Библиографическое описание:

Топор А. В., Кодрул Е. Н. Организации эколого-ориентированной исследовательской деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 497-499.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проблемное задание, исследовательские умения, эколого-ориентированная деятельность, экологическое образование.


Тенденции модернизации современного образования таковы, что неизбежным становится переход учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Одним из путей позволяющих реализовать этот переход, является исследовательская работа в самых разных формах ее проявления: факультативы, проектная деятельность, научно-практические конференции, научные общества.

Очевидным становится, что в процессе подготовки выпускника образовательного учреждения главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать.

Имеющийся в настоящее время опыт организации и проведения исследовательской работы в образовательной системе России, свидетельствует о позитивных перспективах дальнейшего развития и совершенствования этого вида учебной и учебно-профессиональной деятельности [2]. Вопросы привлечения школьников к исследованию в процессе изучения различных школьных предметов нашли отражение в трудах В. В. Давыдова, М. И. Махмутова, И. А. Зимней, Л. A. Казанцевой, Л. В. Занкова и др. На развитие теории исследовательского подхода в обучении оказали влияние исследования Т. Н. Барановой, Е. В. Красновой, С. Н. Вахрушевой, В. Н. Гришиной и др. Значение творческой, поисковой деятельности в реализации личностного потенциала школьников, в создании благоприятных условий для активной учебной исследовательской деятельности учащихся как в школе на уроке, так и вне урока раскрывается в публикациях A. B. Усовой, Н. В. Добрецовой, Е. В. Шикова и др. Психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте даны А. В. Леонтовичем, А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым и др.

Опираясь на научные труды ученых, раскрывающих истоки подходов к решению проблемы учебно-исследовательской деятельности, творчески работающие педагоги, уже на уровне начальной школы, стремятся формировать исследовательские умения учащихся.

Понятие «учебно-исследовательская деятельность» по-разному трактуется в психолого-педагогической литературе. Некоторые под этим термином понимают подход к организации учебного процесса, другие трактуют его как одну из новых современных технологий образовательного процесса в школе. Мы опираемся на следующее определение учебной исследовательской деятельности: специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [1].

Исследовательская деятельность экологической направленности имеет свои особенности, принципиально отличающие ее от деятельности в других предметных областях. Это связано с междисциплинарным характером экологических знаний, равно как и с тем, что результаты деятельности школьников в сфере экологии социально значимы и обладают объективной новизной, свойственной научным изысканиям.

Участие старшеклассников в исследовательской деятельности способствует формированию таких социально значимых качеств личности, как экологическое сознание, ответственное отношение к природе и собственному здоровью. Важным показателем признания их труда служит отношение взрослых. По данным, полученным нами в результате опроса 27 учащихся из числа школьников, выполнявших экологические исследовательские проекты, 48 % отметили интерес к своей деятельности со стороны окружающих (родных, друзей, знакомых), а 13 % учащихся рассказали о том, что в ходе работы над проектом взрослые неоднократно предлагали им свою помощь.

Специфика творческой деятельности учащихся в сфере экологии заключается еще и в том, что ее результаты могут быть использованы для решения локальных экологических проблем, имеющих социальное значение (например, проблем твердых бытовых отходов в районе проживания, бездомных животных, защиты зеленых насаждений, проблема загрязнения водоемов и др.). Примечательно, что наибольший интерес у окружающего населения вызывают проекты, направленные на изучение экологических проблем, связанных с местом проживания людей. Все это обусловливает необходимость реализации социальных ожиданий старших школьников, так как позволяет «выйти за рамки ученических дел в какую-то новую сферу, дающую возможность проявить себя, самоутвердиться» в коллективе и в глазах взрослых [5, С. 84–85].

При организации учебно-исследовательской деятельности, необходимо опираться на ряд принципов: доступность, естественность, экспериментальность, осознанность, культуросообразность [4]. Помимо этого целесообразна опора и на такие принципы как экологосообразность, междисциплинарность и другие эколого-ориентированные принципы построения научной работы. Исследовательская деятельность, в том числе и эколого-ориентированная, может осуществляться по следующим направлениям:

I направление — индивидуальная работа, предусматривающая:

  • отдельные эколого-ориентированные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

  • работа с учащимися по индивидуальной программе (помощь в разработке тем научных исследований экологической направленности, оказание консультационной помощи и др.);

II направление — групповая работа (включает в себя работу над совместными экологическими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, например, создание обзорной базы данных «История села», «Водоемы Приднестровья», «Влияние мелиорации на флору и фауну региона» в работе, над которой принимают участие учащиеся 7–11 классов);

III направление — массовая работа — встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в районных и городских мероприятиях. Особое внимание уделяется многолетним проектам, например таким как, «Физика и экология жилища», «Физика и быт современного человека», «Антропогенное воздействие человека на среду обитания».

