Библиографическое описание:

Бондарь М. А. Особенности феномена «детская общественная организация» // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 463-468.

В нашей стране на различных этапах исторического развития накоплен уникальный опыт детских общественных структур, который представлен в документах, программах, исследованиях, учебных пособиях, методической литературе. Годы реформ в нашей стране и в обществе изменили положение в детском движении. Детское движение — реально существующее явление современной России и общественной жизни.

Современные исследователи, среди них — А. В. Волохов, Л. В. Алиева, А. Г. Кирпичник, Е. В. Титова, В. А. Луков, И. Н. Никитин, Р. А. Литвак, О. С. Коршунова и другие, определяют такие понятия как «детское движение», «скаутское движение», «пионерское движение», «детское объединение», «детское общественное объединение», «детская организация» и «детская общественная организация». И схему соотношения этих понятий мы представляем так (Рисунок 1):

Рис. 1. Схема соотношения понятий «детское движение», «скаутское движение», «пионерское движение», «детское объединение», «детское общественное объединение», «детская организация», «детская общественная организация»


Рассмотрим важный для нашего исследования такой социальный институт как «детская общественная организация».

Так, В. И. Пригожин [4, с.187] определяет понятие «общественная организация» и выделяет в нём следующие особенности:

  1. Цели её вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников.

  2. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т. е. зависимостью руководства от руководимых.

  3. Членство в них даёт удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников.

Т. В. Трухачёва в своём определении [4, с.68] «детскую общественную организацию» определяет как «воспитательная организация», использующая основные механизмы социализации и воспитания.

А. В. Волохов [3, с.56–64] понимает, что «детская общественная организация» это добровольное самостоятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединяющихся.

По мнению Е. В. Титовой [10] «детская общественная организация», представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующее его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Детскую общественную организацию Р. А. Литвак [8] представляет как особую социально-педагогическую группу детей и взрослых, совместно реализующих конкретную цель, имеющую чёткую организационную структуру, способствующую личной ориентации ребёнка.

Л. В. Алиева [5, с.50] выделяет «детскую общественную организацию», в которой чётко выражается социальная, идеологическая направленность, создаваемая, как правило, взрослым сообществом, государственными структурами.

О. А. Копцева [6, с.113–120] исследуя детские общественные организации, отмечает, что члены детских общественных организаций выделяются на фоне сверстников своей общественной активностью и оптимизмом. Члены детских общественных организаций приобретают стремление к организационной и конструктивной деятельности, проявляют стремление оказать влияние на сверстников. В значимых делах члены детских общественных организациях обретают опыт общественной работы, в них активно формируются качество способствующие процессу самореализации личности.

Детская общественная организация своим существованием содействует естественному стремлению школьников к самореализации, удовлетворению их различных интересов, готовности к освоению социальных ролей и наследия, имеет подтверждающий документ — устав, в котором отражены цели, задачи, правила, структура, фиксированное членство, органы самоуправления, выборные должности кроме того в основе детской общественной организации лежит система детских структур, которая направлена на выполнение целей, задач, прав и обязанностей каждого школьника включенного в организацию.

Из всего вышеизложенного следует, что в современных условиях стали определятся идеологические ориентиры детских общественных организаций, которые впоследствии сформируют у подрастающего поколения социально-значимую жизненную позицию, которая позволит учесть интересы и нужды и тем самым произойдет становления и саморазвитие личности.

Однако как отмечает, В.Н Цепелев [11, с.79] в настоящее время нет: единого центра в России, который бы координировал и объединял усилие детских общественных организаций по формированию социально-значимых задач связанных с самореализацией личности; осуществления структурированной государственной политики в области детских общественных организаций; придания детским общественным организациям социально — значимого характера; увеличения численности детских общественных организаций.

Поэтому современные «детские общественные организации» устремлены на оказание помощи, защиту прав и интересов школьников, выявлению лидерских качеств, созданию микроклимата для их самореализации.

По мнению А. Д. Алфёрова [2, с.45] подростковый возраст «характеризуется повышенным уровнем активности, самостоятельности, желания сначала вместе с взрослыми принимать участие в разнообразных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя ответственность, заботы и обязательства перед ними». Поэтому взрослые стремятся увидеть и ощутить полезность действий школьников, привлекать к яркой социально-значимой деятельности, как это было в пионерской организации и тем самым формировать поле для самореализации с их правильными жизненными позициями.

Соглашаясь с В.Н Цепелевым [11, с.44–45], выделяем основные черты современных детских общественных организаций:

  1. Отказ от большого числа детей, поэтому срок деятельности большинства детских организаций невелик и составляет 2–3 года.

  2. Изменился статус участников детских общественных организаций от 6 до 18 лет.

  3. Вхождение взрослых в состав детских общественных организаций.

  4. Не имеют прямого отношения к партиям, но готовы к сотрудничеству, действующими в рамках Конституции РФ на условиях поддержки и защиты детства.

  5. Изменение статуса детских общественных организаций вследствие самоустранения государства от помощи и поддержки их, в противовес ситуации в советский период.

  6. Локальность и очаговость, отказ от массовости.

  7. Игнорирование участия детей в жизни общества, осуществление своей деятельности только внутри организации и только для её членов.

Детская общественная организация включает школьников в широкие общественные связи, занимает посредническую позицию между детством и обществом. Реальная возможность детской общественной организации, обусловливающая её сущность, состоит в том, что детская общественная организация объединяет качественно новые передовые социальные ценности, инициативы, опыты молодого поколения. С одной стороны сориентированы на удовлетворение потребностей утверждающейся личности, с другой — на реорганизацию окружающей действительности, совершенствование общественных отношений (Е. А. Дмитренко) [9, с.61].

Детская общественная организация открывает возможности для самовыражения, самореализации личности, содействует формированию таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях не могут получить полноценного развития (А. Г. Кирпичник) [4, с.34].

Детская общественная организация даёт возможность школьникам рефлексивно оценивать свою позицию в деятельности организации, свои отношения с другими, лидерами, отношение к себе. У школьников существует потребность в развитии самосознания, самооценки, потребность в оценке его другими. Входя в детскую общественную организацию, школьники добровольно принимают нравственные, духовные, гражданские, патриотические ориентиры своей жизни. Они бывают выражены в законах, заповедях, обычаях организации.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские общественные организации по следующим критериям: с точки зрения целей, задач и содержания деятельности; по идеологическому признаку; по степени самостоятельности, открытости, демократичности; с точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач-функций.

С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются:

  1. Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

  2. Социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);

  3. Связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лига юных журналистов» и т. д.);

  4. Детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т. д.);

  5. Культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

  6. Борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские).

По идеологическому признаку существующие детские общественные организации можно разделить на светские, религиозные, общечеловеческой направленности, узконациональной направленности.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

  1. Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнёры;

  2. Существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций или взрослых политических движений (например, экологического) [1, с.50].

С точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач-функций:

  1. Организации, которые решают как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и умения;

  2. Организации, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную практику;

  3. Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы функционирования организаций [7, с.23].

Итак, очевидно, что существует множество различных детских общественных организаций, их направленность самая разнообразная. Любой школьник может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его возможностям, потребностям и интересам.

Так на территории Белгородской области функционируют детские общественные организации по следующим направлениям (Таблица 1, Таблица 2).

Таблица 1

Детские общественные организации, функционирующие на территории Белгородской области

г. Белгород

г. Старый Оскол

г. Губкин

Белгородский дворец детского творчества городской

Станция юных натуралистов № 1 (сюн-1)

Станция юных техников

Белгородский дворец детского творчества областной

Станция юных натуралистов № 2 (сюн-2)

Юность — подростковый досуговый центр

Станция юных натуралистов № 1 городская

Станция юных техников

№ 1

Дом творчества детей и подростков

Станция юных натуралистов № 2 городская дмоу

Центр технического творчества № 2


Коммерческое, мп, ДиЮОО

Комната школьника муп ожкх

Дворец юных техников областной

Ихтис молодежно-подростковый клуб истории и культуры

Союз молодежи комитет областной

Центр детско-юношеского творчества № 1

Станция юного техника № 2

Центр детско-юношеского творчества № 2

Станция юных натуралистов областная

Центр технического творчества № 3

Центр молодежных инициатив управления по делам молодежи области


Центр культуры и творчества учащейся молодежи

Радио-фото кружок сют № 2

Станция юных техников № 1 дмоу

Станция юных техников № 2 дмоу


Таблица 2

Направления детских общественных организаций, функционирующих на территории Белгородской области


Направление

Наименование организации

1

-организуют деятельность школьников по изучению и охране природы, опытническую работу по биологии, общественно полезный труд, проводят смотры работ и слёты юннатов, традиционные массовые праздники.

Станция юных натуралистов № 1 (сюн-1) г. Старый Оскол

Станция юных натуралистов № 2 (сюн-2) г. Старый Оскол

Станция юных натуралистов № 1 городская г. Белгород

Станция юных натуралистов № 2 городская дмоу г. Белгород

Станция юных натуралистов областная г. Белгород

2

-развивает творческие способности учащихся, подготовить школьников к школе и приобщить их к увлекательному миру технического творчества, удовлетворение потребности в труде и подготовке к свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.

Станция юных техников № 1 дмоу г. Белгород

Станция юных техников № 2 дмоу г. Белгород

Дворец юных техников областной г. Белгород

Станция юного техника № 2 г. Белгород

Станция юных техников № 1 г. Старый Оскол

Центр технического творчества № 2 г. Старый Оскол

Центр технического творчества № 3 г. Старый Оскол

Станция юных техников г. Губкин

3

- изучение истории и культуры своего края

Ихтис молодежно-подростковый клуб истории и культуры

4

-эстетическое развитие дошкольников; изобразительное искусство и декоративно прикладное творчество; хореография; музыка и вокал; информационные технологии; фотография; журналистика; страноведение, английский язык; театральное творчество; физкультура и спорт.

Центр детско-юношеского творчества № 1 г. Старый Оскол

Центр детско-юношеского творчества № 2 г. Старый Оскол

Центр технического творчества № 3

г. Старый Оскол

Юность подростковый досуговый центр г. Губкин

Центр молодежных инициатив управления по делам молодежи области г. Белгород

Центр культуры и творчества учащейся молодежи г. Белгород

Дом творчества детей и подростков г. Губкин

Радио-фото кружок сют № 2

5


Коммерческое, мп, Д и ЮОО

6


Союз молодежи комитет областной


-многопрофильное учреждение дополнительного образования города Белгорода,

Образовательная деятельность Дворца детского творчества осуществляется по следующим направленностям:

  • художественная,

  • физкультурно-спортивная,

  • социально-педагогическая,

  • эколого-биологическая,

  • естественно-научная,

  • спортивно-техническая,

  • краеведческая,

  • военно-патриотическая,

  • культурологическая,

  • научно-техническая.

Реализуются приоритетные направления образовательной и воспитательной деятельности, предусмотренные Национальным проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»:

  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи,

  • работа с одарёнными детьми,

  • социализация личности ребёнка,

  • возрождение народных промыслов и ремесел,

  • интеллектуальное развитие дошкольников,

  • консолидация волонтерского движения школьников за здоровый образ жизни.

Белгородский дворец детского творчества городской


Таким образом, приоритетными на наш взгляд социально-значимыми направлениями деятельности детских общественных организаций в современных условиях являются: социально-экономическая деятельность; экологическая и природоохранная деятельность; туристическая деятельность, связанная с возрождением национальной культуры, традиций и обычаев культуры своего края; эстетическая деятельность и декоративно прикладное творчество.

Из всего вышеизложенного следует, что детская общественная организация представляет собой социально-педагогическую структуру, определяемую следующими признаками: детская общественная организация предполагает наличие определённой системы ценностей, потребностей и отношений, принципов деятельности, на основе которых строится работа организации; достижение целей детской общественной организации осуществляется в выполнении видов и форм деятельности по «ролям» и опирается на принцип иерархической соподчиненности в соответствии с социальным статусом личности; в условиях детской общественной организации школьники реализуют свои потребности и интересы в рамках направления организации и в зависимости от социальной роли, занимаемой школьником, а так же от социальных норм и ценностей, на которые ориентирована организация.

Таким образом, на основе вышеизложенных толкований и взяв за основу определение детской общественной организации Е. В. Титовой, уточняем сущность следующего определения: детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое добровольное объединение детей и разделяющих их идеи, убеждения взрослых, равноправно участвующих в социально значимой деятельности, реализующих индивидуальные и социальные потребности и отношения, имеющее выраженную структуру, регулирующую деятельность, нормы и правила, зафиксированные в уставе или другом учредительном документе и фиксированное членство.

Сущностным признаком детской общественной организации по нашему мнению является самодеятельный характер, благодаря многообразию социальных ролей школьники включаются в разнообразную управленческую деятельность и сущностной характеристикой детской общественной организации являются отношения взрослых и детей, построенные на диалоговом общении с взрослыми, являющимися членами этих организаций. Взрослые, являясь партнёрами в совместной деятельности, помогают школьникам в осмыслении нового социального опыта, в выработке адекватных способов взаимодействия с миром, ориентации в системе ценностей. Партнёрство строится на основе сотрудничества, сотворчества, сопричастности и созидания социально ценных отношений.

Таким образом, детские общественные организации как особый социальный институт решают специфические задачи по закладыванию фундамента мировоззренческих позиций подрастающего человека, что выражается в осуществлении индивидуального творческого и лидерского потенциала школьников в пространстве сегодняшней жизни, строя её, исходя из личных интересов и общественных потребностей.


Литература:

  1. Алиева, Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2000. — № 7. — с.50.

  2. Алфёров, А. Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 384с., с.45.

  3. Волохов, А. В. Вариантно-программный подход в деятельности детских общественных объединений / А.Волохов, И. Фришман // Воспитание школьников. — 2003. — № 4. — с.56–64.

  4. Детское движение: словарь-справочник / Правительство Москвы. Ком. обществ. и межрегион. связей; [ред.-сост. Т. В. Трухачёва]. — М.; Минск, 1998. — 544с., с.187.

  5. Карановский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, М. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — М.: Пед. общество, 2000. — 256с.

  6. Копцева, О. А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся / О. А. Копцева // Социологические исследования. 2005. — № 2. — с.113–120.

  7. Лебедев, Д. Н. Детское общественное движение переходного периода. Тенденции, противоречия, перспективы. // Внешкольник. — 1999. — № 5, — с.23.

  8. Литвак, Р. А. Педагогические основы деятельности детского общественного объединения в современных условиях: Дисс. …д-ра. пед. наук. — Екатеринбург. 1997. — 389с.

  9. Теория, история, методика детского движения. Информационный бюллетень. — Кострома, 2002. Выпуск 4–6. — с.61.

  10. Титова, Е.В., Трухачёва, Т. В. Они и мы (о концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций). — М.: Просвещение, 1993. — 64с.

  11. Цепелев, В. Н. Детская организация как средство формирования социально-приемлемой жизненной позиции подростков: Дис.... канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2004. — 236c., с.79.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle