Библиографическое описание:

Тайгибова Т. Т. Теоретико-методологические основы антикризисного управления развитием предприятий сферы услуг // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 279-281.

Проблемы управления имеют особое значение в связи с происходящим процессом преодоления экономического и управленческого кризисов. Предприятия оказываются в условиях постоянно меняющейся экономической обстановки, в крайне нестабильных институциональных условиях, усугубляющихся нарастающими экономическими проблемами. Выдвижение на первый план задачи выживания предприятий, для чего в равной степени значимыми будут их положение на рынке, инвестиционная активность, развитие человеческих ресурсов, качество труда, финансовые результаты является особенностью современного этапа развития экономики. Внешняя среда меняется и предприятия не всегда могут адекватно реагировать на эти изменения, выбрать наиболее оптимальную стратегию развития, оценить альтернативные проекты деятельности, использовать современную информационную систему, что ведет к банкротству и росту числа убыточных предприятий.

Как способность вырабатывать пути выхода из кризиса, определять приоритетные ценности предприятия, координировать выполнение задач по обновлению предприятия и формированию соответствующих функций, обучать работников деятельности в экстремальных условиях и добиваться эффективности их труда, антикризисное управление характеризует насущную потребность предприятия в организации данного процесса. Рассматриваемое в широком смысле как целенаправленная организация совместной деятельности людей, управление имеет важнейшее значение среди всех ресурсов предприятия.

Как наиболее перспективное направление, с учетом сложившихся особенностей функционирования экономики страны особую роль должно играть антикризисное управление, поскольку именно система мероприятий по оздоровлению предприятий способна решить вопросы прекращения спада в экономике и начала подъема. Проблемы антикризисного управления имеют место на предприятиях и организациях всех отраслей, в том числе и в сфере услуг, поскольку деятельность предприятий, занятых обслуживанием населения (оказанием услуг), характеризуется большой подверженностью кризисным обстоятельствам, разрушительным влиянием факторов внешней и внутренней среды, высоким уровнем риска. Это объясняется как общеэкономическими специфическими условиями хозяйствования (трудности с получением финансовых ресурсов, в том числе кредитов, поиском надежных поставщиков, обеспеченностью компетентным и квалифицированным персоналом, использованием прогрессивной техники и новых технологий и т. п.), так и некоторыми социальными аспектами (ростом социальной напряженности в обществе, угрозой безработицы, увеличением удельного веса малообеспеченного населения).

Важнейшей целью предприятий сферы услуг в современных условиях является повышение эффективности управления путем формирования экономических, инновационных и антикризисных механизмов, способствующих адаптации предприятия к изменениям внешней среды, повышению качества услуг. Основное экономическое условие для этого — постоянное увеличение притока инвестиционных ресурсов, внедрение технологий и систем управления, которые в совокупности формируют инновационную среду процесса экономического роста предприятий сферы услуг. Привлечение частного капитала в их экономику имеет характер неопределенности и риска, предопределяя изменение принципов и подходов к формированию адекватных систем управления их деятельностью. Одним из перспективных направлений является подход, основанный на использовании инструментов антикризисного управления, ориентированных на повышение конкурентных преимуществ предприятий сферы услуг.

Главная задача руководителей предприятий — организация такого менеджмента, который будет эффективен в условиях ограничений, диктуемых полномасштабным действием механизма банкротства. Неэффективность института банкротства объясняется, с одной стороны, отсутствием методического обеспечения применения процедур несостоятельности, а с другой — недостатком арбитражных управляющих. В целом менеджмент, обеспечивающий эффективную работу в кризисном режиме, представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на перевод предприятия в иной режим работы. Ключевая характеристика этого режима — устойчивое финансовое положение. С точки зрения стратегии антикризисное управление должно создать предприятию условия для формирования в течение достаточно длительного периода конкурентного преимущества, позволяющего производить потребляемую рынком продукцию и получать достаточно денежных средств для оплаты всех своих обязательств, возникающих при ее создании и сбыте. Для того чтобы выйти из критического состояния предприятию необходимо привлечь квалифицированные кадры, способные эффективно работать в условиях переходной экономики, использовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях, пригласить профессионалов-консультантов и т. п. и решить в комплексе все проблемы предприятия, начав с совершенствования системы управления.

Для преодоления реальных проблем предприятий этого мало: их нужно решать в комплексе, с ориентацией на конечный результат, иначе отдача отдельных подсистем многократно снижается. Анализ статистических материалов, а также публикаций в периодической печати и других источниках показывает, что 85–90 % российских предприятий и современных условиях имеют потенциальные возможности повышения эффективности работы как минимум на 20–30 %, достаточные для преодоления негативных тенденций и самостоятельного перехода из критического состояния в конкурентоспособное; вопрос только в том, как реализовать этот потенциал [2, C 125].

Чаще всего ощущение близкого кризиса и понимание необходимости принятия неотложных мер (экспресс-диагностика, санация и пр.) возникают у предприятия слишком поздно, когда до краха остаются считанные месяцы. Поэтому обычно, сначала требуется быстро провести крупные изменения, притормаживающие негативные процессы, затем предпринять действия, позволяющие преодолеть тенденции и перейти к устойчивому конкурентоспособному развитию. Выделяя главное, можно следующим образом обобщить особенности рассматриваемых проблем.

  1. Ключевым фактором успеха является способность концентрации ресурсов и усилий всех подразделений предприятия на комплексном решении проблем, обеспечивающем получение общего позитивного конечного результата за минимальные сроки.

  2. Основной вклад в результат дают крупные, стратегические изменения в работе и развитии предприятия. В связи с этим в качестве методологической основы координации инновационной деятельности подразделений полезно применять методы стратегического планирования и управления.

  3. Ключом к рабочей методике являются комплексный, системный подход, технология управления по конечным результатам, применение методов стратегического планирования и управления и другие рациональные методы и подходы.

Это не означает, что нужно отменить апробированную структуру антикризисного управления. Поэтому необходимо помнить, что в классической схеме данного вида управления реализуются следующие функции (Рис. 1):

    1. анализ внешней среды и потенциальных конкурентных преимуществ предприятия. Результаты анализа служат базой для альтернативного выбора стратегии развития предприятия по критерию финансового состояния;

    2. диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия, осуществляемая на основе комплексного анализа текущего финансово-экономического состояния предприятия. Выбор методов и направлений анализа определяется необходимостью поиска эффективных способов финансового оздоровления предприятия;

    3. бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия с учетом основных аспектов реструктуризации предприятия в целом, а также дебиторской и кредиторской задолженности. В бизнес-плане предусматриваются показатели, по которым целесообразно отслеживать текущее состояние дел;

    4. организация процесса антикризисного управления как упорядочение и согласование всех процессов, происходящих на предприятии, а также выполнение мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, и их ориентация на цели финансового оздоровления;

    5. обеспечение контроля в форме систематического наблюдения за выполнением запланированных мероприятий, своевременное фиксирование отклонений фактических показателей от плановых для оперативной корректировки.

Рис. 1. Функции апробированной структуры антикризисного управления.


Антикризисное управление может базироваться на следующих основных принципах:

  1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу его существованию и связано с ощутимыми потерями капитала собственников предприятия, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей его нейтрализации.

  2. Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями для восстановления будет располагать предприятие.

  3. Адекватно реагировать на характер и степень реальной угрозы его финансовой устойчивости. Используя систему продукций нейтрализовать угрозы банкротства, которая в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект, если управленческие мероприятия являются недостаточными, или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы на управление, если управленческие воздействия являются убыточными.

  4. Полная реализация внутренних возможностей для выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

Таким образом, главное отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами. Важнейшая цель антикризисной программы — устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис. Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.

Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.


Литература:

  1. Антикризисное управление: от банкротства — к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова.-М.:Закон и право, ЮНИТИ, 2010. — 320 с.

  2. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 156 с.

  3. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление. — СПб.: Омега-Л, 2007. — 112 с.

  4. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г. А. Александрова. _ М: Изд-во БЕК, 2011. — 544 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle