Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 29.01.2024

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Смикалова, Н. А. Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Смикалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 135-136. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110845/ (дата обращения: 02.05.2024).



На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Автором рассматривается взаимосвязь между тревожностью детей старшего дошкольного возраста и типом семейного воспитания.

Ключевые слова : тревожность, детско-родительские отношения, тип семейного воспитания, воспитание детей, дошкольный возраст, детская психология .

Today, anxiety in preschool children has become a fairly common problem. At this age, emotional and personal development is closely connected with the family. It is quite obvious that no parent wants their child to become anxious. However, sometimes the actions of adults contribute to the development of this quality in children. The author examines the relationship between the anxiety of older preschool children and the type of family education.

Keywords : anxiety, child-parent relations, type of family education, parenting, preschool age, child psychology.

Проблема тревожности у исследователей вызывает достаточно большой интерес, а поэтому ей посвящено множество научных трудов. Примечательно, что тревожность изучают не только психиатры и психологи, но также биохимики, физиологи, философы и социологи. Так, А. М. Прихожан отмечает, что количество публикаций и исследований о тревожности ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии [4]. Многие исследователи большое внимание уделяют анализу тревожности, которая представляет собой универсальную форму эмоционального предвосхищения неуспеха, участвующую в механизме саморегуляции. С одной стороны, такое состояние помогает мобилизовать возможности человеческой психики, стимулирует поисковую активность, но только в пределах оптимальных значений. Когда же предел достигнут, такое состояние на жизнедеятельности, в целом, и поведении, в частности, отражается негативно. Особенно заметно это у детей, так как дети более эмоциональны, восприимчивы.

Разные авторы трактуют понятие тревожности по-разному, сходясь в одном: тревожность — это состояние, при котором человек испытывает страх и тревогу. Например, по мнению Р. С. Немова «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях» [2]; а по определению А. В. Петровского: «тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий» [5].

В группе риска повышенного уровня тревожности — дети, которые растут и воспитываются в неблагополучной обстановке: плохие бытовые условия, родители, страдающие психоэмоциональными расстройствами либо зависимостями (алкоголизм, наркомания) [3].

Однако факторы тревоги достаточно разные — от внутренних, биологических, например, наследственных аспектов до внешних факторов, которые происходят в определенное время. Но, на наш взгляд, каждый фактор может стать следствием неблагоприятных детско-родительских отношений. Наиболее распространенные причины возникновения тревожности следующие [1]:

  1. Особенности воспитания. Воспитательный процесс в жизни каждого человека играет основополагающую роль, в том числе, и в психическом развитии. По данным исследований, повышенная тревожность возникает у людей, родители которых склонны к неврозам и депрессии, являются эмоционально нестабильными людьми, вследствие чего выбирают соответствующую тактику поведения с ребёнком: чрезмерная забота, либо, наоборот, уход в себя и игнорирование ребёнка. Ребёнок при этом начинает испытывать либо чувство уязвимости и неполноценности (при гиперопеке), либо одиночество и несостоятельность (при гипоопеке).
  2. Негативный эмоциональный опыт. Беспричинное, казалось бы, чувство тревоги может являться следствием сильного эмоционального переживания отрицательного характера. Вследствие этого человек усиленно себя контролирует, а если ситуация или эмоции выходят из-под контроля, тревожность ещё более увеличивается.
  3. Посттравматический стресс. Эта причина, можно сказать, основной из внешних факторов развития тревоги. Данный фактор составляет целый комплекс эмоций и переживаний, возникающий вследствие какого-либо определенного события или ситуации. Стресс вызывает у человека чувство беспокойства, не поддающееся контролю.
  4. Внутриличностные причины беспокойства. Одна из основных причин — заниженная самооценка, которая также может возникать вследствие воспитания. У человека постоянно происходит внутренний конфликт, в связи с чем чувство спокойствия и удовлетворения достигнуть невозможно. Как правило, для человека трудно воспринимаются новые ситуации и обстоятельства, коллективы, обстановка. Большую часть времени человек задумывается о своем прошлом, либо о будущем, уделяя мало времени происходящему в данный момент.

Как видно из представленной выше классификации, практически каждый фактор может являться следствием воспитания. И травмы (при жестоком обращении), и негативный эмоциональный опыт (при эмоциональном отвержении), и заниженная самооценка (при повышенной моральной ответственности).

Таким образом, можно сказать, что детско-родительские отношения являются одним из главных факторов возникновения тревожности у детей. Причем, без своевременной коррекции, как отношений, так и психологического состояния ребёнка, тревожность может стать постоянным спутником человека на протяжении всей жизни.

Литература:

  1. Акбаева Д. Д. Психологические особенности эмоционального благополучия ребенка в семье / Д. Д. Акбаева // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55–3. — С. 299–306.
  2. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М., 1995.
  3. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В. Тревожность у детей: причины и особенности проявления // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14720
  4. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с
  5. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / Петровский А. В. -М.,2003–266 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тревожность, дошкольный возраст, заниженная самооценка, негативный эмоциональный опыт, ребенок, семейное воспитание, тревожность детей.


Похожие статьи

Задать вопрос