Не зависимо от того, какое направление организации учебного исследования реализуется, необходимо учитывать условия эффективного осуществления данного вида деятельности, а именно:

  • заинтересовывать учащихся в проведении исследования, пробуждать в них желание осуществлять эколого-ориентированную исследовательскую деятельность. Ученик должен хотеть провести именно это исследование, ведь если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.

  • тематика исследовательской работы должна быть понятна и доступна в плане реализации. Ученик должен суметь это сделать, но прежде всего это должен уметь делать преподаватель. Не возможно осуществлять руководство исследовательской деятельностью, если не видишь всю структуру работы, не знаешь методики, не можешь определить направления детальности.

  • выполняемая работа должна приносить удовлетворение обоим сторонам, как ученику, так и учителю. Особое внимание в организации и проведении эколого-ориентированной исследовательской деятельности необходимо уделять диагностике уровня удовлетворенности учащихся своей работой, ее результативностью. Поощрение осуществляется посредством вручения грамот, сертификатов. Лучшие работы выдвигаются на республиканские конкурсы, победители которых имеют возможность автоматически получить высокий балл по ЕГЭ в данном научном направлении.

Процесс выполнения исследовательской работы включает в себя следующие этапы:

  1. формулирование темы и обоснование ее актуальности — «Вещество в состоянии плазмы» (формы существования плазмы и ее использование во благо человечества).

  2. формулирование цели и задач исследования (описать формы существования плазмы, сконструировать прибор, позволяющий очищать воздух от частиц дыма и пыли — ионизатор)

  3. теоретические исследования (работа с первоисточниками, изучение принципиальных схем ионизаторов и выбор наиболее доступной для выполнения в условиях школьной лаборатории);

  4. экспериментальные исследования (непосредственное конструирование прибора и проверка результатов его функционирования),

  5. анализ и оформление научных исследований (оформление теоретической части исследования в форме доклада в сопровождении презентации);

  6. внедрение и проверка эффективность научных исследований (создание условий для функционирования прибора в кабинете физики, его демонстрация при изучении темы «Электрический разряд в газах плазм»);

  7. публичное представление работы (участие в районной конференции научных исследовательских обществ учащихся, по результатам которой работа представлена на республиканский тур научно-исследовательских обществ учащихся).

Опираясь на личный педагогический опыт руководства эколого-ориентированной исследовательской деятельность, считаем возможным выделить ряд правил характеризующих процесс подготовки исследовательской работы:

  • При отборе литературы для написания работы, приоритет переходит к первичным данным, опубликованным в научных источниках, периодической печати научной тематики. Учебник перестает быть доминирующим источником учебной информации.

  • Учащийся, проводящий исследование — полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире, экологической ситуации и способах решения существующих экологических проблем. Учитель же является организатором учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, осуществляющим ее руководство, не навязывая своих убеждений.

  • Необходимо оценивать все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные к конструированию нового знания.

Таким образом, важно, чтобы учащиеся имели представления о социальной и личной значимости эколого-ориентированной исследовательской деятельности, которые проявляются в умении обоснованно объяснить ее значение и смысл для общества и для себя лично, в желании в нее включиться. Познавательная активность достигнет своего высшего уровня при условии, если школьники осознают себя в качестве субъектов исследовательской деятельности, если будут планировать и выполнять действия, направленные на разрешение экологических проблемных ситуаций в сфере. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности в условиях экологических проблемных ситуаций, можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.


Литература:

  1. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа.-.2007.- № 2. — с.45–46.

  2. Сергеева Н. В. Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.02. — Екатеринбург, 2003. — 20 с.

  3. Титов Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии. // Педагогика. — 2003. — № 9. — с. 39–45.

  4. Тягловая Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Е. В. Тягловая; под общ. ред. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с.

  5. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М., -1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle