Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 18.01.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Мыльников, А. Д. Развитие крупных компаний как основной фактор повышения конкурентоспособности отечественных фирм / А. Д. Мыльников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 228-232. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110346/ (дата обращения: 28.04.2024).



Современное состояние российской экономики характеризуется рядом кризисных явлений, обусловленных действием санкций, предпринятых в отношении России рядом государств, пандемией коронавирусной инфекции, специальной военной операции. В результате наблюдаются серьезное замедление темпов экономического роста.

В этих условиях для того, чтобы обеспечить стабильность экономики и ее положительную динамику, необходимо использовать новые управленческие решения, позволяющие обеспечить инновационный прорыв и добиться роста конкурентоспособности экономики в отраслях промышленного производства и повышения эффективности на всех уровнях управления.

Конкурентоспособность крупной компании зависит от эффективности использования ее потенциала и измеряется целым рядом параметров, такими как величина валового регионального продукта на душу населения (ВРП) производительность труда и ряд других показателей. Кроме того, эффективность использования ресурсов определяется способностью властных структур обеспечивать благоприятный инвестиционный климат, привлекать институциональных инвесторов в рамках специализации компании, создавать условия для роста экономического потенциала и масштаба фирм [2].

Различные факторы (экономические, социальные, политические, экологические и другие) оказывают влияние на положения крупных фирм как на внутреннем, так и мировом рынках.

Для победы в конкурентной борьбе компании необходимо иметь потенциал, характеризующийся наличием природно-сырьевых и квалифицированных трудовых ресурсов, научный, управленческий потенциал, производственную базу и другие условия, создающие конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества возрастают при формирование в компании благоприятного инвестиционного климата и развитой инфраструктуры в регионе. Как известно конкурентным преимуществам относятся: стабильность социально-экономической и политической ситуации; наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов; выгодное местоположение, развитие логистики; богатое историческое и культурное наследие; совершенствование инструментов господдержки инвесторов; наличие системы образовательных учреждений. Одним из важнейших современных инструментов достижения конкурентоспособности выступает разработка и внедрение инвестиционных проектов.

С каждым годом все сильнее нарастает конкурентная борьба за новые рынки сбыта, квалифицированные кадры и инвестиции в производство. Развитие различных типов концентрации производства на территории головного предприятия и дочерних фирм, которые позволяют выработать конкурентные преимущества в рамках своей специализации, а затем компании в целом, что является одним из вариантов решения проблемы глобальной мировой конкуренции. Рост масштаба компании создает условия для маневра производственной деятельности и повышение конкурентоспособности и роста производительности труда.

В России так же, как и за рубежом, ученым сообществом признано, что крупные компании являются важным фактором экономического роста и выступают одним из инструментов укрепления конкурентоспособности на различных иерархических уровнях. В настоящее время учеными активно проводятся исследования в части определения экономического содержания категории масштаб фирмы, выявления отличительных характеристик данной категории и её развития в сочетании с инновационными решениями [6].

Существует множество определений термина «масштаб фирмы», в некоторых из них представлены детальные характеристики данной формы интеграции, в других даны краткие, но емкие, третьи являются несколько противоречивыми. Большой масштаб фирмы дает определенные преимущества, прежде всего позволяет предложить большой ассортимент продукции и обеспечить стабильность функционирования, что создает условия для принятия инновационных решений. Стабильность и только стабильность создает нормальные условия для принятия и реализации инновационных решений. При этом наиболее в условиях кризиса принятия решений по процессу описанному Гербертом Саймоном и Джеймсом Марчом, упрощенно выглядит следующим образом:

Модель процесса принятия решений ППР Г. Саймона

Рис. 1. Модель процесса принятия решений ППР Г. Саймона

Реализация данной модели наиболее актуальна в целях инновационного развития фирмы, она позволяет быть готовым к вызовам неблагоприятных перемен как во внутренней, так и во внешней среде.

Большой масштаб фирмы — это некий совокупный актив, формирующий среду, участники которой имеют возможность легко и эффективно накапливать необходимые знания, кадровый потенциал и материальные ресурсы.

Автор склоняется к необходимым развитиям дочерних предприятий, многообразие которых создать устойчивость в определённой позиции фирмы на рынке.

Следует акцентировать внимание на превосходстве фирм большого масштаба с дочерними предприятиями, функционирующих, как единое целое над разрозненными составными частями функционирующей компании. Последнее определение масштаба сравнивает его с активом, который формирует определенную среду, создающую благоприятные условия для функционирования участников крупных фирм.

Сущность такого рода объединений организаций активно изучалась и зарубежными учеными.

Т. Роланд и П. Хертог [8] определяют такого рода объединения как группу предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в близости друг к другу. Данный подход содержится и в трудах Х. Шмитца.

По мнению Д. Якобса, не существует единственно верного определения понятия такого рода объединения, некоторые из них называют это кластером, другие Государственно Частным Партнерством (ГЧП) [9].

Им выделяются основные характеристики, которые могут быть применимы для определения такого рода объединений здесь работает: принцип географического или пространственного объединения дочерних предприятий и организаций для осуществления экономической деятельности, наличие горизонтальных и вертикальных связей между ними, использование общей технологии, присутствие «ядра головного предприятия» (крупной компании, исследовательского центра и управленческого центра).

При рассмотрении экономической сущность такого рода компании объединений организаций важно акцентировать внимание на субъектном составе структур крупной компании.

Научная сущность развития крупной компании выделяет следующие подходы к ее содержанию: отраслевой креационистский подход; узкий специализированный подход; подход «сверху-вниз»; эволюционный подход; сетевой подход; многоуровневое управление. Все это возможно и под силу компании большого масштаба.

В России в настоящее время такого рода компанией является Публичное акционерное общество «ПИК — специализированный застройщик» (ПАО ПИК) где уделяется большое внимание, для создания условий и для сдерживания экспансии крупных иностранных конкурентов, то подтверждает организационная структура управления ПАО ПИК (См. рис. 2).

Организационная структура ПАО ПИК

Рис. 2. Организационная структура ПАО ПИК

При рассмотрении вопроса формирования и развития такого рода компаний в качестве примера можно рассмотреть компанию ПАО ПИК в качестве объекта исследования взаимодействия с региональными властями и кооперационными связями по горизонтали с многочисленными партнерами. Немаловажную роль может сыграть не только рост масштаба фирмы и укрепление позиций дочерних предприятий, но и активное развитие ГЧП, которое в последние годы обретает актуальность и пополняется уточненными методологическими аспектами развития и привлечения живой формы в развитии промышленности России. Следует отметить что ГЧП опирается на глубокие корни методологического и даже мировоззренческого характера. В центре социально-экономических преобразований на данном этапе происходят изменения в самом человеке — в основном носители новых потребностей и инноваций. В современной ситуации развития экономики принудительным образом изменяются отношения между государством, предпринимателями и наемными работниками. Особое значение начинает приобретать проблема сохранения социального согласия в обществе, без чего невозможно его стабильное и гармоничное развитие. Особенно это актуально для современной России, где социальная цена рыночных реформ оказалась неадекватным экономическим результатом.

Для достижения необходимого результата были предложены определенные направления для совершенствования экономической политики в каждом отдельном сегменте экономики. При формировании конструктивной части работы были использованы следующие системообразующие принципы, как переход от институционального целеполагания в государственном управлении к ценностному, применение термина «социальный гуманизм», который объединяет в своем составе не только социальную политику, но и экономическую, принципы трехпериодного планирования, которые включают в себя управление не только в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но и текущее, и, наконец, принцип достижения устойчивого уровня развития.

Вместе с тем, формирование конкурентоспособных форм региональной экономики тесно связано со стратегическим развитием территории, ее инфраструктуры, уменьшением социально-экономических диспропорций, а также позитивно сказывается на общем благосостоянии страны.

Реализация мероприятий региональной поддержки процессов складывания и развития крупных фирм на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов решения проблемы по повышению конкурентоспособности промышленности России.

Осуществление ГЧП в целях роста масштаба фирмы помогает активизировать научно-исследовательскую деятельность и реализацию инноваций, инвестиций, в том числе прямые иностранные инвестиции в развитие промышленности России.

Как уже отмечалось, на федеральном уровне разработаны законы, концепции, стратегии, методические рекомендации, определяющие направления, цели и задачи пространственного, инновационного развития России и ее регионов, а также механизмы поддержки инициатив крупных компаний осуществляющих деятельность сразу в нескольких регионах, но кроме этого во многих субъектах Российской Федерации принимаются региональные нормативно-правовые акты, конкретизирующие деятельность в области промышленной политики, основываясь на особенностях, потенциале и специализации территории, а также создаются автономные некоммерческие организации, курирующие деятельность определенных отраслей промышленности и предоставляющие услуги по их развитию, содействию внедрению новых технологий и повышению конкурентоспособности крупных фирм.

В заключении необходимо сказать о том, что в настоящее время промышленная политика в стране реализуется усилиями двух национальных ведомств: Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что вышеперечисленными нормативно-правовыми актами промышленная политика в России не ограничивается, описанные законы составляют основу процесса развития промышленности на основе развития крупных компаний, что создает условия для стабильности и возможности инновационного развития промышленности России.

Литература:

  1. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. 5. — М.: Научный эксперт, 2008. — 1048 с.
  2. Лазарева, Е. И. Кластерная политика эффективной интеграции региона в процесс качественного экономического роста / Е. И. Лазарева // TerraEconomicus. — 2021. — № 3. — С. 279- 284.
  3. Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. Т.I. — М: Прогресс, 1983.
  4. Полькина, А. Ю. Факторы конкурентоспособности российских предприятий / А. Ю. Полькина, Ю. А. Сухоручкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 927–929.
  5. Портер М. Конкуренция. — М: ИД «Вильямс», 2000. — 495 с.
  6. Родионов, Д. Г. Зарубежный опыт формирования и реализации региональной кластерной политики / Д. Г. Родионов, А. Ю. Афанасов, А. А. Горовой // Мир экономики и права. — 2019. — № 6. — С. 4–16.
  7. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА -2020.- 312с.
  8. Роланд Т., Хертог П. Кластерный анализ и кластерная политика на основе «Усиления инноваций: Кластерный подход». – Париж: ОЭСР, 1999. — С. 9-23.
  9. Jacobs, D. Clusters industrial policy and firms strategy / D. Jacobs, A. De Man // A menu approach technology analysis and strategic management. 1996. № 8(4). P. 425-437.
Основные термины (генерируются автоматически): крупная компания, масштаб фирмы, Россия, благоприятный инвестиционный климат, головное предприятие, промышленная политика, развитие промышленности России, род объединения, Российская Федерация, экономический рост.


Похожие статьи

Задать вопрос