Библиографическое описание:

Ефимова М. П. Состояние насильственной преступности, совершаемой в сфере семейно-бытовых отношений // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 347-351.

Насильственные преступления занимают лидирующее место в системе всей преступности. Убийства, причинение тяжкого вреда здоровью различной степени тяжести, побои, истязания, изнасилования, имущественные преступления, сопряженные с применением насилия всегда составляли большую долю в структуре преступности, что свидетельствует о высоком проценте агрессии в обществе.

Согласно официальной статистике сайта МВД РФ, в 2008 г. было зарегистрировано всего преступлений — 3209862, из них тяжких и особо тяжких — 851392. Убийство и покушение на убийство — 20056; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 45436. [11]

В отчетном периоде 2009 г. зарегистрировано всего преступлений — 2994820, на 6,7 % меньше, чем в 2008 году. Из них тяжких и особо тяжких — 796224. Убийство и покушение на убийство — 17681; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 43112. В результате преступных посягательств погибло 46,1 тыс. человек, здоровью 55,4 тыс. человек причинен тяжкий вред здоровью (+9,0 %). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных возрос до 26,6 %.

Почти каждое восьмое преступление из общего числа зарегистрированных, совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения (13,0 %). [11]

В период 2010 г. зарегистрировано всего преступлений 2628799, на 12,2 % меньше чем за аналогичный период 2009 года. Из них тяжких и особо тяжких преступлений зарегистрировано — 684347. Убийство и покушение на убийство — 15563; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 39745. В результате преступных посягательств погибло 42 тыс. человек (8,9 %), здоровью 50,8 тыс.человек причинен тяжкий вред (8,3 %). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных снизился до 26,0 %. Почти каждое шестое преступление из общего число зарегистрированных, совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения (16,6 %). [11]

В 2011 г. зарегистрировано всего преступлений 2404807, на 8,5 % меньше чем за аналогичный период 2010 года. Из них тяжких и особо тяжких преступлений зарегистрировано — 607507. Убийство и покушение на убийство — 14305; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — 38512. В результате преступных посягательств погибло 40,1 тыс.человек (4,5 %), здоровью 49,4 тыс.человек причинен тяжкий вред (2.8 %). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных снизился до 25,3 %. Почти каждое пятое преступление из общего число зарегистрированных, совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения (20,1 %). [11]

В 2012 г. зарегистрировано всего преступлений 2302,2 тыс. преступлений, на 4,3 % меньше чем за аналогичный период 2011 года. В результате преступных посягательств погибло 38,7 тыс. человек (-3,4 %), здоровью 50,6 тыс. человек причинен тяжкий вред (+2,4 %). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных сократился с 25,3 % по сравнению с 2011 г. до 24,8 %. Каждое четвертое преступление из общего число зарегистрированных, совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения (25,1 %). [11]

Основная масса убийств имеет бытовой характер, они совершаются в результате конфликта, который является логическим завершением длительных напряженных отношений либо совместного распития напитков. В убийстве, совершенном в состоянии опьянения, итог в известной степени случаен, неожидан (в том числе для убийцы), однако сама пьянка, приведшая к нему, закономерна. [5, С.356]

Высокая криминогенная роль пьянства в этиологии насильственных преступлений общеизвестна. Примерно 70 % тяжких насильственных преступлений против личности (убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований) и более 90 % актов уголовно наказуемого хулиганства совершается лицами, находящимися в состоянии опьянения. Значительная часть этих преступлений, особенно совершаемых в семейно-бытовой сфере, связана с хроническим алкоголизмом и алкогольной деградацией личности. [6, с.462]

В Российской Федерации на 2010 год (по данным ФГБУ «Национальный научный центр наркологии России») состояло на учете в наркологических учреждениях — 2 097692 человека; общая заболеваемость алкоголизмом (включая алкогольные психозы) в 2010 году составила 1478,1 на 100 тыс. населения; первичная заболеваемость в РФ — 108,5 на 100 тыс. [12]

Число больных алкоголизмом в России, зарегистрированных наркологической службой в 2011 г., составило 2003021 человек, или 1402,0 в расчете на 100 тыс. населения, что составляет почти 1,4 % общей численности населения. Это число включает больных алкоголизмом и алкогольными психозами. [12]

Данные по алкоголизму, опубликованные в отчете НИИ Росстата по итогам 2011 года, свидетельствуют, что фактически в стране насчитывается 12 миллионов злоупотребляющих алкоголем, около 4,5 миллиона наркоманов и пробовавших наркотики и более 1 миллиона беспризорников и детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагополучных семьях. [13]

Не менее важную криминологическую и социальную проблему представляет собой безработица, особенно, коснувшаяся трудоспособного поколения, а также в сельской местности. Этот аспект требует отдельного исследования и анализа показателей.

Общая численность безработных на январь 2012 г. составила 4,9 млн. человек. Снижение (январь 2012 г. к январю 2011 г.) — на 15,5 %. В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн. человек, в том числе 1,1 млн. человек получали пособие по безработице. Сельские жители составляли среди безработных 1 941 тыс. человек, или 39,5 %.

Безработица в значительной степени является застойной, особенно в сельской местности. Из 1,9 млн. безработных сельских жителей 42 % находились в ситуации застойной безработицы (искали работу 12 месяцев и более), из 3 млн. безработных городских жителей — 30,2 %. [14]

Согласно данным МВД РФ, в 2008 году выявлено 1256,2 тыс. лиц, совершивших преступления. Удельный вес лиц без постоянного источника дохода 60,8 %, а удельный вес ранее судимых лиц 23,8 %. [11]

В 2009 году выявлено 1219,8 % тыс. лиц, совершивших преступления, удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 60,8 % в январе-декабре 2008 года до 64,4 %, а удельный вес ранее судимых лиц — с 23,8 % до 23,9 %. [11]

В период 2010 года выявлено 1111,1 тыс. лиц, совершивших преступления (8,9 %), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 64,4 % в январе-декабре 2009 года до 65,7 %, а удельный вес ранее судимых лиц — с 23,9 % до 26,5 %. [11]

В период 2011 года выявлено 1041,3 тыс. лиц, совершивших преступления (6,3 %), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 65,7 % в январе-декабре 2010 года до 66,3 %, а удельный вес ранее судимых лиц — с 26,5 % до 28,7 %. [11]

В 2012 году выявлено 1010,9 % тыс. лиц, совершивших преступления, удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 66,4 % в январе-декабре 2011 года до 66,7 %, а удельный вес ранее судимых лиц — с 28,7 % до 32,3 %. [11]

Согласно официальной статистике, удельный вес лиц без постоянного источника дохода и ранее судимых, совершивших преступления, из года в год растет. Государству необходимо предпринять более конкретные меры по преодолению безработицы и организации социальной адаптации лиц, ранее судимых. Федеральным Законом РФ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] регулируются отношения, связанные с оказанием уполномоченными на то органами индивидуального профилактического воздействия, направленного на предупреждение совершения новых преступлений данными лицами. Названный нормативно-правовой акт в большей мере устанавливает ряд определенных запретов и ограничений, нежели дальнейшую организацию лиц, имеющих судимость. Уполномоченным органам необходимо организовать целенаправленную работу по оказанию конкретной помощи судимым лицам в социальной адаптации, разрешить вопросы не только трудоустройства, но и предоставления временного места жительства, профессиональной переподготовки и др.

Безработица, бедность, нищета порождают депривацию, пьянство, алкоголизм, ощущение ненужности, выброшенности из общества, которые выступают непосредственными причинами преступности. Одновременно идет процесс криминализации образа жизни, навязанный новыми условиями, обусловленный необходимостью физического выживания. [5, с.77]

На этом фоне высокими статистическими показателями обладает насильственная преступность, совершаемая в сфере семейно-бытовых отношений. Исследователи семейного насилия полагают, что не меньшая часть преступлений против жизни и здоровья совершаются именно в сфере семьи и быта. В этой же сфере отношений совершаются в значительной мере преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Исследователи-теоретики, а также практические работники предпочитают рассматривать данную группу преступлений отдельно от блока семейно-бытовых преступлений. Полагая, что в основу такого деления должен лежать видовой и непосредственный объекты преступного посягательства. По общепринятому мнению, «традиционными» преступлениями для сферы семейно-бытовых отношений являются такие деяния — как умышленное убийство, убийства со смягчающими вину обстоятельствами, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, побои, истязания, угроза убийством или причинением вреда здоровью и др. Тем не менее, нельзя не согласиться с мнением, что изнасилования, насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении малолетних в том же самом кругу семейных отношений, также следует рассматривать как семейно-бытовую преступность. Потому как здесь затрагиваются не только половая неприкосновенность малолетнего, его физическое и нравственное развитие, а также интересы семьи.

Причины бытового насилия не коренятся в каком то одном социальном явлении, а состоят из совокупности условий объективного и субъективного плана во всем их многообразии. Но как бы они не переплетались, все отражаются в личностных свойствах и качествах бытовых преступников, превращаясь в причину бытовых преступлений. Бытовое насилие себя воспроизводит. Насилие, направленное против детей, порождает агрессию и воспитывает жестокость, а значит, воспроизводит новых насильников. [10, с.103]

Анализируя причины и условия тяжких бытовых преступлений, связанных с насилием над личностью, с увеличением агрессии и жестокости, нельзя не заметить падение нравственных и культурных качеств значительной части малоимущего населения. Это в основном связано с увеличением пьянства, наркомании и безработицы, а также полного отсутствия условий для социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и попадающих в экстремальную обстановку выживания. Это порождает рост рецидивной преступности насильственного характера, увеличивается удельный вес преступных посягательств с глумлением над людьми, с элементами цинизма и бездушия. [10, с.88]

Семейными преступлениями наносится семье далеко не только материальный ущерб. Нередко вред бывает выражен (что чаще всего бывает) и в нанесении ущерба здоровью людей. Порой это не только влияет на психику человека, но и приводит его к нетрудоспособности, делает инвалидом, калекой. Вред бывает связан и с насильственным лишением жизни человека. Последствия преступлений отрицательно влияют также и на семейные интересы, связанные с образованием, воспитанием, формированием личности и вообще. Семейные преступления объективно направлены против семейных ценностей. Вред семейным интересам наносится уже самим фактом совершения семейного преступления. Причем от преступлений страдают не только интересы сами по себе, но и социально-экономические и иные семейные условия. Последствия семейных преступлений всегда выступают в виде определенного вреда. [3, с.74]

Основными детерминантами семейного насилия являются:

  • недостатки семейного воспитания;

  • недостатки школьного воспитания;

  • длящиеся семейные конфликты;

  • неумение разрешать конфликты мирным путем;

  • алкогольная деградация;

  • аморальное поведение самих потерпевших;

  • материальная неудовлетворенность;

  • жилищные проблемы;

  • проблемы с трудоустройством;

  • слабая работа органов опеки и попечительства, в частности по выявлению неблагополучных семей и дальнейшей организации из этих семей детей;

  • нереагирование правоохранительных органов на семейные конфликты и др.

  • психические аномалии;

  • отсутствие государственной помощи лицам, пострадавшим от насилия в семье и т. д.

Не менее актуальной проблемой является предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений.

Государство предпринимало и предпринимает различные меры, направленные на сдерживание роста преступности и минимизации ее последствий. Однако в условиях противоречивого государственного и общественного развития в настоящее время реально действующим средством борьбы с преступностью, к сожалению, выступают уголовная ответственность и наказание, т. е. «силовые» методы. Но, как свидетельствует опыт, эти методы в сущности своей противоречивы, сдерживая преступность, но способны породить и порождают новые сложные негативные проблемы. [9, с.49]

В России вопросам защиты детей от семейного насилия практически уделяется крайне мало внимания, несмотря на обилие по этой проблеме законов и целевых программ. Все они в большинстве разделов и пунктов носят декларативный характер, практически претворяясь в жизнь лишь в экспериментальном порядке. [10, с.113]

Необходимо принятие общероссийского основополагающего акта, определяющего основы системы профилактики. Его отсутствие сдерживает и принятие иных важных для развития этой системы нормативных правовых актов, в том числе об участии общественности в обеспечении правопорядка и законности. Кроме того, необходимо принятие и таких федеральных законов профилактической направленности, как о прекращении насилия в семье, о социально-правовом контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, об оказании им помощи в социальной адаптации и др. [9, с.49]

Особое внимание следует уделить социальным мерам предупреждения семейного насилия.

Пропаганда государством здорового образа жизни, уважительного отношения к личности, сострадания, взаимопомощи и т. п.

Совершенствование деятельности СМИ, прекращение трансляции культа насилия. Усовершенствование досуга населения, в первую очередь несовершеннолетних. Массовая доступность различных спортивных секций, бассейнов, тренажерных залов и т. п. Многие семьи просто не в состоянии оплачивать посещение их детьми зачастую дорогих досуговых мероприятий.

Требует совершенствования работа участковых уполномоченных полиции с населением, работа инспекторов по делам несовершеннолетних, деятельность органов опеки и попечительства. Участковые уполномоченные органов полиции должны своевременно реагировать на поступающие сигналы от «потенциальных» жертв семейного насилия.

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений. Важную профилактическую роль в этом плане играют нормы Особенной части УК РФ с так называемой двойной превенцией. Эти нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку для совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм — против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования. Эффективность их профилактического воздействия связана главным образом с обеспечением своевременности ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных преступлений. Более 10 % убийств можно было бы предотвратить, если бы своевременно применялась норма об ответственности за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью. [7, с.123]

Необходимо создать различные Центры помощи пострадавшим от насилия в семье. Такие Центры должны оказывать психологическую и юридическую помощь пострадавшим, по возможности предоставлять временное жилье, а также помощь в социальной реабилитации.

В России нет соответствующего законодательства и служб, которые бы осуществляли профилактику домашнего насилия, коррекцию поведения преступника, дальнейший надзор за ним и за семьями, находящимися в опасном положении. Из-за отсутствия своего жилья потерпевшие продолжают проживать совместно с преступником и вести с ним общее хозяйство. В России всего 21 кризисный центр для женщин на 200 мест, при необходимости в 15000 мест. [11, с.14]

В силу особой сложности внутрисемейных отношений оказать эффективную помощь в предупреждении семейного насилия может только опытный психолог и другие специалисты этой области. Поэтому для успешного предупреждения насилия в отношении женщин в семье необходимо создавать реабилитационные службы (центры) социально-психологической помощи семьям с нарушенными эмоционально-психологическими взаимоотношениями между ее членами, женщинам и детям, подвергающимся насилию в семье. Подобные службы будут способствовать устранению неблагоприятного эмоционально-психологического климата в семье, конфликтных отношений между ее членами, снижению эмоциональной напряженности в их отношениях за счет осмысления сложившейся ситуации и поиска путей ее разрешения. Указанные службы необходимо создавать при каждой районной администрации с подчинением областной службе (службе субъекта РФ). [4, с.39]

В США, Германии, Японии и ряде других стран повсеместно действуют программы специализированной помощи жертвам преступлений, включающие меры оказания необходимой медицинской и психологической помощи, материальную поддержку для наиболее нуждающихся, услуги правового характера, в том числе по установлению опеки над потерпевшими в период следствия и судебного процесса. Подобные меры, к сожалению, отсутствуют в России, и это связано с тем, что защита жертв преступлений по разным причинам до сих пор не в полной мере вписывается в национальную уголовную политику. Важно иметь в виду, что реализация виктимологического направления предупреждения преступности во многом зависит от масштабных правовых, социальных и организационных изменений в обществе в отношении жертв преступлений. Для развития в России виктимологической профилактики необходимо:

  • разработать виктимологическую идеологию, направленную на переориентацию общества с проблем только преступника, на проблемы жертв преступлений (как на уровне простых граждан, так и на уровне сотрудника правоохранительных органов);

  • создать систему специального законодательства, направленного на обеспечение прав жертв преступлений и организацию справедливого обращения с ними. Федеральный закон РФ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [2] реализуется не в полной мере в связи с недостаточностью финансирования;

  • организовать эффективное ресурсное обеспечение деятельности правоохранительных органов по обращению с жертвами преступлений и жертвами злоупотребления властью;

  • укрепить взаимодействие между гражданами и системой уголовной юстиции. [8, с.29]

Для повышения эффективности профилактической деятельности необходимо совершенствовать формы и методы виктимологической профилактики. Это позволит охватить превентивным воздействием миллионы людей — потенциальных жертв преступлений. [9, с.49–50]

Необходимо разработать целый комплекс административных, уголовных, гражданско-правовых и социально-правовых мер предупреждения насилия в семье. Это должно стать основой политики государства в области охраны семьи и детства.


Литература:

  1. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

  2. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

  3. Боков А. В. Организация борьбы с преступностью: Монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 175 с.

  4. Ильяшенко А. Н. Насильственные преступления в отношении женщин: состояние, причины, предупреждение // Российский следователь. 2001. № 1.

  5. Клеймёнов М. П. Криминология: учебник / М. П. Клеймёнов. — М.: Норма, 2009. — 448 с.

  6. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. — М.: Норма, 2009. — 800 с.

  7. Криминология: учеб. пособие / Г. И. Богуш [и др.]; под ред. Н. Ф. Кузнецовой. — М.: Проспект, 2008. — 328 с.

  8. Окс Л. Е. Некоторые проблемы совершенствования правового обеспечения виктимологической профилактики преступлений // Российский следователь. № 5. 2009.

  9. Перминов О. Г., Кипман Н. Н. О профилактике преступлений // Российская юстиция. 2009. № 2.

  10. Сердюк Л. В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, докт. Юрид. Наук, проф. Щербы С. П. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. — 384 с.

  11. Сухарева Н. В. Домашний произвол // Новая адвокатская газета. — 2011. № 07. 16–31 марта 2011.

11. Состояние преступности // Пресс центр: официальный сайт МВД РФ [электронный ресурс]- режим доступа. — URL: http://www.mvd.ru / presscenter / statistics / reports / (дата обращения 15.01.2013 г.)

12. 3 октября 2012 года Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом // dcgb.ru [электронный ресурс] — режим доступа. — URL:http://www.dcgb.ru / news 120. html (дата обращения 12.01.2013 г.)

13. Статистика алкоголизма в России // Как бросить пить: официальный сайт [электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http: //nodrink.me / articles / statistika-alkogolizma-v-rossii / (дата обращения 15.01.2013 г.)

14. Костина М. В. Основные социально-экономические показатели Российской Федерации в 2011 году // Политическое просвещение. 2012. № 3 (68). [электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http://www.politpros.com / journal / header /? journal=119 (дата обращения 15.01.2013 г.)


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle