Библиографическое описание:

Шведова З. В. Проектная деятельность как средство формирования гражданской ответственности // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 509-511.


Проблема формирования выпускника, владеющего не только высокими ЗУН, но и мыследеятельностными способностями, позволяющими ему стать «позиционером», то есть личностью социально значимой, актуальна.

Но невозможно воспитывать других, не владея самому умениями анализировать, сравнивать, обобщать, проектировать, программировать.

Осознав необходимость в том, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики, стали не только целью обучения, но и средством образования школьника, относясь к модели выпускника МБОУ «СОШ № 9», формулирую те компетентности, которые выходят за рамки знаний, умений и навыков, но могут быть сформированы за счет предмета информатики:

  • информационно-коммуникационную компетентность;

  • способность анализировать ситуацию;

  • способность вычленять проблемы, определять средства для их решения;

  • способность планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств (планирование структуры деятельности и ее распараллеливание);

  • способность строить информационные структуры для описания объектов и систем (моделирование исследуемого процесса и используемых данных);

  • способность организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи; дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации (структурирование процесса общения).

Создаю ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и использовать возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а мне же, как учителю — проконтролировать прирост знаний и умений учащегося.

Наиболее адекватным средством создания такой ситуации становится проектный метод обучения. Он имеет ряд достоинств:

  • работа над проектом представляет собой модель производственной деятельности и, таким образом, приближает учащихся к «реальной жизни»;

  • при групповой работе учеников над проектом появляется возможность получения практически полезного продукта;

  • работа над проектом стимулирует учащихся к самообучению, поскольку, как правило, знаний, полученных на уроках, для выполнения проекта бывает недостаточно;

  • воспитательная функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с коллективом, подчиняться производственной дисциплине.

ГИПОТЕЗА:

Если ученик включен в проектную работу по предмету информатика, то этот ученик овладеет способностями самостоятельно организовывать познавательный процесс, переносить знания в новую учебную ситуацию, станет социально значимой личностью, обладающей гражданской ответственностью.

Цель проекта

Создать условия для включения учащихся в проектную деятельность через предмет информатика и ИКТ как средство формирования гражданской ответственности.

Поскольку цель преподавания предмета «Информатика и ИКТ» — это формирование информационно-коммуникационных, социокультурной компетентностей, организовала деятельность, имеющую следующий вектор движения: от информационных проектов, мультимедийных презентаций — к социальным проектам, научно-исследовательским работам.

Сегодня задача школы состоит в том, чтобы ребенок «потенциально был готов жить и работать в информационной среде, адекватно воспринимать и развивать ее» (В. В. Путин). Понимая что, социализация становится невозможной без информационной культуры, организую инновационную деятельность школьного кабинета информатики.

Как учитель информатики и ИКТ переосмысливаю цели и содержание обучения по курсу «Информатика и информационные технологии», ищу пути реализации задач предмета на всех этапах непрерывного образования, разрабатываю критерии оценки качества подготовки выпускников к жизни и труду в современном информационном обществе.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • для более глубокого восприятия учебного материала;

  • в проектной деятельности;

  • в исследовательской деятельности;

  • в презентационной деятельности;

  • в локальной и глобальной сети.

В нашей школе информатика — один из инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих ее современной и приближающей к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации.

Участие в социальных проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды: это реализованные проекты: «Политика школы в микрорайоне», участие в городской акции «Чистый город» под девизом «Мы горожане», акция «Мой подъезд- территория чистоты», акция «Автомобили, автомобили буквально все заполонили…» (Девиз: место автомобиля — на автостоянке, а не во дворе).

Результат:

  • акция «Это наш дом, нам его и беречь!»

  • повышение социальной активности обучающихся и их родителей, проявленное в создании социальных проектов;

  • созданы листовки-обращения к жителям подъездов домов, где живут дети, с призывом заботиться о городе;

  • создан фоторепортаж;

  • горожане включились в обсуждение проблемы.

Так, разработчики проектов приняли участие в конкурсах «Мой папа», «Папина улыбка». Создание сайта «Электронная Книга «Люди мужественных профессий» позволило нефтеюганскому обществу определить роль выпускников школы, их родителей, членов семьи в развитии города Нефтеюганска. Разработка мини-проектов на общую тему «Моя родословная» завершилось созданием электронного портфолио семьи. Участие в городском конкурсе-акции «Я — гражданин России» с проектом на тему «Я выбираю» объединило избирателей 12 микрорайона, представителей избирательной комиссии, обучающихся в осознании важности личного участия в создании гражданского общества.

Организуя рефлексию, вывожу обучающихся на обобщение собственного опыта не только проектной деятельности, но и участия в самоуправлении класса, школы.

Рассматривая самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника, которое способствует его личностному росту, самоопределению, развитию ответственности, самостоятельности, провела педагогическое исследование, зафиксировав результат: обучающиеся, вовлеченные в проектную деятельность на уроках информатики, освоившие различные позиции (от соисполнителя, участника деятельности — до реализатора идеи, организатора деятельности, разработчика проекта), активно включаются в самоуправление класса, школы.

Например, учащиеся стали активными участниками и организаторами таких мероприятий, как слет «Ребячьей республики», «Туристический слет», «Мастерская Деда Мороза», конкурса «Ученик года», научно-практической конференции «Академия юных», гражданско-правовой игры «Конституция — гарант прав и свобод гражданина страны», ОДИ «Детско-взрослая общность как основа развития способностей учащихся», КВН «Отцы и дети».

Авторы учебных, социальных, научно-исследовательских проектов, понимая, что самоуправление строится на принципах толерантности, сотрудничества, демократичности, выстроили отношения со значимыми взрослыми (педагогами, родителями, представителями властных структур) для достижения общественно значимых целей. Работая над исследовательским или социальным проектом, учащийся приобретает начальную профессиональную подготовку, что повысит его социальную адаптацию после окончания школы.

Критерием социальной значимости Сорокиной Анастасии, учащейся 11 класса (с ней я работала с 6 класса), стало участие в мероприятиях не только школы, но и города, округа и России.

Заслуженной наградой Анастасии был Приз главы города Нефтеюганска в номинации «Лучший обучающийся образовательного учреждения города Нефтеюганска».

Свою гражданскую позицию моя воспитанница проявила в эссе «Моя Родина — Россия» для окружного этапа «Юношеская восьмерка»:

«...Сегодня я, как и многие мои сверстники, ищу способы «обустроить Россию». Принимаю участие в социальных акциях, научно-практических конференциях. Я считаю, это необходимо. Только при условии участия в творческой, проектной деятельности мы сможем научиться выдвигать нестандартные гипотезы, отстаивать точку зрения, рационально планировать работу и, конечно, общаться с неординарными людьми, строить партнёрские отношения. Всё это нужно для того, чтобы мы наработали опыт, необходимый для полноправных членов общества, заинтересованных судьбой своей страны, стремящихся стать настоящими Гражданами России.»...

Выпускник школы Андрей Урзиков не только продолжил обучение в институте математики и компьютерных наук Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Тюменского государственного университета, но и стал обладателем премии Губернатора ХМАО-Югры для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Исследовательская деятельность, организованная в школе под моим руководством, переросла в научно-исследовательскую позицию молодого ученого, получившего два патента о государственной регистрации программ для ЭВМ. Школьная проектно-исследовательская деятельность Урзикова Андрея и стала началом научного изыскания студента, представившего работу на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике».

Работая над исследовательским или социальным проектом, учащийся осуществляет выбор, самоопределяется не только по отношению к профессии, но и формирует свою жизненную позицию. Ученик, прошедший путь разработчика учебных и социальных проектов, стал успешным гражданином.

Считаю, что мне удалось выстроить такое образовательное пространство, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха в решении учебных проблем, проблемных ситуаций, стать социально значимой личностью, обладающей гражданской ответственностью.


Литература:

  1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — Москва, НИИ школьных технологий, 2005

  2. А. И. Комашинский. Использование проектного метода в образовательном процессе. — “Практика административной работы в школе”, № 6, 2006

  3. Н.Крылова. Проектная деятельность школьников как принцип организации и реорганизации образования. — “Народное образование” № 2, 2005

  4. Леонтович А. В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Под ред. А. С. Обухова. М.: журнал «исследовательская деятельность школьников,206.С.5–15.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. /Пособие для учителей. Под ред. Асмолова А. Г. М.:Просвещение.2010. с.151.

  6. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании// http://www.researcher.ru/



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle