Библиографическое описание:

Науменко Л. С. Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере блог-технологии) // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 491-493.

Сегодня каждый учитель понимает необходимость использования ИКТ на своих уроках. Это соответствует духу времени, отвечает требованиям современного урока, предоставляет различные возможности учителю и обучающимся. Учителя иностранного языка не являются исключением и для обеспечения максимально эффективного процесса обучения языку, в частности, обучения иноязычному говорению, применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является оправданным.

Термин «информационно-коммуникационные технологии» является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ. Согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, «ИКТ — современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения [6].

Говоря проще, это технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет и их использование, вероятно, позволяет судить о применении ИКТ в образовательном процессе.

Обучение говорению на иностранном языке является весьма непростой задачей и значительное количество статей подтверждают это, а предлагаемые разработки уроков, внеклассных мероприятий и пр. с применением ИКТ призваны облегчить труд учителя и сделать процесса обучения иноязычному общению школьников результативным.

Сравнительно новым и не нашедшим достаточного отражения, как в литературе, так и в практике, является использование блог технологии и обучение иноязычному говорению средствами блог технологии.

Анализ журнальных статей за последние два года показывает, что эта тема была практически не освещена. Встречаются единичные попытки описания методики работы с ними. Кащук С. М., например, предлагает использование франкофонных блогов в старших классах в учебных целях, использование которых, по ее мнению, «существенно расширяет возможности общения школьников со своими сверстниками из стран изучаемого языка» [3].

Александров К. В. анализируя применение ИКТ с целью интенсификации (улучшение качества обучения за отведенное время) учебного процесса описывает некоторые из них, в частности блог, и говорит о том, что «блоги позволяют размещать информацию личного характера для общественного доступа (например, вести дневник), получать комментарии пользователей и отвечать на них» [1].

Мы полностью разделяем точку зрения Александрова К. В. и добавляем, что это только некоторые возможности блог технологии. Ее можно использовать гораздо шире.

Прежде чем приступить к описанию данной технологии в развитии коммуникативных умений обучающихся, попробуем разобраться с понятием «блог» и определить функции блогов.

Блог (с англ. «web log» — интернет страница) — веб-сайт, основное содержание которого составляют короткие записи, располагающиеся в обратной хронологической последовательности. Блог, позволяет размещать документы, изображения, мультимедиа [2].

Первые упоминания о блоге, именно в вышеназванном контексте, относятся к 1992 году, когда английский ученый Тим Бернерс-Ли начинает публиковать новости. А в 1996 году наблюдается широкое распространение блогов и регистрируется все большее количество участников, блогеров. В настоящее время весьма проблематичным является подсчет хотя бы приблизительного количества блогов и блогеров, ведь один и тот же человек может быть зарегистрирован на нескольких интернет страничках и, одновременно, являться автором и создателем нескольких реально функционирующих блогов.

Сегодня существуют блоги самой различной направленности от спортивных до политических, от бытовых (непроизводственных) до таких, которые обсуждают и решают вопросы образования, на пример. Каждый блог имеет аудиторию и ориентируется на нее, предлагая самые насущные темы. Несмотря на кажущуюся бессмысленность назначения и содержания некоторых блогов, выделены несколько функций интернет-страничек, а именно: коммуникативная функция, функция самопрезентации, функция развлечения, функция сплочения и удержания социальных связей, функция мемуаров, психотерапевтическая функция и, наконец, функция саморазвития, или рефлексии.

Кратко опишем некоторые из перечисленных функций.

Коммуникативная функция является наиболее распространенной среди блогеров. Возможность сказать о жизненно важном однажды, но при этом быть услышанным многими и в самом деле кажется привлекательной для любителя общаться.

Функция самопрезентации. В основу понятия «самопрезентация» положено 2 слова, одно из которых, «презентация», переводится с английского как «представление кому-л». и получившее известность в русском в конце XX века. «Самопрезентация» — вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Другими словами, это то, как выглядит человек и что представляет собой в глазах всего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или бытовое общение.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в форме изложения информации о себе, публикациях произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков) и обсуждении этих работ раскрывается функция самопрезентации.

Некоторые предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпрепровождения. Ситуация приобретает массовый характер, если по каким-либо причинам блогеры ограничены в других средствах развлечения, кроме интернета, и имеют достаточно свободного времени. Сюда можно отнести молодых мам, которые составляют заметную часть сообщества блогеров — им всегда есть о чём написать в свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д. Таким образом, блоги представляют собой неисчерпаемый источник развлекательного чтения и играют развлекательную роль.

Функция мемуаров. Наряду с традиционным бумажным дневником, блог, помимо новых функций, может рассматриваться и нести функцию мемуаров, места для каких-то записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой функцией полагают, что ведут дневник для себя, чтобы читать записи позже, для того чтобы отмечать важное, то, что хочется помнить. И подумать об этом позже. Авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.

И, наконец, функция саморазвития, или рефлексии, связана с тем, что блог предоставляет возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. Некоторые отмечают, что публичность дневника вынуждает их продолжать его вести, а также заставляет учиться более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять переживаемые события.

Все выделенные ранее и каждая описанная функция находят отражение в реально существующем блоге (http://techlyceum97.blogspot.com), который активно используется его создателем в работе. Автор реализует его в нескольких направлениях: как классный руководитель для ведения работы с родителями и детьми (размещение новостей в учебном заведении и классе, изменения в расписании по разным причинам, поздравления, фиксирование успехов в учебных и спортивных достижениях, оповещения о предстоящих и отчеты о проведенных мероприятиях, в том числе с размещением фотографий и клипов. У каждого родителя есть возможность не только узнать от своего ребенка, чем и как живет школа и класс, но и послушать, посмотреть, понаблюдать со стороны); как учитель-предметник на уроках иностранного языка и во внеурочное время; как методист, размещая ответы на актуальные вопросы методики преподавания языка; а также как начинающий аспирант, размещая изданные статьи и доклады выступлений на конференциях различного уровня. По мнению автора это действенный способ распространения опыта [4].

В связи со специфичностью нашей работы, а именно, использование данной технологии для развития коммуникации на иностранном языке, наиболее интересным является то направление работы интернет странички, которое реализуется учителем-предметником как средство повышения уровня иноязычных коммуникативных умений обучающихся (в списке страниц блога эта страничка называется «English»).

Блог помогает организовать процесс обучения языку и развивать иноязычные коммуникативные умения во внеаудиторное время, а также управлять самостоятельной работой обучающихся [5].

На страничке «English» в большом объеме представлены ссылки на сайты, перейдя по которым, учащиеся обнаруживают темы по основным видам речевой деятельности. Главной заслугой учителя в данном вопросе является выборка сайтов с необходимым материалом, объяснение которого характеризуется лаконичностью, понятностью, незаменимым количеством упражнений различной направленности для закрепления, а, самое главное, возможностью проверить усвоение пройденного сразу же. Контролирующая функция подчинена обучению и может быть реализована посредством автоматической проверки компьютером правильности ответа, введенного обучающимся. При неудовлетворительном результате есть возможность изучить материал еще раз и снова проделать этот же тест и/или выбрать задания другого уровня при обнаружении положительного исхода. Основным принципом обучения в этом случае является направленность на самостоятельное обучение. Это хороший вариант для болеющих и пропускающих занятия детей, а также на время карантина в учебном заведении или в период отсутствия учителя. Ведь после возобновления взаимодействия участников образовательного процесса, нет необходимости в нередко бессмысленном слиянии двух и более уроков в один, с тем, чтобы успеть вычитать положенные на данную четверть часы у одних, и попыток изучить, познать, разобраться, понять и закрепить лавину учебного материала, которая обрушивается на еще неокрепший организм других. По мнению автора, в указанном случае вопросы здоровьесбережения обучающих и обучающихся не приобретают остро выраженного характера.

Более того, учителем-предметником делается набор из интервью, рассказов, клипов, историй и пр. материала, который актуален в связи с событиями в мире или изучаемой на уроке темой. Весь необходимый материал размещается на интернет страничке и после прослушивания/прочтения/прочтения дома (часто по самым разным причинам, в том числе объективным, нет возможности использовать данный материал на уроке), обучающиеся выполняют требуемые задания. Все задания включают разного рода преобразования и трансформации предложений и словаря, ответы на вопросы, с тем, чтобы в конечном итоге создать свой собственный продукт. Это может быть интервью с тем же перечнем вопросов, но предполагающих другие ответы. Это может быть и сравнительный анализ по проблеме, и написание краткого пересказа с использованием правил «summary» или составление схемы с описанием событий в общих чертах. Кстати сказать, выделяя конкретное слово, скажем, «составление схемы» или «короткий пересказ» и делая ссылку на него, учитель предоставляет возможность обучающимся кликнуть на ссылку, взглянуть еще раз и вспомнить, как составить требуемую схему или краткий пересказ. Особенно то, что учитель может фантазировать с заданиями, отрабатывая интересующую его тему и/или предлагать каждый раз разное и новое. Опрос домашнего задания по данному материалу возможен несколькими способами: во-первых, объяснение канвы текста, во-вторых, просмотр учителем схемы и дальнейшее ее описание обучающимися, с использованием словаря на основе темы и/или изученных лексико-грамматических конструкций (это можно обговаривать с учащимися заранее, прописывая тонкости выполнения на блоге, не затрачивая времени, которого всегда не хватает, на уроке), в-третьих, обсуждение самой съемки клипа/фильма/интервью, места, действующих лиц, внешности и одежды каждого персонажа и пр.

На наш взгляд, использование в обучении иноязычному говорению блог технологии повышает уровень разговорного языка обучающихся, углубляет понимание по проблеме и использованию иноязычного словаря, обеспечивает формирование у школьников опыта различения речи разного темпа, оттенков и акцентов.

Таким образом, наряду с известными и давно зарекомендовавшими себя проявлениями ИКТ, применяемыми учителями в обучении школьников иноязычным коммуникативным умениям на уроках и во внеурочное время, использование «блог» технологии может качественно повысить и, в некоторых случаях, существенно изменить образовательный потенциал иностранного языка.


Литература:

  1. Александров, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностр. языки в школе. — 2011. — № 5. — С.15–20.

  2. Блог [Электронный ресурс]. — Загл. с экрана. — http://ru.wikipedia.org/wiki/ %C1 %EB %EE %E3.

  3. Кащук, С. М. Использование франкофонных блогов в старших классах в учебных целях // Иностр. языки в школе. — 2010. — № 3. — С.35–41.

  4. Науменко, Л. С. Блог технология в работе учителя [Электронный ресурс]. Загл.сэкрана.http://techlyceum97.blogspot.com/search/label/ %D0 %A3 %D1 %87 %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F.

  5. Науменко, Л. С. Проблема развития иноязычных коммуникативных умений одаренных школьников средствами ИКТ/ Л. С. Науменко // Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных обучающихся. Материалы Межрегиональной науч.-практ. конф. 2 декабря 2011, г. Челябинск. — Челябинск, 2011. — С. 60–67.

  6. Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342с.




Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативных умений, блог технологии, информационно-коммуникационных технологий, умений младших школьников, Развитие коммуникативных умений, коммуникативных умений младших, иноязычных коммуникативных умений, иностранного языка, материале имени прилагательного, функция саморазвития, функция самопрезентации, свете информатизации образования, образовательной программе образовательного, программе образовательного учреждения, основной образовательной программе, франкофонных блогов, коммуникативных умений одаренных, развитии коммуникативных умений, использование блог технологии, использование франкофонных блогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle