

образ, Тавалло, джадидская литература, развития образа, литературно-эстетическое мышление, образ соловья, образ розы, образ отцов, образ молодежи

Похожие статьи

Задать вопрос