Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 22.01.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Годяева, Е. А. Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой / Е. А. Годяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110577/ (дата обращения: 04.05.2024).



Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким давлением усиливающихся санкций и общей тяжелой геополитической обстановке.

В соответствии проведенной работой Е. С. Балашова, Е. А. Малышева, И. И. Мачина, «Одними из ключевых проблем в процессе выполнения программы импортозамещения являются сложности с финансированием, отсутствие технологий, а также длительный процесс по запуску собственных производственных мощностей» [1].

В современном и динамичном бизнес-мире, где конкуренция становится все более острой, промышленные предприятия и компании вынуждены активно искать методы улучшения своей конкурентоспособности. Одним из эффективных путей достижения этой цели является оптимизация управления закупками и логистикой. В данной статье рассмотрим стратегии, позволяющие повысить ценовую конкурентоспособность продукции на основе эффективного управления данными областями.

Ключевые слова: конкурентоспособность, наука, экономическое развитие, машиностроение, технология, производство.

Методика проведения исследования

Методика заключается в последовательном изучении исследований ученых экономистов, таких как: В. В. Комаров, И. В. Бурлакова, С. В. Голованова, И. В. Максимов, а также других ученых, посвятивших свои работы и исследования современному рынку автомобилестроения.

Источники экономической теории раскрывают сущность и взаимосвязь процессов социально-экономического сектора. Были проанализированы работы: Е. С. Балашовой, Я. С. Ядгарова, в частности, монография, посвященная особенностям эволюции рыночного хозяйства «Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Инновации бизнеса и бизнес инноваций»; И. В. Капустиной и К. А. Григорьевой, которые исследовали тему импорта автокомпонентов в работе «Импорт автокомпонентов, как фактор лабильности рынка автомобилестроения». В приведенных работах раскрываются вопросы современного рынка, направленного на импортозамещение и развитие национального автомобилестроения в современных условиях санкций.

Настоящее исследование ставит перед собой цель проведения анализа современного национального рынка в области машиностроения с применением сравнительного и исторического методов.

Результаты исследований

Актуальность данной работы базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким давлением усиливающихся санкций и общей тяжелой геополитической обстановки.

В соответствии с проведенной работой Е. С. Балашова, Е. А. Малышева, И. И. Мачина, «Одними из ключевых проблем в процессе выполнения программы импортозамещения являются сложности с финансированием, отсутствие технологий, а также длительный процесс по запуску собственных производственных мощностей» [1].

Рассмотрим возможные типы существующих экономических систем, пути управления предприятием и процессом закупок в целом.

Плановая экономика — это система управления национальной экономикой, в которой государство играет основополагающую роль в принятии экономических решений. В отличие от рыночной экономики, где ресурсы распределяются на основе спроса и предложения, в плановой экономике центральное правительство принимает решения относительно производства, распределения и потребления ресурсов через детальные планы.

Проанализируем основные характеристики плановой экономики:

Централизованное управление: Государство контролирует основные секторы экономики, принимая решения о распределении ресурсов, объемах производства и ценах.

  1. Пятилетние планы: Одним из характерных элементов плановой экономики является использование пятилетних планов, в рамках которых устанавливаются цели для различных отраслей экономики.
  2. Отсутствие конкуренции: в условиях плановой экономики конкуренция между предприятиями и фирмами часто снижается, поскольку государство определяет, что, сколько и как производить.
  3. Государственная собственность: Основные средства производства, такие как предприятия и заводы, обычно являются государственной собственностью.
  4. Центральное планирование: Все решения по производству, распределению и ценообразованию принимаются на центральном уровне, обычно через министерства и комитеты.
  5. Социальная направленность: Одной из целей плановой экономики может быть обеспечение равномерного распределения благ и социальной справедливости.

Плановая экономика широко применялась в различных странах в течение XX века, включая Советский Союз и другие социалистические государства. Однако многие из этих стран постепенно переходили к смешанным моделям, включающим элементы рыночной экономики. Это было обусловлено неэффективностью централизованного управления и неспособностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям мирового рынка.

Согласно Сидорову В. А., рыночный механизм в условиях совершенной конкуренции распределяет ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств так, что достигается общее конкурентное равновесие, которое характеризуется оптимизацией потребительского выбора при минимизации издержек производства. К. Маркс раскрыл экономическую сущность этих процессов, исследовав взаимосвязь между общественными потребностями и производством, между общественной потребительной стоимостью и стоимостью. Экономисты неоклассики глубоко проанализировали эти процессы на уровне рыночных явлений

Результаты такого исследования в обобщенном виде нашли отражение в теории эффективности конкурентных рынков [3].

Рассмотрим указанное утверждение относительно дальнейшего влияния на машиностроительную отрасль. В отечественной машиностроительной отрасли, включая автомобилестроение, машиностроение, производство комплектующих изделий и материалов, а также компонентной базы, последние 15 лет формировалось направление поддержания конкурентоспособности среди указанных предприятий и производителей.

Данное направление формировалось под воздействием интеграции импортных производителей на территории Российской Федерации, созданием совместных предприятий, в основном с европейским менталитетом, с иностранным капиталом, внедрением импортных технологий и технологической базы, при поддержке соответствующей законодательной системы Российской Федерации.

При конкурировании с высокотехнологичным бизнесом, происходило также развитие отечественных предприятий, поставщиков комплектующих изделий и материалов для автомобильной отрасли.

