Библиографическое описание:

Шагиева И. Т. Российский и зарубежный опыт управления развитием регионов в период модернизации экономики // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 302-304.

Регионализация и децентрализация стали ведущими принципами мировой политики на историческом этапе, отвечающем началу периода модернизации в отечественной социально-экономической системе, что повлияло на рост важности многоуровневого управления и существенные изменения в организации регионального уровня управления. Процессы децентрализации, которые происходят в большинстве европейских стран, сопровождаются введением и реализацией принципов совершенного управления под влиянием европейской региональной политики.

Европейский процесс институционного обеспечения опирается преимущественно на партнерство между наднациональными органами ЕС и государствами-членами; в первую очередь, их национальными правительствами, но с обязательным привлечением региональных и местных органов власти. Таким образом, начала формироваться «интегрированная» модель реализации европейской политики, где четко определяться роль и функции учреждений наднационального, национального и субнационального уровней.

В европейских странах децентрализация играет значительную роль в принципах построения социально-экономического развития. Текущая тенденция устранения границ европейских государств обусловлена объединением в мощный наднациональный союз. Это дает толчок проявлениям политико-географической закономерности, где процесс объединения государств сопровождается фрагментацией их собственных территорий, новым развитием идентичности в регионах, которые представляют эти государства. Размывается «срединный» уровень отдельных стран, и на первый план выходят, с одной стороны, наднациональные структуры и механизмы, а с другой стороны — его «атомы» — регионы. Именно региональные ячейки превращаются в основные звенья европейского политического пространства, формируя т. н. «Европу регионов» [1, с. 47–69; 2, с. 113].

Практически во всех европейских странах в системе центральных органов власти созданы и действуют учреждения, которые непосредственно занимаются региональным развитием. Так, в Венгрии функционирует Национальный Совет регионального развития и Министерство окружающей среды и региональной политики и Национальный совет регионального развития. Основной задачей Национального Совета регионального развития является подготовка соответствующих законопроектов, правительственных решений, гармонизация деятельности отраслевых министерств, других государственных учреждений, администрирование деятельности организаций, которые занимаются пространственным развитием, участие в составлении региональных программ развития. В состав Совета входят представители окружных советов развития, президент национальной коммерческой палаты, министры окружающей среды и региональной политики, первые лица других министерств, представители мэра Будапешта, профсоюзов, национальные ассоциации муниципалитетов, президенты Инвестиционного банка, Фонда развития предприятий, Венгерской Академии Наук.

В рамках своей социалистической модели Китай сохраняет обычную для нас многоуровневую систему национально-территориальных автономий, которая учитывает не только пять автономных регионов (административные единицы первого уровня), но и национальные области, уезды и волости [3, с. 60–67].

Подходы относительно социально-экономического развития США были выработаны в 18–19 вв. [4, с. 20]. Многие федеративные образования, которые возникли на основе бывших колоний, успешно получают региональную идентичность «постколониальных» регионов — настоящих субъектов федерации (США, Канада, Австралия).

В процессе формирования систем управления в Европе большое значение получил территориальный фактор. С этим связаны ключевые принципы формирования политики относительно административно-территориальных единиц — принципы децентрализации и регионализации, ведь демократия может быть реализована тогда, когда местная и региональная сферы государственно-управленческой деятельности основываются на демократических началах [5, С. 21].

В большинстве зарубежных стран сложилась трехзвенная система управления территориальным социально-экономическим развитием. Наряду с центральными органами власти управленческой деятельностью занимаются крупные региональные и локальные территориальные структуры. Центральные органы территориального управления осуществляют макрорегулирование процессов социально-экономического развития. Здесь же формируется законодательная среда, которая регламентирует всю деятельность в сфере территориального управления [6, с. 45–62].

Так, практически во всех европейских странах в системе центральных органов власти созданы и действуют учреждения, которые непосредственно занимаются региональным развитием. Так, в Венгрии функционирует Национальный Совет регионального развития и Министерство окружающей среды и региональной политики и Национальный совет регионального развития. Основной задачей Национального Совета регионального развития является подготовка соответствующих законопроектов, правительственных решений, гармонизация деятельности отраслевых министерств, других государственных учреждений, администрирование деятельности организаций, которые занимаются пространственным развитием, участие в составлении региональных программ развития.

Важным фактором системы государственного регулирования территориального развития в странах ЕС выступают намерения учитывать социально-экономические интересы разных субъектов с учетом государственных и региональных приоритетов. В связи с этим применяются разные формы и методы стимулирования регионального развития.

В практике США накоплен значительный опыт создания и функционирование агентств регионального развития. Наиболее распространенной является такая организационная форма агентства регионального развития, как государственная инвестиционная корпорация. В основу ее деятельности была положена политика концентрации государственных инвестиций, которые направлялись на развитие городов, а последние, в свою очередь, осуществляли бы положительное экономическое влияние на отсталую экономическую периферию.

В Бельгии создаются региональные инвестиционные компании, которые выполняют такие функции: стимулируют создание, реконструкцию и расширение частных фирм, оказывают содействие созданию новых государственных компаний. Существуют также региональные корпорации развития, которые управляют региональными банками данных, поддерживают секторальные интересы и принимают участие в управлении фирмами, которые попадают в трудные ситуации.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективное решение проблем регионов и поддержка их развития требует законодательного закрепления и реализации системы целенаправленных мероприятий государственного стимулирования регионального развития. Так, стимулирующие мероприятия региональной политики во всех странах Европейского Союза регулируются соответствующим законодательством, как правило, связанным с мероприятиями ЕС. В некоторых странах (в Италии, Германии и Испании) основные цели региональной политики закреплены Конституцией.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективное решение проблем регионов и поддержка их развития требует законодательного закрепления и реализации системы целенаправленных мероприятий государственного стимулирования регионального развития. Так, стимулирующие мероприятия региональной политики во всех странах Европейского Союза регулируются соответствующим законодательством, как правило, связанным с мероприятиями ЕС. В некоторых странах (в Италии, Германии и Испании) основные цели региональной политики закреплены Конституцией.

Региональные корпорации широко применяются в таких странах, как Италия, Бельгия, Нидерланды, а также США и Канада; они функционируют в форме инвестиционных компаний и региональных целевых фондов. Основателями инвестиционных компаний выступают органы общегосударственного и регионального управления.

Применяя финансово-кредитные методы, инвестиционные компании оказывают содействие образованию, реконструкции и расширению частных и муниципальных предприятий и организаций. Предоставляя финансовую поддержку, принимая участие на паевых началах в технико-технологическом переоборудовании предприятий, которые оказались в сложном финансово-экономическом положении, эти компании обеспечивают обновление и развитие производственной и социальной инфраструктуры хозяйственных комплексов регионов.

В Румынии функционирует Национальный совет регионального развития, координационный орган при Кабинете Министров, где представлены руководители министерств и правительственных агентств, общественных организаций, программных макрорегионов развития. Основными функциями Совета является разработка Национальной программы регионального развития, мониторинг использования средств Национального фонда регионального развития, стимулирование сотрудничества между макрорегионами и субрегионами, участие в разработке региональных программ.

Довольно важным является чешский опыт региональных реформ в плане внедрения собственной индикативной базы для разработки модели дифференциации регионов, определения их регрессивности или активности, для создания действующих механизмов и эффективных инструментов с целью преодоления региональной асимметрии.

Для проблемных регионов, где преобладают добывающие области, региональные корпорации применяются в форме региональных целевых фондов. От инвестиционных компаний они отличаются способом аккумуляции финансовых ресурсов — за счет отчислений от рентных платежей. Указанные фонды создаются в форме траста, в состав которого входит инвестиционная компания. Средства фонда увеличиваются за счет того, что вкладываются в ценные бумаги, недвижимость и т. п. Инвестиционные компании используют трастовый капитал для инвестирования проектов, которые обеспечивают социально-экономическое развитие региона.

Вышеприведенная модель практикуется как в промышленно развитых странах, так и в развивающихся, при этом как ставки, так и база отчислений существенно отличаются.

Для проблемных регионов, где преобладают добывающие области, региональные корпорации применяются в форме региональных целевых фондов. От инвестиционных компаний они отличаются способом аккумуляции финансовых ресурсов — за счет отчислений от рентных платежей. Указанные фонды создаются в форме траста, в состав которого входит инвестиционная компания. Средства фонда увеличиваются за счет того, что вкладываются в ценные бумаги, недвижимость и т. п. Инвестиционные компании используют трастовый капитал для инвестирования проектов, которые обеспечивают социально-экономическое развитие региона.

Как известно, Россия лишь недавно приступила к модернизации экономики, целью которой является построение экономической системы, отвечающей требованиям современного демократического общества с отходом от сырьевой ориентации, а также интенсификацией производства, освоением инновационных, конкурентоспособных на мировом уровне производств, созданием новых рабочих мест, экологизацией производства, значительным повышением доли наукоемкого производства в структуре экспорта.


Литература:

1. Фуррер Х. П. Совет Европы и принципы федерализма / Х. П. Фуррер // Вестник московской школы политических исследований. — 1996. — № 6. — С. 47–69.

2. Иванов И. Д. Европа регионов / И. Д. Иванов. — М., Международные отношения, — 1998. -192 с.

3. Макинтайр Р.Дж. Региональные стратегии в России и опыт Китая / Р.Дж. Макинтайр // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 4. — С. 60–67.

4. Аксенов К. Э. Политико-географические основы функционирования политической системы США. (Автореф.... дис. канд. геогр. наук) / К. Э. Аксенов. — Л., 1989.- 20 с.

5. Самаруха В. И. Социально-экономическое развитие в регионе: сборник научных трудов / Федеральное агентство по образованию, Байкальский гос. ун-т экономики и права, Совет молодых ученых и аспирантов БГУЭП, Иркутское отд-ние Вольного экономического о-ва; [под ред. В. И. Самарухи] — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.

7. Гаджиев Ю. А. Зарубежные теории регионального экономического роста и развития // Экономика региона. — 2009. — № 2. — С. 45–62.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle