Библиографическое описание:

Тульчевский А. И. Анализ фирменного стиля периодических изданий на сравнении журналов «Крестьянка», «Вокруг Света», «Cosmopolitan», «National Geographic» // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 529-532.

На прилавках газетных киосков можно увидеть большое количество разнообразных обложек журналов, которые будут пестрить своими цветными изображениями. Заметить, какой именно нам нужен журнал, помогают элементы фирменного стиля. Понятие фирменного стиля зародилось относительно давно. Еще в древности искусные мастера помечали свою продукцию личным клеймом, которое условно можно трактовать как логотип. В эпоху научно-технической революции с общим ростом благосостояния населения, а также с развитием рыночных отношений у производителей появилась необходимость идентифицировать выпускаемую продукцию со своим именем, при помощи ряда элементов, помогающих визуализировать фирменный стиль журнальной продукции.

Целью анализа является влияние фирменного стиля журналов на конкурентоспособность издания, на примере брендовых изданий выпускаемых на территории Российской Федерации и во всем мире. Объектом исследования являются журналы, история которых насчитывает более 30–50 лет, известные во всем мире — альманах «Вокруг Света» и «National Geographic» и журналы индустрии мод — «Cosmopolitan» и «Крестьянка».

Идентификация выпускаемой журнальной продукции задает журналу определенные черты, воспринимаемые как имидж журнала.

Имидж (англ. image — образ, изображение) — образ журнала, устойчивое представление, которое складывается у пользователя их информацией о периодическом издании — его характере, позиции и взглядах, особенностях содержания, оформления и других признаках и чертах, это «лицо» журнала, дающее представление не только о внешнем облике, но и о содержательной части. Имидж периодического издания формируется в течение длительного времени. Он играет огромную роль, задавая позиции издания на рынке журнальной продукции, делая журнал конкурентоспособным. Имидж трудно создать, но легко исказить и даже потерять, оттолкнув тем самым значительную часть аудитории.

Имидж издания зависит от выбора и подачи материалов на его страницах. Беспорядок в организации материалов мешает читателю воспринимать информацию, затрудняет нахождение материалов, отвечающих его интересам. Такое произошло с журналами, размещающими рекламные блоги как в информации о содержании выпуска, так и в самих статьях. Данные проблемы наиболее встречаемы в большинстве журналах американских издательских домов, имеющих свои филиалы по всему миру. Лишь правильно организовав информацию в соответствии с композиционной моделью издания, систематизировав ее, выделив главное и выстроив материалы в привычном для читателей порядке, можно рассчитывать на их внимание.

Для журналов с устоявшимся имиджем применимо такое понятие как бренд — (от англ. brand — фирменная марка, сорт), объединяющий понятия имиджа журнала и его торговой марки. В понятие бренда входят характеристики типа издания, качественности, нацеленности на определенную аудиторию. Для периодического издания, представляемого как товар на информационном рынке, товарным знаком является его название и логотип.

В России во времена СССР, названия советских журналов были однозначны, например «Крестьянка», «Работница», «Здоровье». На сегодняшний день положение коренным образом изменилось, учредитель нового журнала вправе дать ему любое благозвучное название, например «ОбломОFF», «Geo», «Дорогое удовольствие»» и другие. Однако, издание, претендующее на свою информационную нишу, должно получить свое, особое смысловое название которое укажет, на целевую аудиторию предоставлять информацию.

Учредитель журнала имеет права на использование не только названия своего продукта, но и на маркировку — фирменный знак. Использование логотипа названия уже существующего журнала, при основании другого издания, приводят к правовым конфликтам, поэтому при выборе названия и его графического воплощения для нового издания учитывают ограничения, установленные в законе об авторских правах.

В немалой степени на конкурентоспособность издания влияет его дизайн. Покупатель, выбирая журнал, обращает внимание на его обложку, часто судя по ней о самом журнале, оценивая тем самым достоинства и недостатки дизайна.

Дизайн журнала оказывает большое влияние на конкурентоспособность на рынке издательской продукции.

Дизайн периодического издания зависит от таких факторов как профессиональный уровень и вкус редакторов, занимающихся версткой и оформлением издания; от материальной базы редакции, ее оформительских, полиграфических возможностей; от графической модели издания.

Одним из важных элементов графической модели издания является обложка журнала. Именно обложка привлекает внимание читателя, она не должна быть перегружена оформлением и версткой, ее задача не только привлечь внимание покупателя, но помочь и покупателю быстро разобраться в содержании номера.

Наиболее часто встречаемый тип обложки это крупный яркий фотокадр. Иногда такая фотоиллюстрация — репортажный снимок, фотопортрет, пейзаж и др. — занимает почти всю страницу и в этом случае сопровождается лишь небольшой текстовой частью. Например, журнал National Geographic, Вокруг света. В журналах, где на обложках размещается фотоколлаж, за основу берется контрастный фон, например журнал Космополитен, где фон использует флуоресцентные цвета, чтобы привлечь внимание к журналу на большом расстоянии от места продажи.

Если у журналов возникают проблемы с материалами и формой их подачи, а также с элементами для графической модели издания, издательства проводят конкурс среди читателей на лучший материал, предоставленный читателями. Получая множество писем от участников конкурса, издатель дополняет свой журнал поступаемым материалом, а также учитывает мнения и желания читателей, дополняя новые темы в своих рубриках.

Журнал «Крестьянка»первый советский журнал, основанный в 1922 году отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Единственное глянцевое издание, пережившее сталинскую, хрущевскую, брежневскую, горбачевскую эпохи, сумевшее сохранить свой особенный стиль. Журналу удается держаться на плаву за счет прогрессивного движения вперед. Это журнал, который находится в движении.

Если рассматривать внешний облик издания периода 1920х гг., он представлен в виде фотографии, коллажа, рисунком. Фотография индивидуальная или композиционная, обычно сильно отретушированная, зачастую делая фотографии неотличимыми от рисунков, компенсируя погрешности съемки.

В современной «Крестьянке» 170 ярких полос, глянцевая обложка, множество иллюстраций, впечатляющая реклама. Он не пестрит насыщенными цветами и картинками, сохраняет первоначальную стилистику журнала. В «Крестьянке» больше пространства, практически не встречаются обрубки фотографий, обтекания текстом. Журнал внешне очень похож на газету: один рубленый шрифт для текста и заголовков, стандартная трехколонная верстка текста, вертикальные колонки, между которыми по мере необходимости ставятся подписи под снимками, выноски.

Каждый тематический раздел представляется специальной страницей с анонсами, по дизайну эти шмуцтитулы одинаковы, но оформление самих разделов различается. Используются разноцветные фоны, своеобразные коллажирования фотографий и заголовков, выходы на поля страниц.

Положительными факторами является удобное распределение информационной части на протяжении всего выпуска. Воздушность пространства страниц, приятное для глаза цветовое решение мягких оттенков цветов. Строгость в оформлении помогает подчеркнуть характерную особенность журнала.

Журнал «Cosmopolitan» был основан в 1886 году, и основной целью которого было создание «первого семейного журнала».

Происхождение слова Cosmopolitan, слагается от слова «космополит». В переводе с греческого Космополит это — гражданин мира. Журнал состоял из трех крупных рубрик: первая посвящена исключительно интересам женщин, статьи о моде, украшения быта, на приготовление пищи, уход и лечение детей, и т. д.; во втором страницы, выделенные для младших членов семьи, третий раздел посвящен фантастической литературе. В начале 1940-х годов «Cosmopolitan» приобрел название «Журнал-книга». В 1950х гг произошло снижение спроса на фантастику. Продажи журнала резко упали. Размер «Cosmopolitan» был сокращен.

В начале 20го века, журнал начал преображаться в плане оформления, на его страницах стали появляться изображения соблазнительных красавиц данного времени. Это произошло благодаря серии иллюстраций Харрисона Фишера. Графическое оформление представлено живописными портретными иллюстрациями.

В настоящее время, композиционно «Cosmopolitan» выглядит достаточно строгим. При том, что на его более чем трехстах страницах практически нет одинаковых схем разверстки материалов, журнал реализует, в основном, обычный трехколонный макет верстки. Отсюда стойкое ощущение стилевого единства оформления. А разнообразие в облик страниц вносят иллюстрации, цветные подложки, различные маркеры, многоцветные заголовки. Шрифт заголовков преобладает гротесковый, срабатывает принцип прямоты общения с читателем, сам текст в «Cosmopolitan» набирается антиквенной гарнитурой, с засечками.

Современное оформление «Cosmopolitan» для женщин состоит из иллюстраций. Тон задают рекламные материалы, множество ярких фотоснимков, стилизованных персонажей, присутствуют обычные портреты — даже без следов ретуширования. Цвета во всем выпуске используются яркие и разные по оттенку.

Содержание журнала многообразное и содержит специальные рубрики, в частности — деловом и интимном общении, о быте, стилях одежды, здоровом образе жизни и  т. д... В отличии от «Крестьянки», тематический раздел не имеет разделений специальными страницами, позволяя перескакивать с одной темы на другую. «Cosmopolitan» представляет собой популярное пособие по организации повседневных дел и забот в личной жизни. Нюансов в журнале много, и подать каждый материал увлекательно — дело непростое, но большой опыт редакции позволяет справляться с данной задачей, сохраняя единый стиль и продолжая привлекать внимание молодых и активных читательниц. Одна из особенностей данного журнала — подача списка сотрудников редакции. Здесь рядом с именем всех журналистов набирается их ответ на «вопрос месяца», например: «От чего вам становится теплее?», и далее следуют ответы коллег: «От автоматического подогрева сидений» или «От доброго слова» и прочие варианты.

Несмотря на единую содержательную тематику, оформление обоих журналов имеет значительные отличия, являющиеся плюсом в оформлении обоих журналов. Читатели предпочитающие больше сдержанный стиль, где главным является текстовое содержание журнала, предпочтут «Крестьянку», предпочитающие яркие иллюстрации, развлекательную стилистику журнала, отдадут свое предпочтение «Cosmopolitan».

Также плюсом является сохранение композиционного оформления обложки, неизменность расположения логотипа и его пропорций. Цветовое решение насыщенности цветов сохраняется из номера в номер. В «Крестьянке» это более сдержанные цвета, в «Cosmopolitan» — яркие контрастные, привлекающие взгляд на далеком расстоянии от журнального прилавка.

Из минусов можно отметить внутренние развороты журналов. В «Космополитене» это хаотичный разброс кратких пояснительных сносок, забитость пространства яркими цветами подложки, дающие нагрузку на глаз читателя. Также минусом является отсутствие шмудститулов, затрудняющим поиски нужной информации определенной тематики, не заглядывая на страницу с содержанием журнала.

Журнал «National Geographic» (англ. National Geographic Magazine) — официальное издание Национального географического общества, основанное в октябре 1888 года. Журнал издаётся в нескольких странах и на разных языках, в России выпускается с 2003 года.

Дизайн обложки журнала был простым, пока не появились иллюстрации в 1959 году.

Современная обложка журнала всегда выполнена в едином композиционном решении, желтая рамка с фотографическим изображением внутри. Примечательно, что рамка неизменный элемент журнала с 1888 года и является фирменным знаком, символизирующего дверь в мир изучения нового и необычного. Оформление журнала внутри сохраняет композиционные подходы на протяжении всего выпуска. Особенность журнала, это его фотографии, яркие насыщенные цвета, большие размеры, зачастую на два разворота, позволяют передать глубину красоты данной местности.

Реклама в журнале присутствует, но не бросается в глаза как отдельный элемент, занимает одну треть страницы, располагаясь как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, и обязательно есть колонтитул, указывающий, что данное изображение является рекламой.

Шрифт используется гротесковый, верстка на каждую тематику имеет свой макет колонок с привязкой по левому краю, от одной по всей ширине страницы, до трех.

Из отрицательных черт журнала можно отметить расположение буквиц, встречаемые вначале абзаца посреди текстовых колонок. Кегль по высоте совпадает с высотой абзаца и является подложкой для текста, делая текст в начале абзаца трудночитаемым.

Журнал «Вокруг света» — старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал. Издаётся с 1861 года. За все время существования претерпевал множество изменений в своем оформлении, как во внешнем, так и во внутреннем оформлении. В настоящее время журнал использует оформление, разработанное в 1897 году. Расположенный на оранжевой полосе, занимаемой одну пятую часть всей обложки. Примечательно, что ранее журнал использовал рамку, аналогичную National Geographic.

Внутри журнала все просто и строго, содержание находится в самом начале журнала, представлено в виде списка в одну колонку по всей ширине страницы. Композиционный подход в оформлении статей аналогичен рассматриваемый в «Крестьянке». Отличительной особенностью журнала является верстка. Текст набирается по ширине страницы в одну колонку, сохраняя привязку верстки журналов по изучению географии 1880х годов. В отличие от National Geographic, помимо фотографий, используются графические изображения. Фотографии отретушированы, позволяют подчеркнуть идею старины журнала, цвета менее насыщенные и контрастные.

Положительная черта данного журнала — стилистическое оформление, приближающее его к старинному изданию. Создание пространства на страницах делает чтение материала более легким. Фирменные цвета позволяют своим локальным пятном привлечь внимание к логотипу, если журнал в торговых павильонах заслоняется другими изданиями.

В условиях смены моды и конкуренции, журналы меняли подходы к своему оформлению. Журналы мод чаще меняют стиль, стремясь превзойти конкурента, зачастую делая сам журнал пустым в информационном плане, превращая его в рекламный каталог. Таким представился журнал «Космополитен». Журнал «Крестьянка», несмотря на обилие рекламы, выделяет содержательную часть, что является плюсом при покупке данного журнала и наиболее оправдывает рыночную стоимость продукции.

В изданиях научно — познавательной деятельности дела обстоят иначе, чем в журналах для женщин. Данные издания сохраняют свои истоки в оформлении, сохраняя фирменные цвета, шрифты и композицию.

Журнал «Вокруг Света» более приближен к истории. «National Geographic» отдает предпочтение оригинальному подходу в репортажной съемке, делая его более ярким и современным. Оба подхода в оформлении создают индивидуальность для каждого журнала, создавая контраст между собой.

На сравнении четырех журналов можно сделать вывод, что каждый рассмотренный журнал имеет свои нюансы, позволяющие определить фирменный стиль того или иного журнала. Во внутреннем графическом оформлении встречаются как положительные, так и отрицательные элементы. Что же касается внешнего, журналы имеют свои особенности и устоявшиеся годами оформительские подходы, как в колористическом решении, так и верстке статей, что позволяет выделить тот или иной продукт на рынке публикаций.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle