Формирование системы управления в современных условиях развития менеджмента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 3830 раз

Библиографическое описание:

Ломакин, А. Ю. Формирование системы управления в современных условиях развития менеджмента / А. Ю. Ломакин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6393/ (дата обращения: 19.04.2024).

С середины XX века начали развиваться новые подходы к управлению, основанные на теории систем и науки об информации. В разработке находились концепции «принятия решений», «организационного поведения», «адаптивных систем», «поведенческой теории фирмы», «теории участия», «промышленной демократии», «ситуационной теории», «теории хаоса» и другие [1]. Многие из них делают упор в своих исследованиях сразу на несколько школ. Для преодоления несоответствий деления современной теории менеджмента на отдельные школы принято выделять два направления:

  1. Рационалистическое, берущее начало от школы научного управления и административной школы, и вплоть до применения современной методологии системного и ситуационного анализа, математического моделирования и электронно-вычислительных машин;

  2. Поведенческое, берущее начало от школы «человеческих отношений», анализирующее социальную специфику организаций на основе методов, подходов и результатов таких дисциплин, как социологии и психологии.

Но именно взаимосвязь всех школ создает эффективный и профессиональный менеджмент.

Технический прогресс, развитие производства, иные социально-экономические и политические условия ставили перед теорией и практикой управления все новые проблемы.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в многообразных проявлениях [9]. В различные периоды на первый план выдвигались то одни, то другие проблемы. В 50–60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления. В 60–70-е годы возникает стратегическое планирование. В 80-е годы произошел переход передовых западных фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению.

То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента [5], и относительно новому, поведенческому, бихевиоральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».

Таблица 1

Развитие системы управления как научной дисциплины

Научные школы

Представление об объекте организации управления

Главная составляющая объекта

Вклад в методологию управления

Критерий оценки результативности управления

Научного управления

Производственный процесс

Трудовой процесс, работник как производительный фактор

Методы анализа рабочего времени и рабочих движений, нормирование труда, правила подбора и обучения рабочих и т. д.

Рост производительности труда за счет интенсификации

Административная (классическая)

Предприятие

Управленческий процесс

Принципы функционального разделения труда, модели линейной и штабной организационных структур

Рентабельность производства

Поведенческих отношений

Предприятие как социальная система

Человеческий фактор. Работник как социальный фактор

Социально-психологический инструментарий, использование приемов науки психологии и социологии в управлении человеческими отношениями

Повышение эффективности деятельности предприятия через удовлетворение интересов работников

Количественного подхода

Совокупность процессов производства и управления

Процесс управления

Методы моделирования процессов управления, разработки управленческих решений

Эффективность процесса управления

Процессного подхода

Предприятие как совокупность объекта и субъекта управления

Производственный и управленческий процессы

Методология проектирования автоматизированных систем управления

Эффективность процесса управления

Системный подход

Предприятие как открытая система

Предприятие в микро-, макросреде

Универсальные понятия и методы исследования объектов с учетом внутреннего многообразия, целостности, органической взаимосвязи их элементов и внешней среды; методология стратегического управления

Разработка и реализация глобальной стратегии предприятия

Ситуационный подход

Предприятие в микро-, макросреде

Конкретные ситуации функционирования объекта в микро-, макросреде

Операционный подход к анализу и разработке решений

Критерии глобальной оптимизации


Из таблицы 1, можно наблюдать преобразование менеджмента из «организатора» в «контролера» в системе сложного объекта, функционирующего в среде многофакторного развития.

Рассмотрим детально особенности и отличия американской и японской моделей менеджмента. Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов) [3]. Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе:

  1. цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени;

  2. основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства;

  3. организационная структура строится но функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам);

  4. решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У.Оучи в его так называемых «Теории Z» и «Теории А».

Идеальная (в смысле эффективности и интегрированности) организация, по мнению У.Оучи, не должна иметь ни официальной организационной структуры, ни какой-либо формальной структуры вообще. В качестве примера коллектива с такой структурой им приводится хорошо сыгранная баскетбольная команда [10].

Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, так необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве — основные характеристики этой модели управления [7]. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Характеристика основных типов организаций по Оучи [10].

  1. Организация типа «А» (американская модель).

  1. найм работников на относительно короткое время;

  2. индивидуальное принятие решений;

  3. индивидуальная ответственность;

  4. быстрое развитие и продвижение;

  5. механизмы явного, точного контроля;

  6. способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали);

  7. избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому.

  1. Организация типа «J» (японская модель).

  1. пожизненный найм работников;

  2. коллективное принятие решений;

  3. коллективная ответственность;

  4. медленное развитие и продвижение;

  5. механизмы косвенного контроля;

  6. способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход);

  7. холистический (целостный) подход к работнику как личности.

  1. Организация типа «Z».

  1. долгосрочный найм;

  2. коллективное принятие решений;

  3. индивидуальная ответственность;

  4. медленное развитие и продвижение;

  5. косвенный, неформальный контроль с точными формализированными критериями;

  6. умеренно специализированная карьера работников;

  7. холистический подход, включая семью.

Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

  • ставка делается на человека самореализующегося (в отличии от человека экономического и человека социального);

  • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как «клан»;

  • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе [2]. Фирма — «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды [8]. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.

Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т. п.).

Можно сделать объективный вывод, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Она должна искать свою собственную модель. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели:

  • размер фирмы;

  • характер продукции;

  • характер среды, в которой она действует.

С точки зрения последнего фактора, выделяют следующие модели управления:

  • модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;

  • модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;

  • модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;

  • модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды фирмы проблемам.

Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняются сама фирма и ее среда. Большинство американских компаний осуществляют отдельные организационные изменения не реже раза в год, а крупные реорганизации проводят каждые 4–5 лет [4]. Общее же направление эволюции — переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной степени индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. Исходя из данного утверждения, она должна иметь следующие характеристики:

  • небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированных людей;

  • небольшое число уровней управления;

  • структура, основанная на группах (командах) специалистов;

  • характер и качество продукции, графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя.


Литература:

  1. Виханский, О. С. Менеджмент. Век 20 — век 21. Сборник статей / О. С. Виханский. — М.: Экономистъ, 2004.

  2. Истомин, Е. П. Теория организации. Системный подход / Е. П. Истомин, А. Г. Соколов. — М.: Андреевский дом, 2009.

  3. Кочетков, Г. Б. Корпорация. Американская модель / Г. Б. Кочетков. — СПб.: Питер, 2005.

  4. Мардас, А. Организационный менеджмент / А.Мардас. — СПб.: Питер, 2003.

  5. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Вильямс, 2009.

  6. Огарков, А. А. Управление организацией / А. А. Огарков. — М.: Эксмо, 2006.

  7. Портер, М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? / М.Портер. — М.: Альпина, 2005.

  8. Поршнев, А. Г. Менеджмент. Теория и практика в России / А. Г. Поршнев. — М.: ФБК-Пресс, 2003.

  9. Семенова, И. И. История менеджмента / И. И. Семенова. — М.: Юнити-Дана, 2010.

  10. Хаве, С. Ключевые модели менеджмента / С.Хаве. — М.: Бином, 2007.


Основные термины (генерируются автоматически): модель управления, внешняя среда, организация типа, ситуационный подход, стратегическое управление, фирма, японская модель, индивидуальная ответственность, медленное развитие, научное управление.


Похожие статьи

Стратегическое управление деятельностью персонала

Под управлением человеческими ресурсами понимается стратегический подход к управлению людьми, как наиболее ценными активами организации, вносящими индивидуальный и коллективный вклад в достижение организационных целей компании [2...

Особенности стратегического управления | Статья в журнале...

В статье рассматривается сущность стратегического управления в организации, исследуются подходы различных исследователей в отношении проблемы стратегического управления на предприятии...

Базовые подходы к управлению и их применение в известных...

Ситуационный подход управления строится не на наборе конкретных действий, а на анализе факторов внешней и внутренней среды организации, на основе которых принимается оптимальное решение.

Обновление организационной структуры управления как...

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия. Изменения, которые происходят во внешней среде, заставляют предприятия оперативно и стратегически реагировать на них.

Сравнительная характеристика японского, американского...

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления.

Принципы организации и управления предприятиями.

Индивидуальное принятие решений и индивидуальная ответственность.

Характеристика теоретических подходов к стратегическому...

стратегическое планирование, Ресурсная концепция, внешняя среда, стратегия, стратегическое управление, стратегический менеджмент, предприятие, Гарвардская группа, ресурсный подход...

Системный подход к совершенствованию менеджмента...

‒ исторический — аккумулирование школ менеджмента (школа научного управления; школа

ситуационный — предусматривает реагирование менеджеров на меняющиеся условия среды организации; использование теории и практики системного подхода.

Система управления устойчивым развитием градообразующих...

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на объект управления в данное конкретное время.

Стратегическое управление инновационным развитием предприятий.

Современные подходы к управлению развитием...

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления

Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения.

Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

Стратегическое управление деятельностью персонала

Под управлением человеческими ресурсами понимается стратегический подход к управлению людьми, как наиболее ценными активами организации, вносящими индивидуальный и коллективный вклад в достижение организационных целей компании [2...

Особенности стратегического управления | Статья в журнале...

В статье рассматривается сущность стратегического управления в организации, исследуются подходы различных исследователей в отношении проблемы стратегического управления на предприятии...

Базовые подходы к управлению и их применение в известных...

Ситуационный подход управления строится не на наборе конкретных действий, а на анализе факторов внешней и внутренней среды организации, на основе которых принимается оптимальное решение.

Обновление организационной структуры управления как...

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия. Изменения, которые происходят во внешней среде, заставляют предприятия оперативно и стратегически реагировать на них.

Сравнительная характеристика японского, американского...

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления.

Принципы организации и управления предприятиями.

Индивидуальное принятие решений и индивидуальная ответственность.

Характеристика теоретических подходов к стратегическому...

стратегическое планирование, Ресурсная концепция, внешняя среда, стратегия, стратегическое управление, стратегический менеджмент, предприятие, Гарвардская группа, ресурсный подход...

Системный подход к совершенствованию менеджмента...

‒ исторический — аккумулирование школ менеджмента (школа научного управления; школа

ситуационный — предусматривает реагирование менеджеров на меняющиеся условия среды организации; использование теории и практики системного подхода.

Система управления устойчивым развитием градообразующих...

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на объект управления в данное конкретное время.

Стратегическое управление инновационным развитием предприятий.

Современные подходы к управлению развитием...

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления

Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения.

Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос