Библиографическое описание:

Андреева Н. В. Основные меры пополнения доходов консолидированных бюджетов России // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 195-197.

Одной из главных задач любого государства, а так же субъектов Российской Федерации является пополнение своей доходной базы для выполнения функций жизнедеятельности региона. Но проблема, с которой сталкиваются субъекты при выполнении этой задачи, является сравнительно малый объем доходов — нехватка денежных средств, дефицитность бюджета и впоследствии государственный долг.

Для федеративного устройства России вот уже более 10 лет характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются. Предпринимаемые меры стимулирования развития территорий через особые экономические зоны (ОЭЗ), специальные федерально-целевые программы (ФЦП) и объединение регионов оказываются малоэффективными.

Решением проблемы нехватки средств могут стать меры по усилению контроля за использованием бюджетных средств, сокращение расходов на содержание государственного аппарата, концентрация расходов бюджета на затратах гарантирующих наибольшую отдачу и т. д.

Но все меняется и совершенствуется, ни что не стоит на месте, и в настоящее время предпринимаются и разрабатываются различные методы по эффективности пополнения бюджета субъектов.

Первым методом по повышению доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации является то, что в июне 2011 года члены президиума Совета законодателей приняли за основу проект решения, где Правительству РФ было рекомендовано предусмотреть меры поощрения субъектов РФ и муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику и меры воздействия, применяемые к субъектам РФ и муниципальным образованиям с низким качеством финансового менеджмента.

Вторым методом повышения доходной базы является решение проблем земельного налога и государственной регистрации всех существующих объектов недвижимости, необходимо организовать тесное взаимодействие органов регистрации, налоговых органов и органов местного самоуправления. Пробелом в законодательстве можно считать отсутствие сроков государственной регистрации объектов недвижимого имущества. В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от № 122 — ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации из чего следует, что месячный срок, отнесенный данной нормой к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество. Срок подачи заявления о государственной регистрации необходимо закрепить в Законе № 122 — ФЗ, дополнив ст. 4 этого закона п. 3, изложив его в следующей редакции: «Граждане обязаны представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документы для государственной регистрации в месячный срок со дня приобретения ими права на данное недвижимое имущество».

Кроме того необходимо внести изменения и в ст. 116 Налогового кодекса РФ «Нарушение срока поставки на учет в налоговом органе» предусматривающий ответственность за уклонение от государственной регистрации недвижимого имущества, что позволит начислять штрафы за подобные нарушения, урегулировать порядок взимания налогов и, как следствие, увеличить поступления от них в бюджет.

Указанные меры позволят более эффективно проводить комплекс мероприятий налогового контроля в отношении пользователей недвижимого имущества и осуществить взыскание налога в принудительном порядке, что повлечет за собой повышение доходной базы.

Третьим методом для повышения доходов консолидированного бюджета предлагается постепенно отменять льготы по региональным и местным налогам, например, по налогу на имущество и земельному налогу. Решением проблемы здесь видится замена данного механизма налоговых льгот иными мерами государственной поддержки. Например, ряд налоговых льгот на инвестиции предприятий разумнее заменить государственными гарантиями или инвестиционными налоговыми кредитами. Преимущество кредитов перед налоговыми льготами при решении инвестиционных задач состоит в том, что в случае нерациональной реализации инвестиционного проекта льготированные средства не могут быть возвращены в бюджет, в то время как налоговый кредит возвратить в бюджет необходимо. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении налоговых кредитов устанавливают условия их предоставления, которые могут включать условие досрочной уплаты налога в случае как нецелевого, так и неэффективного использования налогового кредита.

Однако наиболее крупные налоговые льготы в отношении железных дорог, трубопровод и линий электропередачи следует сохранить с целью создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и сдерживания роста тарифов.

Четвертый метод — это стимулирующий механизм, административная оценка глав субъектов Федерации. Нужно через такие показатели как прирост валового регионального продукта, прирост инвестиций, прирост экспорта, экспортных производств территории (потому что если идет несырьевой экспорт, то речь идет о том, что на территории работают предприятия, которые конкурентоспособны) оценивать административную мотивацию, т. е. тем самым воздействовать на регионы. Когда глава субъекта Федерации приступает к своей должности, он должен разработать программу действий — что будет с регионом через пять лет. Не будет конкретных задач, не будет ориентиров для работы в субъекте, зато будет оцениваться, насколько глава субъекта выполнил свою программу, когда начал работать. Можно создать рейтинг успешности регионов, включая взаимосвязь с личным успехом главы субъекта Федерации.

Пятый метод — повышение доходной базы с помощью налоговых доходов является повышением ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, а так же с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством налоговые платежи по НДС зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме по базовой ставке 18 % и распределения НДС в пользу регионов не предусмотрено. Если перейти к политике распределения НДС в равных долях между центром и регионами, то это могло бы хоть не много решить проблему доходной базы некоторых регионов и уменьшить число дотационных субъектов, увеличив число субъектов-доноров. Например, в США налог с продаж (аналог российского НДС) является налогом штата, и доходы от этого налога полностью зачисляются в бюджет штата. В Германии, которая по административно-территориальному устройству является федерацией, поступления НДС распределяются практически поровну между федеральным бюджетом и бюджетами земель: 50,5 % — в федеральный бюджет, 49,5 % — в бюджеты земель. Похожая фискальная политика проводится и Австрией. В Канаде некоторые регионы получают НДС, а некоторые — налог с продаж.

Политику распределения НДС в пользу региональных бюджетов проводить надо, ибо это приведет к заметному оздоровлению российской экономики.

Шестой метод совершенствования помимо изменения налогового законодательства это разработать меры по стимулированию регионов к зарабатыванию, т. е. чтобы регионы не ждали помощи с центра, а начали развивать свою доходную базу. Предполагается создать специальный фонд экономического стимулирования объемом 10–20 млрд. руб. На средства из фонда могут рассчитывать только 20 самых лучших регионов РФ, которые достигли результатов по приросту инвестиций в несырьевой сектор, по росту налоговых доходов от несырьевого сектора, по росту промышленного производства тоже от несырьевого сектора. Полученные средства из фонда пойдут на погашение кредитов, взятых на инфраструктурные мероприятия под инвестиционные проекты с высокой долей добавленной стоимости от обрабатывающих отраслей промышленности, а так же на аналогичные новые проекты.

Надо больше дать полномочий регионам, причем больше полномочий которые в части координации разрешительных процедур по открытию бизнеса, по стимулированию развития бизнеса, по упрощению открытия бизнеса.

Для получения дополнительных доходов консолидированного бюджета субъектов так же нужно создавать благоприятный инвестиционный климат, для привлечения потенциальных инвесторов в свой регион.

Приток инвестиций приведет к развитию регионов. Например, Летняя Универсиада в Казани в 2013 году, Зимние Олимпийский игры в Сочи в 2014г, Чемпионат Мира по футболу в 2018 году в тринадцати городах России. Все эти мероприятия мирового уровня привлекают инвестиции в регионы — строятся дороги, аэропорты, гостиницы, стадионы, развивается туризм и все это никуда не уходит после проведения мероприятия они остаются и дальше приносят прибыль, развивают экономику регионов.

В заключение стоит отметить, что в перспективе регионам придется чаще обращаться к теме поиска методов пополнения доходов за счет собственных источников и мер по оптимизации своих расходов.

Бюджеты субъектов РФ сталкиваются с многочисленными проблемами и вопросами, которые требуют тщательного рассмотрения. От выбранного метода решения данных вопросов зависит развитие региона и жизнь его населения.


Литература:

  1. «Российская Бизнес-газета» № 776 (43) //Вместо субсидий — поощрения// 16.11.2010г

  2. Интернет-сайт «Государство» — http://state.kremlin.ru

  3. Интернет-сайт «Бюджетная система Российской Федерации» — www.budgetrf.ru

  4. Федеральное интернет издание «Капитал страны» — http://www.kapital-rus.ru

  5. Сайт РБК /Экономика/ видео «Лучше стимулировать регионы РФ, чем экономику США» — http://top.rbc.ru/economics/22/06/2011/601917.shtml?autoplay

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle