Библиографическое описание:

Береговина Н. Б. Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 410-412.

Расположенная в 8 км западнее от города Кропоткина, на высоком правом берегу реки Кубань, станица Казанская Кавказского района Краснодарского края основана в 1902 г. Свое название она получила по наименованию Казанского полка Кавказской армии, расквартированного в редуте, построенном на месте будущей станицы между 1788 и 1791гг., позже на месте бывшего Казанского укрепления осело 223 казачьих семьи.

Из казаков было образовано пять казачьих сотен. Четыре сотни располагались каждая в своей станице, а пятая в станицах Казанской и Темижбекской. Так был образован казачий полк Кавказский, центром которого в то время была станица Тифлисская [1, с. 16]

В 1912г. А. П. Косякин, показавший кубанцам свое большое умение в сооружении церквей, получил новые заказы из станиц Казанской и Славянской. [2, с. 51]

В исторической справке, предоставленной настоятелем храма Покрова пресвятой Богородицы г. Кропоткина Отцом Кассианом, упоминается о решении, принятом на станичном сходе казаков, построить две церкви взамен прежней освященной в честь Михаила Архангела, находившейся в центре станицы Казанской и разобранной в связи с ее малой вместимостью всех православных жителей поселения.

По проекту архитектора А. П. Косякина, на восточной и западной стороне станицы Казанской возвели одновременно два храма, освященных в честь великомученика Георгия Победоносца и Святой Троицы, церкви строили на пожертвования казаков и сельчан.

Один из архивных источников, церковная ведомость 1916г., составленная для храма во имя Святой Троицы, свидетельствуют, что западная каменная церковь в честь Святой Троицы, была построена в станице Казанской в 1915г. и освящена в том же году 24 июня его Преосвященством Преосвященнейшим Иоанном Епископом Ейским. На тот момент, каменное здание храма было покрыто оцинкованной кровлей, но холодное, ограды при нем нет, утвари для храма недостаточно. [3, с. 127]

Однако, в сохранившемся архивном деле об освящении нового храма в станице Казанской от 14 января 1917г., имеется документ за подписью атамана вахмистра З. А. Лактина, его помощников, казначея и других должностных лиц, определяющий время завершения строительства двух кирпичных храмов; западного во имя Святой Троицы и восточного в честь великомученика Георгия Победоносца как 1914г. В контексте содержания этой бумаги, время освящения церкви во имя Святой Троицы приходится на 1916г.

Акт, приложенный к делу, гласит: «1914 года марта 9-го дня. Станица Казанская, Кавказского отдела. Я, нижеподписавшийся Областной инженер кубанской области ст. советник Кундухов в целях технического полицейского надзора по заявлению областного архитектора Косякина свидетельствовал работы по постройке двух новых каменных церквей в станице — первая на восточной стороне во имя Св.Георгия Победоносца на военном кладбище и вторая на западной стороне во имя Св.Троицы, выстроенная подрядчиком Завгородним под наблюдением инженера Косякина и нашел, что обе церкви выстроены по одному и тому же проекту, утвержденному по протоколу строительного отделения Кубанского Областного Отделения от 3 марта 1912г. за № 46 и работы произведены согласно оному, а также тех. стороны в полной мере без изменения, из материалов доброкачественных, правильно и с надлежащей прочностью, почему к открытию названных церквей для Богослужения с технической стороны препятствий не встречается и по сличению работ с актом инженера Косякина и Попова, составленных по ходу работ, видно, что замеченные недостатки исправлены, волосяные трещины заделаны штукатуркой, не увеличиваются и не представляют никакой опасности, причем ответственность за прочность работ по договору остается за подрядчиком Завгородним, почему и к учинению с ним окончательного расчета с технической стороны препятствий не встречается в чем подписью свидетельствую областной инженер Кундухов, члены строительного комитета: казак Никита Милованов, Михаил Говоров и Трофим Дылев, а за них неграмотных и за себя расписались Василий Савелов, Мит. Ловлин, Мих.Гладков, Петр Карягин, Андрей Шунин, Иван Лактин, Пав. Махоротов, Ф. Поздяков, Иван Челноков, присутствовал подрядчик И. Завгородний. Подписано атаманом З. А. Лактиным и писарем». [4, с. 5]

Георгиевская же церковь поражает своей строгостью и торжественностью. Завораживающе красив ее внутренний интерьер, в частности, иконостас. [1, с. 19]

После Великой Отечественной войны восточный храм, посвященный великомученику Георгию Победоносцу, был разрушен. В настоящее время, на памятном для жителей станицы месте, установлена часовня.

Сегодня, западный храм во имя Святой Троицы, расположенный на главной улице станицы Казанской, основная архитектурная доминанта населенного пункта. Его комплекс состоит из четырех зданий — собственно церкви, воскресной школы, служившей жильем для священника в 1920-х гг., просфорной (котельной), построенной между 1960–1970гг. и домом настоятеля, сооруженным в 1980г. Под объемом храма не имеется искусственной насыпи или естественного возвышения рельефа, внимание сосредотачивается на его обширной, вымощенной тротуарной плиткой территории, акцентированной внушительными размерами культового сооружения.

Основной объем церковного здания, вытянутый вдоль своей продольной оси, составляет в длину 28м., при ширине приближенной к 17,3м. и высоте, с учетом шатра колокольни, увенчанного луковичной главкой с крестом на граненой шее, равной около 22м.

Стилистический образ храма в честь Святой Троицы представлен эклектической версией русского стиля, использующего мотивы византийского зодчества и русской архитектуры XVII в. В экстерьере храмового здания во имя Святой Троицы в станице Казанской, прослеживаются черты свойственные типу культовой постройки, распространенной во второй половине XVII в.: основная масса церкви кубическая, двухъярусная, завершенная пятиглавием (большой барабан в центре и четыре меньших по углам сооружения), своды поддерживаются четырьмя столпами. Одной из особенностей храмового здания, является византийский след, отображенный в пирамидально выстроенной композиции храма во имя Святой Троицы, за счет первого яруса главного куба церкви, увенчанного по краям диагоналей четырьмя гранеными шатрами, второго параллелепипеда меньшего размера завершенного по углам сложно декорированными глухими шеями с главками луковичной формы и возвышающимся над ними центральным восьмигранным световом барабаном, несущим купол эклектичной формы. С каждой из четырех сторон к храму примыкают крыльца с парапетами. Парадная западная лестница, шириной почти 6м, ведет на большую площадку, верхней, третьей ступени, к порталу с полукруглой вырезкой для двери, представляющей тип веерного окна. Звонницу двухъярусной колокольни, устроенную над западным притвором, составляют восемь колоколов, первый из которых — благовестник находится здесь с 1980г., остальные семь были отлиты в 2006г. на средства прихожан и местного предпринимателя Каталей В. О., при этом средний, обычно именуемый полиелейным, появился благодаря материальной помощи оказанной бизнесменом Шестопаловым В. А. Расстояние, отодвинутой от главного объема храма на 5м. колокольни, компенсировано крытой галерей (рукавом), соединяющей две формы в объемно-пространственную композицию единого здания.

Естественное освещение церкви во имя Святой Троицы, осуществляется посредством окон полуциркульной формы, опоясывающих главный барабан, двух оконных проемов галереи (рукава), расположенных с каждой стороны ее северного и южного фасадов, световых проемов граненного алтарного выступа и колокольни, а также сложной композицией, выполненной из прорезей окон главного четверика.

Богатый наружный декор храмового здания улавливает веяние «русского узорочья». Мощный барабан, поддерживающий центральную главу, декорирован полуколонками с капителями, оканчивающимися полукруглыми завершениями, представляя замкнутую ленту своеобразных арок с перспективными прорезями стен для оконных проемов. Используются кокошники, карнизы разнообразной формы, в том числе, выполненные из натурального камня (песчаника), гзимсы, арочные пояски, кирпичная орнаментация, выложенная в форме шевронов, ромбов, крестов, дынек, сухариков, квадратов, рамок, ниш.

В арочных наличниках полукруглых оконных проемов имеется замковый камень, большие спаренные окна главного объема храма во имя Святой Троицы объединены с венчающей их круглой по форме прорезью окна полуколонками с капителями по стилистике дублирующими барабан и надоконным карнизом сложной формы. Лопатки наружных стен и столпы портала западного фасада декорированы ширинками. Восточная стена имеет граненую апсиду с расположением окон по углам алтарного выступа и акцентом на ее центральную часть с глухой нишей, тождественной по стилистике, обрамлению оконных проемов церковного здания и подчеркнутым завершением верхней части стены полукруглым кокошником, кровельное покрытие включает элементы декоративной ковки.

По характеру организации внутреннего пространства храмовое здание во имя Святой Троицы относится к типу четырехстолпного крестово-купольного храма, но с особенностью образования второй пары вертикальных опор, путем выступов, при пересечении продольной и поперечной стен, они поддерживают световой барабан с куполом, переходы к которому заполнены парусами. Разновеликие рукава четырех прямоугольных параллелепипедов, перекрытых цилиндрическими сводами и ориентированных по сторонам света, примыкают к главному кубическому объему храма. В храмовом сооружении, западный притвор имеет плоское потолочное перекрытие и два вспомогательных помещения, за дверью одного из которых скрыта лестница, ведущая в звонницу колокольни.

Интерьер храма во имя Святой Троицы почти ничего не сохранил от первоначального убранства, за исключением деревянного пола с толщиной доски равной 7–8 см. и мраморного обрамления иконостаса, в котором частично находятся иконы, перенесенные из разрушенного в 1970-е годы храма великомученика Георгия Победоносца. Имя мастера, работавшего над созданием иконостаса, утрачено. Размеры икон при установке в иконостас косвенно подтвердили предположение, что оба храмовых здания были идентичны не только своим экстерьером, но так же решением внутреннего убранства. Двухъярусный резной иконостас, выполненный по типу пристенного, красиво декорирован колонками розового мрамора и орнаментом в виде виноградной лозы, олицетворяющей символ мирового священного древа и Иисуса Христа.

Ориентируясь на подлинники фресок, запечатленных в старинных фотографиях, и сохранившиеся фрагменты росписи стен, восстановлением живописных панно в 2010г. занимался житель станицы Павловской художник Бондарев Н. Н.

В парусах купола выполнено традиционное изображение четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, тогда как в барабане, отмечая его восемь граней, расположены филенки, обведенные круглой рамкой и травчатым орнаментом, в поле которых находятся святые лики. Роспись в куполе напоминает о небе и улыбающихся оттуда ангелах.

Арки и своды центральной части храма, находящие свое завершение в большом центральном подкупольном пространстве, соответствуют обтекаемости, сферичности пространства Вселенной, небесному своду, простертому над землей. [5, с. 82–83]

Рис. 1. Храм во имя Святой Троицы в станице Казанской


Рис. 2. Мраморный иконостас в интерьере храма во имя Святой Троицы в станице Казанской


Стены лишены фресковой росписи, в базовый монохромный цвет введен дополнительный белый, присутствующий в деталях, исполняющих обрамляющую функцию, в декоре присутствует руст, старинное бронзовое паникадило было привезено в храм из города Кропоткина. Крупная пластика объемно-планировочной структуры храма во имя Святой Троицы использована средством эстетического освоения зримых форм конструктивной структуры и ее элементов, создавая ощущение монолитности объемов.

На настоящий момент, в здании храма продолжают идти реставрационные работы, постепенно возвращающие былую первозданную красоту храму во имя Святой Троицы, составлявшую предмет гордости жителей станицы Казанской и восхищение ее гостей.


Литература:

  1. Подымов Н. Г. Станица Казанская. К 200-летию освоения. Исторический очерк. Казанская,2002.

  2. Бардадым В. П. Зодчие Екатеринодара. Краснодар,1995.

  3. СГА. Ф. 135. Оп.74. Д.1045.

  4. Там же. Оп. 75. Д. 220.

  5. Символика и устройство православного храма / сост. Г. В. Калинина. Москва,2012.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle