Библиографическое описание:

Башкова А. Ю., Данилова М. В. Анализ программ коррекции педагогически запущенных подростков // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 457-459.

Педагогическая запущенность в настоящее время приобретает все более актуальную проблему. Современное школьное обучение организует новые требования по отношению к личностным возможностям ребенка. Подросток, с одной стороны, в школьном пространстве, не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка), а, значит, проявляется в определенной позиции его личности, характеризующейся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, формируя явление педагогической запущенности.

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития.

В научно-педагогической литературе нет однозначного определения, понятия «педагогическая запущенность». Но для начала необходимо выделить главное из понятия — это «запущенность» или «запущенный». Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой рассматривает понятие «запущенный» как «оставленный без наблюдения, ухода; заброшенный, не вылеченный во время» [2].

Выделяют несколько видов запущенности:

  • социально-педагогическая запущенность; есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я«. Это состояние обусловлено социально-педагогической условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.

  • социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.

  • педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т. е. собственно педагогическую трудность ребенка и низкий уровень в учебно-познавательном процессе.

Психолого-педагогический словарь под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. А. Попова трактует понятие «педагогическая запущенность» следующим образом:

Педагогическая запущенность — это состояние формирующейся личности физически и психически здорового ребенка, при котором нарушения в процессе социализации обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер [6, с. 43].

Понятие тесно связано с такими определениями как «социальная запущенность» и «трудновоспитуемость».

Социальная запущенность — это состояние формирующейся личности ребенка, при котором нарушение и деформации процесса социализации обусловлены социально-педагогическими причинами и носят злокачественный характер [6, с. 62].

Трудновоспитуемость — такое состояние личности, которая идентифицируется с сопротивлением целенаправленным педагогическим воздействиям [6, с. 67].

При работе с педагогически запущенными подростками используются разные программы коррекции. Остановимся на более известных из них, это программы коррекционной работы: Р. В. Овчаровой, И. В. Дубровиной, И. А. Невского, Л. М. Зюбина.

Рассмотрим первую из них, это программа Р. В. Овчаровой. В «Справочной книге школьного психолога» она предлагает программу организации индивидуальной работы с педагогически запущенным ребенком, состоящую из трех основных направлений помощи.

Первое, по мнению Р. В. Овчаровой, необходимо изменение семейного воспитания ребенка: повышение психолого-педагогической грамотности родителей; активное включение родителей в воспитательный процесс; помощь родителям в воспитании; контроль над организацией режима ребенка; помощь ребенку в организации деятельности ребенка; меры по устранению нарушений семейного воспитания.

Второе, обращено на совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом: коррекция отношений педагога к ребенку, гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, рационализация воспитательно-образовательной работы в классе, взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.

Третье, направлено на помощь ребенку в личностном росте: индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер; включение ребенка в активную деятельность; негативной мотивации учения, организация успеха ребенка в условии школьной программы; руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности [5, с. 261].

Положительным моментом этой программы является то, что она основываются на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением.

В «Рабочей книге школьного психолога» под редакцией И. В. Дубровиной представлена несколько иная коррекционная программа. Она составляется в виде таблицы. Программа направлена на индивидуальную работу с педагогически запущенными, привитие готовности к учебе, способности к групповой активности. Самое главное, по мнению И. В. Дубровиной, это постепенность работы с данной категорией подростков. Средства, применяемые для работы — это игры и книги [1, с. 98].

В программе учитываются отдельные элементы психолого-педагогической работы по преодолению педагогической запущенности, но нет технологии самой работы.

И. А. Невский предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов.

На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Он знакомится с его личным делом, с условием его жизни в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.

На втором этапе выявляются достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения — это определение эффективности воздействия на данного ученика.

Четвертый этап — это включение школьников в зависимости от их интересов в различные секции, мероприятия [4, с. 203].

Положительным моментом этой программы является оказание разного вида помощи ребенку, то есть подключение различных специалистов к решению коррекционных задач.

Л. М. Зюбин, выделяет 5 этапов работы с педагогически запущенными детьми и подростками. Программа направлена на индивидуальную работу с подростком.

Первый этап, направлен на установление дружеских отношений.

Второй этап, на изучение педагогически запущенных.

Третий этап, на выявление сути проблемы, ее причин, диагностирование, прогнозирование.

Четвертый, направлен на проведение профилактических, коррекционных, реабилитационных мероприятий.

Пятый этап, анализ результатов [3, с. 175].

Положительным моментом этой программы является то, что все мероприятия не даны системно, вследствие чего педагог может спокойно включать их в свою программу.

Так же, Л. М. Зюбин, предлагает формы коррекционной работы подростков: выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе; привлечение к общественной работе; оказание помощи в организации дружеских связей; постепенное усложнение учебных и общественных заданий, оказание необходимой помощи в учебной деятельности; систематическое поощрение за успехи; изменение отношения к критике, формирование правильной самооценки; медицинская помощь; строгий контроль за соблюдением режима; осуществление мер нравственно-полового воспитания; физическое воспитание; привлечение к участию в добрых делах [3, с. 203].

Таким образом, проанализировав данные программы можно сделать вывод, что конкретной программы для коррекции педагогической запущенности подростков не существует. Изложенные выше программы Р. В. Овчаровой, И. В. Дубровиной, И. А. Невского можно рассматривать как стратегии ведения коррекционной работы и каждую из них можно применить, для исправления любого педагогически запущенного ребенка. Индивидуальный подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В программе Л. М. Зюбина можно использовать отдельные элементы, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности подростка.

Работа с педагогически запущенными подростками требует много времени, усилий. Бывает и такое, что после длительного периода работы с таким ребенком, положительного результата не видно. Это обусловлено тем, что сама эта проблема — очень многообразна и сложна, а так же очень часто данная деятельность идет не в том направлении, не эффективна, не исправляет недостатки у ребенка, а в некоторых случаях даже усугубляет их.

Если же сложить все программы в одно целое, то появляется несколько важных моментов, на что, прежде всего, необходимо обращать внимание при коррекции:

Первое, это всестороннее изучение ребенка и его развитие, выявление проблемы педагогической запущенности.

Второе, к коррекционной работе необходимо подключать всех специалистов социально-психологической службы,

Третье, коррекционная программа должна включать в себя работу не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.


Литература:

  1. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 160 с.

  2. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка // http://slovorus.ru/ (дата обращения 1.02.2013).

  3. Зюбин, Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: метод. пособие / Л. М. Зюбин — Н. Новгород.: Наука, 2005.- 240 с.

  4. Невский, И. В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей / И. В. Невский, Р. В. Овчарова. — Курган.: Наука, 2001. — 280 с.

  5. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова.- М.: Просвящение, 2002.- 500 с.

  6. Попов, В. А. Отклоняющееся поведение молодежи: Словарь- справочник / под общ. ред. В. А. Попова.- 3-е изд., испр. и доп. — Владимир: ВГПУ, 2007. — 251 с.




Обсуждение

Социальные комментарии Cackle