Библиографическое описание:

Вараксина В. М. Формирование нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников средствами музыкальной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 468-471.

В ряду ключевых задач начального образования в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта рассматривается не только предметная составляющая образовательного процесса, но и воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников, как приоритетное направление деятельности начальной школы. Одним из компонентов духовно-нравственной культуры является система нравственных ценностей, которые являются регуляторами поведения и деятельности человека.

Особое значение формированию нравственных ценностей придается в системе образования слабовидящих детей, поскольку данное направление призвано обеспечить эффективность социальной интеграции особого ребенка.

Особенности формирования нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников обусловлены возможными ограничениями, связанными с нарушением зрения:

  • трудностями овладения различными видами детской деятельности, что приводит к своеобразию становления личности слабовидящего ребенка;

  • трудностями распознавания и выражения эмоций слабовидящим ребенком, что обедняет его опыт эмоционального переживания духовно-нравственных ценностей, эмоционально-нравственной оценки;

  • искажением коммуникационных связей и трудностями обмена нравственными ценностями;

  • ограничением социальной практики ребенка, что приводит к недостаточности опыта оценки и переоценки нравственных ценностей, опыта решения социальных проблем на основе нравственных ценностей;

  • зависимостью слабовидящего ребенка от помощи окружающих, что ограничивает возможности развития субъектности и полноценного свободного нравственного выбора.

Дети с нарушениями зрения в состоянии усвоить нравственные ценности, основные понятия нормы и этики, но нарушение зрительного анализатора ограничивает наблюдение слабовидящего ребенка за поведением людей, а так же ограничивает их в подражании действий и поступков. Ограниченность жизненного опыта и ограниченная мобильность слабовидящего приводит к сужению возможностей усваивать нравственные ценности и расширять опыт их реализации. У детей с нарушениями зрения сформированы некоторые знания о нравственных ценностях, нормах, морали, но они часто бессистемны, неполны, а иногда ошибочны. Разрозненные, а подчас и противоречивые факты должны быть объединены в сознании слабовидящего младшего школьника. Однако при адекватной организации воспитания и обучения слабовидящего ребенка, формирование нравственных ценностей может быть практически независимым от состояния зрительного анализатора. Педагогу важно обеспечить ориентацию на сохранные анализаторы и доступные способы деятельности, расширение практики социального взаимодействия.

В изобразительном искусстве, танцах, театре слабовидящему ребенку сложно проявить себя в деятельности, так как ограничены возможности зрительного контроля. И только музыкальная деятельность не ограничивает возможности слабовидящего ребенка, позволяет обеспечить активность ребенка при освоении нравственных ценностей. Музыка как вид искусства, а в частности музыкальная деятельность способна не только приносить радость, эстетическое наслаждение, а также является способом духовного обогащения личности, так как охватывает широкий круг духовных ценностей, это — добро, красота, истина. Благодаря неограниченным возможностям музыки личность познает нравственно-этические ценности и идеалы.

Музыка одно из основных видов искусства, которое раскрывает духовные ценности, воспитывает нравственные идеалы. О развивающем воспитывающем свойстве музыки говорили философы (Г. Гегель, Ж. Руссо, А.Шопенгауэр), психологи (Б. М. Теплов, П. П. Блонский, Е. В. Назайкинский), а так же педагоги-музыковеды (Д. Б. Кабалевский, О. А. Апраксина, В. Н. Шацкая). Работы А. С. Зинурова, Е. И. Корнеева посвящены нравственному воспитанию детей средствами музыки.

Музыкальное произведение — это ценность, человек постигает эту ценность через осмысление и оценивание (М. С. Каган, М. Г. Казакина, Е. Назайкинский). Исследований, посвященных специфике музыкальной деятельности слабовидящих младших школьников недостаточно, существует несколько методических разработок практикующих педагогов.

Включение ребенка в музыкальную деятельность является основой формирования общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов. Слабовидящему ребенку музыкальная деятельность дает возможность чувственного общения, накопления чувственного опыта и самопознания. Е. В. Борякова называет интерес формирующим личностным качеством «содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке». [1]. Прослушивание музыкальных произведений, а так же их активное художественное освоение, несет в себе высокий нравственный потенциал, эстетический заряд и ценностно-смысловой ряд. Музыкальная деятельность способствует эмоциональной отзывчивости и творческому самовыражению детей с нарушениями зрения, дает опыт ценностного переживания высших эмоций (сочувствия, прощения, любви и уважения).

Мы предполагаем, что включение слабовидящего ребенка в музыкальную деятельность есть одно из необходимых условий процесса формирования нравственных ценностей у слабовидящих младших школьников, поскольку стимулирует эмоциональное переживание ребенком высших нравственных ценностей, обогащение его духовного мира, расширение опыта духовно-нравственного общения.

Музыкальная деятельность включает в себя три составляющие: слушание музыки, музыкально-исполнительская деятельность и музыкально-творческая деятельность.

П. М. Якобсон в своих исследованиях выделил стадии восприятия, формирующих слушательскую культуру [2, с. 41]. На первой стадии музыкального восприятия слушатель получает общие черты музыкального образа. Но именно неполное восприятие оставляет равнодушным ребенка к прослушанному произведению. Педагог должен помочь слабовидящему ребенку понять чувства, которые вызывает у него данное музыкальное произведение, понять отношение к услышанному. На данном этапе необходимо приветствовать даже несхожие варианты слышания музыки.

На второй стадии музыкального восприятия необходимо прослушать музыкальное произведение еще раз полностью, по необходимости его отрывки. На этой стадии слабовидящий младший школьник должен попытаться определить средства выразительности, с помощью которых композитор передает содержание музыкального произведения.

На третьей стадии музыкального восприятия повторное прослушивание музыкального произведения обогащает ранее возникшие музыкально-слуховые представления и ассоциации. Целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, становится осмысленным в процессе анализа средств музыкальной выразительности. Это помогает детям глубже и полнее осознать смысл музыкального произведения, увидеть ценность в каждом музыкальном произведении. На этой стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки слабовидящими младшими школьниками, которое окрашивается личностной оценкой и индивидуальным отношением. Именно личностно окрашенное эмоционально-образное общение с художественными образами музыкального искусства усиливает эмоциональное переживание слабовидящим ребенком нравственных ценностей, заложенных в музыкальном произведении.

С помощью музыкально-исполнительской и музыкально-творческой деятельности ценностные аспекты музыкального искусства становятся предметом активной деятельности слабовидящего ребенка. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи [2, с. 65]. Свое отношение к музыкальным произведениям ребята выражают в рисунках, составляют художественные коллажи, создают музыкальные «коллекции» из понравившейся музыки в домашнюю фонотеку.

Среди видов деятельности младших школьников хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Как указывает Д. Б. Кабалевский, это объяснимо рядом причин:

  • песенным началом российской музыкальной культуры;

  • общедоступностью (каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом);

  • адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к активным формам освоения искусства;

  • особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки [3, с. 34].

Хоровое пение — это такой вид музыкальной деятельности который позволяет слабовидящему младшему школьнику раскрыть свои музыкальные способности (слух, чувство ритма, голос), способствует творческому самовыражению, а так же в компенсации дефекта зрения. Расширение певческого репертуара способно обеспечить полноту представлений о различных моральных и этических ценностях, позволяет раскрыть самые тонкие аспекты нравственных категорий. Таким образом, активное художественное освоение музыкальных произведений несет в себе высокий нравственный потенциал, эстетический заряд и широкий ценностно-смысловой ряд.

Песенный репертуар должен быть разнообразным, но доступным для восприятия слабовидящим младшим школьником. Поэтому необходимо использовать легкие композиции, которые близки и понятны слабовидящему, постепенно усложняя материал, двигаясь в направлении интересов, а так же знаний о мире. При переходе на более сложные песни необходимо для начала пройти все стадии восприятия, что бы слабовидящий ребенок понимал, осознавал смысл произведения.

Развитие навыков импровизации служит не только основой формирования художественно-ценностного отношения слабовидящих младших школьников к окружающему миру, но и формированию ценностных представлений. Импровизация — это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей, которая ведет к раскрепощению личности, к раскрытию его внутреннего мира. Импровизация — это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения [3, с. 57]. Существуют следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.

В речевых импровизациях передается смысл и настроение произведений через эмоцию, которую оно несет. Слабовидящие дети вполне легко могут использовать речевую импровизацию, выражая свое отношение словами: радостно, тревожно, грустно и т. д., а так же вместе с преподавателем подбирать рифмы к словам и стихотворным строчкам.

Для пластической импровизации педагог должен подобрать музыкальные произведения, в которых ярко раскрывается музыкальный образ. Это поможет слабовидящим детям в выборе пластической импровизации: либо это пластическое интонирование (свободное движение рук, корпуса, головы в ритме и характере музыки) или это игра на воображаемом инструменте, а так же это могут быть попытки инсценировки сюжета песни.

Слабовидящие младшие школьники так же могут проявить себя в музыкальных импровизациях, что так же позволит детям прикоснуться к музыкальному творчеству, тем самым они проявят свое ценностное отношение к музыкальному искусству. Для этого можно использовать ударные инструменты, маракасы, а так же инструменты со звуковой основой — металлофоны, триолы.

В основе приема вокальной импровизации лежит процесс формирования у детей умения продолжить и закончить мелодию, начатую учителем, что вполне под силу и слабовидящим младшим школьникам.

Музыкально-ритмические движения — еще один вид музыкальной деятельности младших школьников. Они осуществляются в упражнениях, играх и танцах. Все указанные виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу — добиться слитности характера движения и музыки. Игра на музыкальных инструментах является хорошим союзником других видов музыкальной деятельности. Педагог может предложить слабовидящему младшему школьнику игрой на ложках сопровождать музыкальное вступление и окончание произведения, а вокально исполнить куплет и припев песни.

Все виды музыкальной деятельности направлены на включение ребенка в активное взаимодействие с музыкальным искусством. Музыкальная деятельность позволяет слабовидящему младшему школьнику самому окунуться в процесс музыкального творчества прочувствовать, воспринять и осознать музыкальное произведение. Импровизации позволяют творчески раскрыться ребенку с нарушением зрения. Игра на музыкальных инструментах помогает слабовидящему ребенку постичь смысловые основы музыкального искусства, которые выводят его на ценностные ориентиры.

Таким образом, музыкальная деятельность позволяет обеспечить обязательные компоненты формирования нравственных ценностей:

  • эмоциональное переживание нравственной ценности (эмоциональный компонент);

  • полнота и системность представлений и знаний о нравственных ценностях (когнитивный компонент);

  • свобода нравственного выбора в поведении, деятельности ребенка (поведенческий компонент).


Литература:

  1. Ительсон Л. Б. Проблемы современной педагогической психологии. М.: Знание, 1970. — 55 с.

  2. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. — М.: Просвещение, 1983. — 222с.

  3. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989. — 189 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle