Шахматная игра как метод профильного анализа психиатрического пациента, элемент диагностики и коррекции психической патологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 13.01.2024

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Лаптев, А. Д. Шахматная игра как метод профильного анализа психиатрического пациента, элемент диагностики и коррекции психической патологии / А. Д. Лаптев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 376-379. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110111/ (дата обращения: 05.05.2024).



В условиях современности почти любой вид деятельности человека ассоциирован с влиянием на него стресса или каких-либо других ситуаций, выход из которых весьма затруднителен без помощи психолога или психотерапевта. При длительном игнорировании подобных проблем велика вероятность возникновения различных патологий психики: неврозы, психозы, психопатии, проявления генетически обусловленных отклонений.

В данной статье, как один из инструментов возможной коррекции патологии психики, а также как элемент диагностики заболевания и «профильного» для психиатрии анализа пациента, будет рассматриваться игра в шахматы.

Интерес представляет как сам процесс игры с его психологической составляющей: наблюдение за реактивностью пробанда, его чертами характера, так и импровизированные исследования с участием шахматного инвентаря: шахматная доска и фигуры.

Целью применения шахмат в диагностике психических патологий будет являться фиксирование возможного отклонения показателей когнитивных возможностей с дальнейшим графическим фиксированием.

Целью применения шахмат в терапии психических патологий является тренировка когнитивных и метакогнтивных способностей пациента, что достигается путём систематического решения логических задач в ходе шахматной игры, построением разной сложности логических цепей, работой над ошибками в исходе партий, социальным взаимодействием врача и пациента в процессе подобной терапии.

Ключевые слова : патология психики, когнитивные способности, когнитивная терапия, метакогнитивные способности, шахматная игра.

Keywords: mental pathology, cognitive abilities, cognitive therapy, metacognitive abilities, chess game.

Введение

Невроз, согласно И. П. Павлову, есть патологическое состояние высшей нервной деятельности, вызванное воздействием перенапряжения раздражительного, тормозного процессов в результате неблагоприятных влияний на психику трудных жизненных обстоятельств и потрясений.

Психоз — одна из наиболее актуальных проблем современной психиатрии, затрагивающая достаточно большое количество людей на земле. Известный швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг считал, что психоз представляет собой затопление индивидуального сознания человека архетипическими бессознательными содержаниями.

Специфический расстройства личности или психопатии (уст.) — ряд клинически значимых состояний поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением характеристик свойственного индивидууму с детства стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Это дисгармония всех сфер личности с нарушением преимущественно эмоций и воли, своеобразным мышлением.

Иногда патология психики бывает настолько выражена, что может помешать выполнению человеком его стандартных трудовых, социальных функций, привести к дегенерации его когнитивных функций и в конце концов частично или полностью изменить его сознание. В подобных случаях психиатру невозможно обойтись без использования медикаментозной терапии. Однако в современной психиатрии известно достаточно много различных альтернативных возможностей лечения и профилактики психических патологий. Подобные альтернативы также способствуют уменьшению влияния на человека как самого этиологического фактора, так и уже сформированного психоза, являются синергистами уже применяемой у пациента лекарственной терапии и единственным выходом при наличии резистентности к фармакологическим препаратам. Одним из таких вариантов является когнитивная и метакогнитивная терапия.

С диагностикой патологий психики также связано множество трудностей. Это объясняется почти полной невозможностью применения в этой отрасли медицины каких-либо инструментальных, лабораторных методов. На данный момент в психиатрии активно используются различные субъективные исследования, позволяющие выявить патологию на основании:

— самоощущения пациента и наблюдения за ним (клинико-психологический метод)

— проведения ряда килинических тестов и проб (вычисление коэффициента IQ на основании результатов теста Векслера, тест Роршаха, финский армейский тест).

— лабораторные, инструментальные методы и оценка соматического и неврологического статуса используются только для подтверждения/исключения соматических, неврологических причин психических расстройств (ЭЭГ, МРТ, ПЭТ, токсикологические исследования, генетические исследования).

Как было написано ранее, современные возможности диагностирования являются по большей части субъективными. Немалое значение имеет диалог пациента с врачом-психиатром. В ходе сбора анамнеза производится выяснение и детализация соответствующих, «профильных» для заболевания жалоб, симптомов, их структурирование в синдромы.

Следует отметить, что крайне важным является не только анализ симптомов, но и самого пациента, как индивида. Зачастую какие-либо индивидуальные качества и наклонности человека могут являться неким «катализатором» в развитии патологии психики или даже быть её этиологическим фактором. С целью анализа пациента могут рассматриваться такие качества, как отношение к себе, отношение к близким людям, черты характера и их выраженность, отношение к социуму в целом. Также имеет место проведение «первичного» или «оперативного» анализа когнитивных функций человека в момент обращения к врачу: текущее состояние памяти, внимания и мышления.

Все полученные врачом сведения подлежат дальнейшей проверке с целью увеличения их достоверности и объективности. Проверка первичной информации может быть осуществлена при помощи проведения клинических тестов и проб. В ходе исследований проверяются когнитивные возможности пациента: его ощущение, восприятие, память мышление, воображение и речь. Для более углублённого изучения могут быть рассмотрены метакогнитивные способности (провокация пациента к аутоанализу).

Теоретическое обоснование

Согласно стадийной модели развития такого заболевания, как шизофрении можно выделить ранние стадии: пресимптоматический риск (генетическая отягощенность, неблагоприятные воздействия окружающей среды, неопределённый когнитивный дефицит) и препсихотический продром (когнитивные, поведенческие и социальные нарушения, обращение за специализированной помощью). В дальнейшем возможно прогрессирование стадии до острого психоза и хронического заболевания.

Первая стадия заболевания (пресимптоматический риск) не обусловлена появлением у пациента каких-либо специфических признаков. Данную стадию можно заподозрить при наличии у пациента отягощённой по психическим заболеваниям наследственности (ближайшие родственники, больные шизофренией). Стоит отметить, что частота развития развернутого психоза у таких лиц, имеющих «критический» статус (возраст проявления шизофрении от 16 до 25 лет) достаточно мала и составляет около 8 % за 6 лет наблюдения.

При диагностических возможностях современной психиатрии для раннего обнаружения шизофрении наиболее значимой является вторая стадия. Именно на стадии препсихотического продрома сконцентрировано наибольшее количество современных результативных исследований, дающих необходимую информацию, используемую психиатром в повседневной практике. Здесь более вероятно обнаружение неспецифических симптомов заболевания: беспокойство, социальное избегание, трудности концентрации внимания, нарушения процесса мышления, хотя и при возможном сохранении возможности к критике своих мыслей и действий.

Значимый интерес для нас представляют и специфические симптомы шизофрении:

— базисные симптомы — субъективное нарушение психической деятельности, характеризуемые самим пациентом, как аномальные, не присущие ему прежде. Подобные изменения обычно незаметны без детального рассмотрения и в достаточной мере компенсируются пациентом посредством повышенных усилий. К базисным симптомам относят недостаток «мыслительной энергии» и целенаправленности мышления, блокаду мыслей, нарушение восприятия и формулирования речи.

— проявления шизофренического патопсихологического симптомокомплекса: бессодержательность ассоциаций, неспособность мыслить критично, резонерство, разноплановость, колебания внимания — «разрыхление сознания» по Блейлеру.

Стадии острого психоза и хронического заболевания по клинической картине во многом сходны с препсихотическим синдромом, но имеют наиболее ярко выраженную симптоматику: полную утрату критического мышления и многих других когнитивных функций (графически отображено на рис. 1).

Шахматы, как ассоциированная с последовательным решением множества логических задач с использованием собственных когнитивных возможностей, игра гипотетически может эффективно помогать врачу-психиатру в обнаружении профильных для ранее указанного заболевания симптомов при разной степени их выраженности, а значит предубеждать развитие расстройства до поздних стадий (ст. II-III по McGregorry, 2008).

Следует отметить тот факт, что данный метод, при использовании исключительно его, с большей долей вероятности является крайне субъективным и в обязательном порядке должен дополняться другими психолого-психиатрическими проверками для повышения степени достоверности диагностики и наблюдения в последующем.

С точки зрения терапии патологий психики шахматная игра имеет не меньшее значение. Систематическая работа пациента по решению логических задач, которые представляет собой поединок двух оппонентов за шахматной доской, помогает поддерживать уровень когнитивных возможностей человека в нормальных пределах: периодическая тренировка памяти, логики, воображения выступают как достаточно эффективная мера предубеждения развития множества симптомов психиатрических патологий.

Рис. 1

Немаловажной деталью терапии с использованием шахматной игры является анализ уже проведённых партий и работа над ошибками, в процессе которой пациент проявляет уже собственные метакогнитивные способности, т. е. анализ манеры и стиля своей игры с возможной их коррекцией вдальнейшем для достижения наилучшего результата, самостоятельное выявление допущенных ошибок с последующим их критическим анализом и подбором наиболее эффективных альтернатив.

Все эти действия призваны воспитать в пациенте привычку критически смотреть не только на собственные ошибки, но и охватывать более глобальную составляющую — обнаруживать некорректности в самом мышлении, личной точке зрения — не просто выявлять ошибку, запоминать и корректировать её в последующем, но и искать фундаментальную причину, почему данная ошибка была совершена.

Заключение

Шахматная игра, являясь по своей сути логическим спором двух оппонентов, представляет собой перспективный метод терапии множества психических патологий, главным или второстепенным симптомом которых будет угнетение когнитивных и метакогнитивных возможностей человека: его памяти, воображения, самокритичности, цельности и логичности мышления. При регулярном и методическом подходе эта игра вполне эффективна для предупреждения развития профильной для данного заболевания симптоматики, выступает как некий синергист уже применяемой медикаментозной терапии. Данный метод можно рассматривать исключительно как вспомогательный к уже применяемым в практической деятельности психологов, психиатров и психотерапевтов.

С диагностической точки зрения шахматы гипотетически могут выступать, как вспомогательный инструмент к уже проверенным и применяемым психологами и психиатрами методам обнаружения характерной симптоматики патологий психики. Перспективность использования шахмат в диагностике связана с предоставлением исследователю-диагносту большего объёма возможностей для более детального анализа не только степени выраженности когнитивных отклонений у пациента, но и самого пациента, как индивида: его самокритичности, отношения к социуму и отдельным социальным группам, черт характера и типа темперамента, собственного положения в социуме.

Литература:

  1. О. А. Скугаревский, М. М, Скугаревская Возможности ранней диагностики и профилактики психозов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. — 2015. Т. 11, № 2. — С. 10–21.
  2. Д. Ю. Коломыцев, Д. В. Сараханова, Г. М. Усов Метакогнитивный подход к психологическим аспектам патогенеза шизофрении // Социальная и клиническая психиатрия. — 2021. Т.31, № 4. — С. 88–98.
  3. Фрида Г. Манукян, Татьяна В. Кузьмина Занятия шахматами как вариант когнитивной психотерапии и способ профилактики психозов // Северо-Кавказский психологический вестник. — 2021. Т.19, № 2. — С. 20–30.
  4. Павловская А. В. Особенности проявления когнитивных стилей в шахматной игре // Ученые записи Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2020. Т.6 (72), № 3. — С. 115–126.
  5. Шахматы как проективная диагностическая и психотерапевтическая техника // b17.ru URL: https://www.b17.ru/article/29974/ (дата обращения: 20.11.2023).
  6. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — ISBN: 5–225–04189–2 изд. — Москва: «Медицина», 2002. — 541 с.
Основные термины (генерируются автоматически): шахматная игра, современная психиатрия, II-III, острый психоз, ошибка, патология психики, самый пациент, хроническое заболевание, черта характера, шахматная доска.


Ключевые слова

когнитивные способности, патология психики, когнитивная терапия, метакогнитивные способности, шахматная игра

Похожие статьи

Задать вопрос