Библиографическое описание:

Идрисходжаева Ж. Инновационный подход в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 479-481.

Я часто перечитываю слова Абдуллы Авлони: “Воспитание для нас - вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, блаженства или несчастья”. Насколько эти слова великого просветителя считались важными и актуальными для нашей нации в начале века, настолько же, даже в большей мере, они являются важными и актуальными для нас и сегодня. Учебно-воспитательный процесс – плод сознания, и в то же время считается фактором, который определяет уровень и развитие сознания человека. Следовательно, не изменив систему учебно-воспитательного процесса невозможно изменить сознание. Не изменив же сознание и мышление, невозможно достигнуть высшей цели – создания свободного и благоустроенного общества.

Ислам Каримов


В данной статье ведётся речь об инновационном подходе в учебно-воспитательном процессе дошкольников к школьному образованию. Также раскрывается роль воспитанника и педагога-воспитателя в процессе подготовки к школьному образованию. Отдельно подчеркивается значение инновационного подхода в системе учебно-воспитательного процесса, который считается основой достижения цели педагога-воспитателя при подготовке дошкольников к школьному образованию.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, инновационные технологии, дошкольное воспитание, взаимосвязь учебно-воспитательного процесса, технические средства, мастерство педагога, созидатель, инновационный процесс, интенсификация, активация, повышение качества, школьное образование.


Развитие национального образования обеспечивают педагогические технологии, которые нацелены на достижение высоких результатов путём внедрения и эффективного применения новых форм и средств в практику учебно-воспитательного процесса. Дошкольное воспитание создаёт благоприятные условия для рационального применения новых педагогических технологий, позволяющих связать отдельные элементы учебно-воспитательного процесса между собой, и, учитывая структуру и содержание этого процесса, организовать деятельность воспитанника, направить ребёнка на развитие самостоятельного мышления.

Педагогические инновационные технологии являются системой совершенствования деятельности ребёнка, опираются на передовые методы и технические средства учебно-воспитательного процесса. Эта система создаётся педагогом-воспитателем и служит для взаимосвязи ступеней учебно-воспитательного процесса.

Их цель состоит в создании форм и средств учебно-воспитательного процесса, планирования занятий, направленных на развитие моральных качеств, формируемых у воспитанника.

Роль ребёнка в учебно-воспитательном процессе, то есть требования, предъявляемые к ребёнку со стороны взрослых, считаются основным свойством педагогической технологии. Достижение эффективных результатов от занятий обеспечивается применением передовых инновационных технологий.

Таким образом, педагогические технологии применяются на основе системного подхода к образованию, в рамках которого учитываются возраст, психологические свойства, кругозор, знание, степень активности ребенка и др.

Основу деятельности воспитателя в качестве организатора, руководителя, созидателя, в данном процессе составляют его знание и мастерство, его умение использовать технические средства, способность стимулировать интерес и активность ребёнка, используя методы, ведущие к достижению гарантированного эффекта.

В последнее время, развитие педагогических инноваций связано с действиями широкой педагогической общественности, с потребностью быстрого развития системы школьного образования.

Довольно быстро широко распространилось применение новых подходов. Исходя из этого, обострилось потребность в расшифровке и интерпретации таких понятий как “новость”, “инновация”, “инновационный процесс”.

Само слово “инновация” с латинского означает обновление, исправление, введение новизны. Понятие “инновация” (из лат. In – внутри, novus – новое) ряд авторов трактовал как “применение нового”.

Как известно, понятие “инновация” широко применяется с ХIХ века. Понятие “инновация” нацелено на преемственность, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Инновации – это методы, введённые для развития внутренних ресурсов и шансов повышения качества и эффективности сознания личности.

Инновация” – понятие, означающее “введённые сызнова порядки, правила, технологии и новости”1.

Инновацией можно назвать новые методы, применяемые при решении проблем для достижения благоприятного результата, обеспечения качества и эффективности учебного процесса.

Инновации возникают в результате совершенствования педагогической деятельности, при использовании форм, методов, средств новой методики, с учетом специфических особенностей этой методики, создается подход, применяемый в учебном процессе.

Инновации приводят к определённым переменам в образовании, к обеспечению качества и эффективности развития инициативности в сфере образования.

Инновация” – это новый подход при решении проблем в определённой деятельности, обеспечение высоких результатов путём применения новых технологий в учебном процессе. Одним словом, инновационный подход является концептуальным подходом в данном процессе2.

Создание, распространение инноваций,– это комплексный процесс использования новшеств.3.

Исходя из вышесказанного, суть инновационных механизмов, используемых педагогами-воспитателями при подготовке воспитанников дошкольной ступени к школьному образованию, можно выразить в следующем порядке:

- создание творческой среды, пробуждение мотивации у детей подготовительной группы для получения дальнейшего образования в школе;

- создание социально-культурных и материальных условий для восприятия разнообразных новшеств происходящих в социальной среде;

- проведение исследований в системе образования и поддержка их механизмов со всех сторон;

- интегрирование самых перспективных и производительных проектов, оказывающих реальное действие, в систему дошкольного образования, а также внедрение накопленных инноваций в исследовательский и эксперементально-образовательный режим системы.

Исходя из влияния, оказываемого на эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, инновационные модели образования подразделяются на следующие виды:

- инновационные технологии, направленные на активацию и интенсификацию деятельности воспитанника дошкольного образования для дальнейшего его образования в школе;

- инновационные технологии, направленные на образование, эффективность управления образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях при подготовки детей к школьному образованию.

Инновационная деятельность педагога-воспитателя в учебно-воспитательном процессе дошкольников актуальна в следующих случаях:

  • для точной постановки цели учебно-воспитательного процесса;

  • при анализе нестандартных ситуаций и принятия быстрых решений;

  • при поиске приемлемых и эффективных средств решения проблем и систематизации результатов эксперимента;

  • в процессе планирования самостоятельной работы над собой;

  • в процессе контроля и анализа результатов своей работы;

  • при необходимости использования новых информационных технологий;

  • при поиске новых идей, алгоритмизации педагогических задач.

Степень формирования инновационной деятельности у педагога-воспитателя определяется наличием умений и навыков критического анализа собственной деятельности; степенью владения педагогом умением применять в своей деятельности инноваций, педагогических технологий; анализируя результаты экспериментов других исследователей-педагогов, умением применять их в практике, обмениваясь своими идеями; оказание методической помощи; владение мастерством создания авторских концепций; избегая противоречий, умение принимать правильные решения в педагогических ситуациях.

В заключение можно сказать, что в современных условиях на основе инновационного подхода в процессе подготовки дошкольников к школьному образованию, создаются возможности совершенствования содержания и методов учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В дошкольных образовательных учреждениях требуется обеспечение условий и благотворной среды для осуществления и регулярного использования педагогами-воспитателями современных форм и инновационных методов подготовки дошкольников к школьному образованию.

Следует помнить, что XXI век – это век ума и проницательности. Как писал великий русский поэт В.Брюсов: “По возможности будь впереди века, если нет возможности будь вместе с веком, но ни в коем случае не оставайся позади века”.

Педагог-воспитатель, испытывая жажду к современным знаниям, и одновременно правильно направляя интересы детей, их способности в получении образования, в первую очередь должен постоянно работать над собой и быть осведомлённым в применении информационно-коммуникационных технологий, знакомиться с новостями глобальной сети. Только в этом случае осуществится великая задача, поставленная перед системой образования, суть которой – всестороннее развитие молодого поколения, становление полноценных личностей, овладевших в будущем в полной мере какой-либо профессией.


Литература:

1. Ислом Каримов – Баркамол авлод орзуси. “Шарқ”. Тошкент – 1999йил.

2. В.И. Загвезинский «Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука», Тюмень 1990 г.

3. Педагогик атамалар лўғати. “Фан” Тошкент. 2008 йил.

4. Тарбия энциклопедияси. “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти. Тошкент-2010й.

5. Шодмонова Ш.С., Ибрагимова Г., Ҳикматова Ш. “Педагогик инноватика”. – Тошкент. “ТДПУ”, 2011йил.

6. Шодмонова Ш.С., Исянов Р., Гаппарова М. Педагогика фанидан қисқача изоҳли луғат. – Тошкент. “ТДПУ”, 2011йил.

1 Педагогик атамалар лўғати.Тошкент. Ўзбекистон Республикаси Фанлар академияси “Фан” нашриёти 2008 йил, 48 бет.

2 Шодмонова Ш.С., Исянов Р., Гаппарова М. Педагогика фанидан қисқача изоҳли луғат. – Т.: “ТДПУ”, 2011.- 85 б.

3 Шодмонова Ш.С., Ибрагимова Г., Ҳикматова Ш. “Педагогик инноватика”. – Т.: “ТДПУ”, 2011.- 106 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle