Об эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 05.02.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, М. С. Об эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода / М. С. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111059/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассматривается эффективность дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Статья включает анализ результатов использования курса, который разработан на образовательной платформе «Stepik» и предназначен для систематического обучения учащихся теории тригонометрии и развития практических навыков в решении тригонометрических задач. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в период с 2021 по 2023 учебные годы, позволяют оценить эффективность усвоения материала учащимися с применением дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода и выявить преимущества такого обучения в сравнении с традиционными формами обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный курс, деятельностный подход, тригонометрия, обучение математике, педагогический эксперимент, эффективность обучения.

С учетом современных вызовов в образовании и возрастающей роли дистанционного обучения, особое внимание уделяется анализу результатов использования таких курсов [1], в частности в процессе обучения математике. Деятельностный подход, ориентированный на практическое применение знаний, обеспечивает глубокое усвоение материала и развитие навыков решения задач [1], что делает данную тему актуальной и важной для современной образовательной среды, поскольку дистанционный курс, построенный на деятельностной основе способен активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.

В статье нами представлены результаты исследования, анализирующие эффективность усвоения материала учащимися, а также преимущества дистанционного обучения при изучении тригонометрии в сравнении с традиционными формами обучения.

Дистанционный курс «Тригонометрия с нуля» разработан нами на образовательной платформе «Stepik» и представляет собой комплексный образовательный инструмент, целью которого является систематическое обучение учащихся основам теоретической тригонометрии и развитие практических навыков в решении тригонометрических задач. Программа курса состоит из пяти модулей, каждый из которых включает видеолекции, теоретические материалы, самостоятельные задания, тесты и предоставляет возможность обратной связи с преподавателями.

Ожидаемыми результатами освоения данного курса являются овладение базовыми знаниями в области тригонометрии, необходимыми для решения задач в различных областях наук и техники, умение преобразовывать тригонометрические выражения и уравнения с применением основных тригонометрических тождеств, способность работы с графиками тригонометрических функций для анализа и решения задач, использование тригонометрических функций в задачах геометрии и физики, а также развитие математического и логического мышления, повышение качества организации и самостоятельности в обучении и приобретение опыта работы с онлайн-курсами.

Для оценки эффективности разработанного курса «Тригонометрия с нуля» был проведен педагогический эксперимент в период с 2021 по 2023 учебные годы, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась в двух параллельных 10-х классах на базе МКОУ «Ганновская средняя школа» Омской области. Цель констатирующего этапа состояла в определении начального уровня знаний по тригонометрии у участников исследования. Цель формирующего этапа состояла во внедрении в процесс изучения математики участников исследования дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в условиях деятельностного подхода. Цель контрольного этапа эксперимента состояла в определении конечного уровня знаний по тригонометрии у участников исследования.

В учебном году 2021–2022 в качестве экспериментальной группы был определен класс 10 «А», тогда как класс 10 «Б» выступал в качестве контрольной группы. В учебном году 2022–2023 в классе 11 «А» были проведены занятия по дистанционному курсу «Тригонометрия с нуля». Предварительные и контрольные работы были проведены перед и после эксперимента, в которых принимали участие по 20 учеников из каждого класса.

Результаты контрольной работы до эксперимента в экспериментальном и контрольном классах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты контрольной работы до эксперимента

Класс

Число учащихся в классе

Количество учащихся, выполнивших контрольную работу на оценку

2

3

4

5

Экспериментальный класс (первая выборка)

20

9

11

0

0

Контрольный класс (вторая выборка)

20

10

10

0

0

Чтобы определить успеваемость учащихся, участвующих в эксперименте, воспользуемся методом статистической обработки.

Гипотеза Н 0 : успеваемость в классах одинаковая.

Гипотеза Н 1 : успеваемость в классах разная.

Проверку гипотезы будем проводить с помощью F-критерия Фишера.

Эмпирическое значение критерия:

.

Критическое значение критерия при , ,

: (0,05;19;19) =2,12

Поскольку , поэтому нулевая гипотеза на уровне значимости принимается.

На основании вышеперечисленных показателей до проведения эксперимента можно сделать вывод, что классы примерно равные по уровню подготовки.

Дистанционный курс «Тригонометрия с нуля» апробировался участниками исследования в декабре 2022 года — феврале 2023 учебного года. Участники исследования самостоятельно проходили уроки в курсе. Каждый ученик проходил видеолекции, изучал теоретические материалы, выполнял самостоятельные задания и проходил тесты. В ходе апробации курса ученики получали обратную связь от преподавателя через онлайн платформу «Stepik».

После апробации в 11 «А», разработанного М. С. Григорьевой, дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» была проведена повторная диагностика учебных показателей знаний по курсу «Тригонометрия» в 11 «А» и 11 «Б» классе.

Результаты контрольной работы после эксперимента в экспериментальном и контрольном классах представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты контрольной работы после эксперимента

Класс

Число учащихся в классе

Количество учащихся, выполнивших контрольную работу на оценку

2

3

4

5

Экспериментальный класс (первая выборка)

20

0

0

11

9

Контрольный класс (вторая выборка)

20

7

10

3

0

Для оценки эффективности предлагаемого дистанционного курса был использован критерий Стьюдента.

Гипотеза Н 0 : качество знаний учащихся после реализации дистанционного курса не повысился.

Гипотеза Н 1 : качество знаний учащихся после реализации дистанционного курса повысился.

В таблице 3 представлены оценки экспериментального класса за начальную и итоговую контрольные работы.

Таблица 3

Результаты контрольных работ экспериментального класса до и после эксперимента

Отметка

Вспомогательные расчеты

До начала эксперимента (x)

После эксперимента (y)

d

d 2

1

2

4

2

4

2

2

4

2

4

3

3

4

1

1

4

3

5

2

4

5

3

5

2

4

6

3

5

2

4

7

3

5

2

4

8

2

4

2

4

9

2

4

2

4

10

2

4

2

4

11

3

5

2

4

12

3

5

2

4

13

2

4

2

4

14

3

5

2

4

15

2

4

2

4

16

3

5

2

4

17

2

4

2

4

18

2

4

2

4

19

3

5

2

4

20

3

4

1

1

Σ

2,55

4,45

1,9

Среднее

51

89

Вычисляем критерий Стьюдента:

По таблице Стьюдента находим критическое значение:

Так как, , откуда следует возможность принятия альтернативной гипотезы (Н 1 ), т. е. сделать вывод о повышении уровня знаний учащихся экспериментального класса.

В рамках констатирующего эксперимента, результаты показали, что успеваемость в экспериментальном классе составляет 55 %, в то время как в контрольном классе она составляет 50 %. Средний балл учащихся в экспериментальном классе составил 2,55, а в контрольном классе составил 2,5. Качество знаний в обоих классах было нулевым, а степень обученности в экспериментальном классе составила 27 %, а в контрольном классе — 26 %.

В рамках контрольного эксперимента, результаты были совершенно иными. Успеваемость в экспериментальном классе составила 100 %, а в контрольном классе — 65 %. Качество знаний в экспериментальном классе составило 100 %, а в контрольном классе — 15 %. Средний балл в экспериментальном классе заметно повысился до 4,45, в то время как в контрольном классе он составил 2,8. Также степень обученности значительно увеличилась в экспериментальном классе до 80,2 %, в то время как в контрольном классе она составила 33,2 %.

Таким образом, на фоне проведенного исследования можно сделать вывод о значимости и эффективности дистанционного курса «Тригонометрия с нуля» в контексте деятельностного подхода. Внедрение такого типа обучения позволяет обучающимся эффективно осваивать сложный материал, развивать свои математические навыки и повышать академическую успеваемость. Это демонстрирует перспективность применения дистанционных курсов в образовательной среде с учетом современных технологических возможностей.

Литература:

  1. Степанова М. А. Деятельностный подход в психологии: путь пройденный и предстоящий // Вопр. психол. 2001. № 1. С. 145–148.
  2. Холкин П. И., Холкина Н. С. Дистанционное (электронное) образование — тренд или необходимость? // Наука и перспективы. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-elektronnoe-obrazovanie-trend-ili-neobhodimost (дата обращения: 28.01.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный курс, экспериментальный класс, контрольный класс, контрольная работа, класс, гипотеза Н, Тригонометрия, дистанционное обучение, нуль, педагогический эксперимент.


Похожие статьи

Задать вопрос