Необходимо отметить, что вышеуказанные рыночные условия мотивировали отечественных производителей на развитие высокотехнологичных конкурентоспособных предприятий, а также, вели к необходимости внедрения контроля и сокращения затрат на производство и себестоимость продукции с целью удержания на рынке, сохранения маржинальности и поддержания отечественного производства.

Таким образом, можно отметить, что актуальность поддержания конкурентоспособности за счет сокращения затрат в целом сохраняется на протяжении длительного периода времени в машиностроительной отрасли в целом, автомобилестроении, а также на предприятиях, производящих комплектующие изделия и материалы, и автомобилестроительных предприятиях Российской Федерации.

Комаров В. В. в своем исследовании на тему: «Мировая экономика. Сложная международная обстановка. Риски и неопределенности» определяет импортозамещение как стратегию ведения национальной экономики и промышленной политики государства, в направлении замены импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства [2]. Автор считает, что страны увеличивают расходы на развитие эффективных отраслей, усиливают поддержку национальных предприятий для повышения эффективности замещения импорта [2].

В текущих условиях значительной экспансии импортных производителей автомобилей, в том числе, китайских, конкурентоспособность является приоритетным направлением бизнеса для каждого предприятия, включая автомобилестроение, производство комплектующих и материалов.

В связи с тем, что объем выпускаемой продукции на китайском рынке представляет собой значительную величину, актуальность проводимой работы становится значительной с точки зрения оценки текущей ситуации, выявления «слабых» и «сильных» сторон различных подходов и формирования направления деятельности по поиску решений, направленных на сокращение затрат на логистику, закупки комплектующих и материалов для автомобилестроения, что должно привести к сокращению себестоимости конечного продукта — автомобиля, и повышению конкурентоспособности относительно импортных производителей автомобилей.

В связи с чем, рассмотрим несколько ключевых аспектов, подходов и методов по формированию себестоимости продукции для решения указанных вопросов.

Для анализа данных аспектов необходимо определить периметр поиска и критерии, которые можно применять в работе по сокращению затрат. В связи с тем, что отечественная промышленность в целом и автомобилестроение, как направление деятельности, использовало знания крупнейших мировых корпораций с очень сильным стратегическим подходом и корпоративными правилами ведения бизнеса, которые направлены на получение и увеличение прибыли, а не формирование отчетности за использование бюджетных средств, в нашей работе мы не будем брать за основу плановую экономику. Но рассмотрим возможность использования приобретенных и накопленных за последние 15 лет знаний при взаимодействии с крупнейшими машиностроительными корпорациями и автомобилестроительными компаниями в целях анализа, выявления и формирования возможных решений для текущей ситуации рынка.

В данной работе планируется учесть текущее состояние с кадровыми ресурсами, производственными мощностями, инженерно-технической базой, системой менеджмента качества, уровнем корпоративной политики поставщиков комплектующих изделий, материалов для автомобилестроения и машиностроительной отрасли, в целом.

Таким образом, формирование базы поставщиков с высоким уровнем доходности, маржинальности, а значит, конкурентоспособности, и является наиболее актуальной в текущем состоянии машиностроительной области в целом, и автомобилестроения, в частности.

Одним из путей направления развития конкурентоспособности, и повышения маржинальности и доходности, является сокращение затрат на производство, которое должно затрагивать не только всю машиностроительную отрасль в целом, но и автомобилестроительные предприятия, а также, поставщиков комплектующих изделий и материалов первого, второго, и третьего уровня.

Вывод:

Исследуя тему конкурентоспособности на национальном рынке, в области автомобилестроения, важным аспектом является развитие высокотехнологичного производства. Спрос на внутреннем рынке в настоящее время стимулирует производителя на замену импортного товара, на товары собственного производства, в том числе и в области автомобилестроения. Отечественные предприятия, применяя новые технологии, стремятся заполнить спрос на комплектующие. При этом меняются логистические цепочки поставок недостающих элементов, способствующие сокращению себестоимости конечного продукта.

В ходе написания статьи были проведены исследования, на основании которых мы выявили не только ряд проблем в ходе реализации и внедрения инноваций в области машиностроения, но и осмыслили новые подходы в данной области, применение новых способов, методов и материалов в области автомобилестроения, что может вывести данную отрасль в ведущие и стать лидерами не только внутри страны, но и выйти на мировой рынок с конкурентоспособным продуктом.

Литература:

  1. Балашова Е. С. К вопросу о стратегии импортозамещения. Трансформация российской промышленности / Е. С. Балашова, Е. А. Малышев, И. И. Мачин // Организатор производства. 2022. Т.30. № 4. С. 18–28. DOI: 10.36622/VSTU.2022.30.4.002
  2. Комаров В. В. «Мировая экономика. Сложная международная обстановка. Риски и неопределенности» // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2022. — № 5. — С. 68–75.
  3. Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Инновации бизнеса и бизнес-инноваций. Монография / Под ред. д-ра. экон. наук, профессора Ядгарова Я. С., д-ра. экон. наук, профессора Сидорова В. А., канд. экон. наук, доцента Чапли В. В. — Краснодар, 2017–632 с.
Основные термины (генерируются автоматически): плановая экономика, предприятие, машиностроительная отрасль, сокращение затрат, машиностроительная область, область автомобилестроения, работа, Российская Федерация, внутренний рынок, государственная собственность.


Похожие статьи

Задать вопрос