Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Згурская, Т. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / Т. В. Згурская, А. В. Шевелев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110362/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенческая молодежь.

Одним из приоритетов развития социальной политики России является укрепление и сохранение здоровья населения. В современных реалиях государству оказались необходимы здоровые, физически развитые граждане, которые будут участвовать в экономической жизни государства, развивать его науку, искусство, управление, т. е. продвигать страну «вперёд». Опыт специальной военной операции также свидетельствует о необходимости высокого уровня здоровья и физической подготовленности личности.

На современном этапе, как никогда актуальна проблема укрепления здоровья и государство многое делает для этого. Предпринимаются большие усилия, направленные на снижение младенческой смертности, всеобщая диспансеризация позволила улучшить положение в ранней диагностике таких заболеваний как сердечно-сосудистой системы, патологий выделительной и мочеполовой системы.

Большое внимание уделяется вовлечению молодежи в регулярные занятия физкультурно-спортивной деятельностью. Расширяется сеть учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, возрождён комплекс «Готов к труду и обороне», проводятся спортивные фестивали, создаются новые спортивные направления (кибер-спорт) и др.

В нашем исследовании здоровье образ жизни трактуется как осознанный способ жизнедеятельности человека, ориентированный на активное сохранение и преумножение здоровья [1], проявляющийся в знаниях: когнитивные (имеет знания о возможностях поддержания и сохранения своего здоровья); мотивационные (стремится поддерживать, сохранять свое здоровье) и эмоциональные (проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, а так же способен преодолевать трудности и достигать успеха).

В своем исследовании мы опирались на критерии здорового образа жизни. Данные критерии представлены в Таблице 1.Они ориентированы на оценку уровня знаний, умений, мотивации и поведения студентов четвертого курса для формирования здорового образа жизни.

Таблица 1

Критерии показатели уровня сформированности здорового образа жизни студенческой молодежи

Критерии

Показатели

Методы

Когнитивный

Имеет знания и представления о возможностях и способах поддержания и сохранения своего здоровья.

Анкета «Отношение к ценности здоровья и здорового образа жизни» (Науменко Ю. В.). Методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин).

Мотивационный

Стремиться поддерживать и сохранять свое здоровье, считает здоровье ценностью.

«Уровень владения студентами культурными нормами в сфере здоровья» автора Н. С. Гаркуша. Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья (Ю. В. Науменко).

Эмоциональный

Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; способен преодолевать трудности, достигать успеха.

Пакет диагностических методик «Эмоционально-волевой и мотивационной сферы» (методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана). Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора).

Согласно описанным критериям, были выявлены и описаны уровни сформированности здорового образа жизни у студенческой молодежи, указанные в Таблице 2.

Таблица 2

Характеристика уровней здорового образа жизни у студенческой молодежи

Уровни

Проявление уровней

Высокий (3 б.)

Имеет знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; способен преодолевать трудности, достигать успеха. Стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, считает здоровье ценностью. Выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; соблюдает правила личной гигиены.

Средний (2 б.)

Имеет недостаточные знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Слабо проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; слабо способен преодолевать трудности, достигать успеха. Слабо стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность. Слабо выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; слабо соблюдает правила личной гигиены.

Низкий (1 б.)

Отсутствуют знания о возможностях поддержания, сохранения своего здоровья. Не проявляет эмоциональную устойчивость в стрессовых и обыденных ситуациях; не способен преодолевать трудности, достигать успеха. Не стремится поддерживать и сохранять свое здоровье, рассматривает здоровье как ценность. Не выполняет режим труда и отдыха; оптимальный двигательный режим; соблюдает правила личной гигиены.

Наше исследование проводилось в сентябре-октябре 2023 года на базе КГПИ КемГУ. В исследовании участвовало 40 человек (20 юношей и 20 девушек), все студенты 4 курса. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, вычислялись средние значения по каждому тесту.

Цель исходного констатирующего эксперимента — диагностика уровня сформированности здорового образа жизни студенческой молодежи 4 курса. Результаты эксперимента отображены в Таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности здорового образа жизни студенческой молодежи

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная

37,5 %

50 %

12,5 %

Анализ констатирующего этапа эксперимента показал:

1) Высокий уровень (37,5 %) — 15 человек.

2) Средний уровень (50 %) — 20 человек.

3) Низкий уровень (12,5 %) — 5 человек.

Таким образом, мы считаем, что необходимо проводить следующие мероприятия по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи: профилактические мероприятия о вреде наркотиков и алкоголя; медицинские осмотры в целях выявления различных заболеваний; мероприятия спортивной направленности; обучение навыкам массажа и лечебной физической культуре; проведение факультативных занятий по психодиагностике и психологических тренингов; создание волонтерского отряда; мотивация студентов к участию в научно-практических конференциях по вопросам здорового образа жизни.

Литература:

  1. Носов, А. Г. Становление здорового образа жизни, как педагогическая проблема / А. Г. Носов. — Текст: непосредственный // Фундаментальные исследования. Педагогические науки, 2012. — № 11. — С. 883–886.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, студенческая молодежь, здоровье, эмоциональная устойчивость, возможность поддержания, личная гигиена, оптимальный двигательный режим, режим труда, здоровье ценностью, ценность здоровья.


Похожие статьи

Задать вопрос