Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 17.01.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Юлдыбаев, И. Р. Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан / И. Р. Юлдыбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110304/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены основные недостатки традиционной модели развития профессиональной компетентности государственных служащих.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, государственные гражданские служащие, инновационные технологии, цифровизация.

The article analyzes ways to develop the professional competence of state civil servants using the example of the Ministry of Education and Science of the RB. Innovative technologies for the development of competence have been studied, and the shortcomings of the traditional model for the development of professional competence of civil servants have been identified.

Keywords: professional competence, state civil servants, innovative technologies, digitalization.

В современном обществе профессиональная компетентность государственных гражданских служащих играет важнейшую роль в обеспечении эффективности и качества предоставляемых государством услуг. Особое внимание уделяется уровню профессионализма сотрудников государственных учреждений, таких как Министерство образования Республики Башкортостан, в связи с их непосредственным участием в формировании образовательной политики и управлении образовательной системой. Целью данного исследования является изучение различных путей и инновационных технологий развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих, а также определение специфики их применения на примере Министерства образования Республики Башкортостан.

Профессиональная компетентность государственных гражданских служащих представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, необходимых для эффективного и ответственного выполнения профессиональных обязанностей в контексте государственной гражданской службы. Эта компетентность включает в себя исключительное понимание основ принципов государственного управления, а также способность принимать обоснованные и этически правильные решения в области общественной и политической ответственности [3, с. 140]. Это понятие подвержено изменениям и совершенствуется в соответствии с политическими, экономическими и социальными условиями.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является нормативно-правовой основой развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих. В главе 1, статье 4 этого закона упоминаются принципы гражданской службы, среди которых выделяются профессионализм и компетентность. Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» также является важным документом, предусматривающим введение образовательных курсов в дистанционной форме с использованием информационных ресурсов для развития профессиональных навыков государственных гражданских служащих.

В настоящее время существует множество способов и технологий для оценки профессиональной компетентности государственных гражданских служащих. Тренды последних лет включают акцент на оценку «эффективности и результативности», использование инновационных технологий, таких как цифровизация, а также создание методических пособий и рекомендаций для государственных органов.

На сегодняшний день профессиональная компетентность государственных гражданских служащих, в частности сотрудников Министерства образования и науки Республики Башкортостан, является неотъемлемым элементом обеспечения качества предоставляемых государственных услуг. Она обеспечивается путем систематического обучения, оценки и развития сотрудников, а также использования инновационных подходов в этом процессе [1, с. 27].

Должностные регламенты часто уделяют внимание процессу оценки, но не всегда достигают конкретных результатов. Основной проблемой оценки государственных гражданских служащих является сложность и трудозатратность современных технологий оценки. Это приводит к трудностям в использовании этих технологий кадровыми службами государственных органов.

Проблемы компетенций возникают из-за расхождения необходимых профессиональных компетенций, определенных в справочнике, и тех, которые должны быть сформированы в ходе освоения образовательных программ по направлению «Государственное и муниципальное управление». В ФГОС содержатся лишь 24 из 77 квалификационных требований к знаниям и 67 квалификационных требований к навыкам, перечисленных в справочнике. Такое отображение компетенций в ФГОС свидетельствует о том, что справочник был разработан без учета иерархического деления государственной службы и не предусматривает оценку институциональных компетенций.

Профессиональные требования для государственных служащих сформулированы в соответствии с концепцией компетенции, опирающейся на функциональную составляющую, не учитывая современные тенденции в организации образовательного процесса. Такая узкая фокусировка на компетенциях вызывает вопросы о соответствии существующих компетенций с современными требованиями.

Для развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих важно использовать цифровизацию и возможности портала «Электронное образование государственных гражданских и муниципальных служащих» в Республике Башкортостан. Он предлагает создание системы управления индивидуальными образовательными маршрутами и может устранить недостатки традиционной модели оценки.

В настоящее время служебная деятельность всех гражданских служащих регулируется должностными регламентами, ориентированными на соблюдение процедур, а не на достижение конкретного результата, что может ослабить потенциал внедряемых методов управления по результатам и демотивировать государственных служащих.

Для оценки профессиональной компетентности государственных гражданских служащих используется разнообразные способы и технологии. Важную роль в развитии профессиональной компетентности государственных гражданских служащих играют различные организационные компоненты. Это формирование управленческих резервов, департаменты государственной службы и кадров, кадровые подразделения, а также организации высшего и дополнительного профессионального образования. Особое внимание уделяется использованию специализированных информационных инструментариев, таких как Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы (ЕИС УКС) и другие подобные системы [2, с. 69].

В Республике Башкортостан с 2018 года действует Портал «Электронное образование государственных гражданских и муниципальных служащих» (электронный адрес eogos.bagsurb.ru), который предоставляет образовательный контент и модель компетенций, разработанные в соответствии с Методологическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Для создания обучающих программ использована модель компетенций «30 граней», и миссия проекта заключается в создании системы управления индивидуальными образовательными маршрутами [4, с. 11].

Таким образом, цифровизация системы развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих призвана устранить такие недостатки традиционной модели, как:

— отсутствие поддержки перехода образования к новым паттернам компетенций;

— тиражированность образовательных программ с неочевидной пользой;

— недостаточность людей, способных трудиться и формировать рабочие места с высоким уровнем сложности решаемых задач.

В соответствие с этим, в качестве рекомендаций по развитию профессиональной компетентности государственных гражданских служащих Министерства образования и науки РБ предлагается использовать возможности цифровизации и возможности указанного портала для разработки индивидуальных образовательных маршрутов управленческих кадров в соответствие с текущими компетенциями.

Литература:

  1. Абдрахманова, Г. Г. Необходимость использования цифровых технологий в процессе формирования профессиональной компетентности государственных гражданских служащих Республики Башкортостан / Г. Г. Абдрахманова // Стратегическое развитие региона: проблемы, механизмы, факторы: сборник материалов Международной научно-практической конференции, состоявшейся в рамках I Махмутовских чтений, Уфа, 11 ноября 2021 года. — Уфа: Казенное предприятие Республики Башкортостан Издательство «Мир печати», 2022. — С. 27–30.
  2. Власова, Н. Ю. Цифровизация кадровой работы на государственной гражданской службе / Н. Ю. Власова // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции, Москва, 06–08 апреля 2021 года. Том Часть 1. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Эдельвейс», 2021. — С. 68–76.
  3. Кашайкина, Н. Ф. К вопросу о развитии профессиональной компетентности государственных гражданских служащих / Н. Ф. Кашайкина // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Ежегодный международный сборник научных статей / Под общей редакцией Л. В. Фотиной. — М.: ООО «МАКС Пресс», 2020. — С. 140–144.
  4. Латыпов, Р. Ф. Модель «30 граней»: проект профиля ключевых компетенций гражданских (муниципальных) служащих Республики Башкортостан / Р. Ф. Латыпов, М.И, Васильев // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2017. — № 2. — С. 9–13.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, служащий, Башкортостан, государственная гражданская служба, Российская Федерация, государственная служба, Министерство образования Республики, модель компетенций, особое внимание, Электронное образование.


Похожие статьи

Задать вопрос