Библиографическое описание:

Наскалов В. М. Алгоритм оптимизации физического воспитания студентов вузов // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 539-543.

В статье выделяются три категории задач и видов деятельности по подготовке специалистов в вузах в процессе физического воспитания, для чего разработана блок-схема алгоритма. Для учета уровня развития основных физических качеств, физкультурной активности и спортивных достижений студентов нами использовалась система рейтингового контроля. Использование этой системы, как показали исследования, способствовало повышению физкультурной активности студентов.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, алгоритм, блок — схема, рейтинговый контроль.

Three categories of tasks and activity types concerning specialist training in the process of physical education at higher education establishments are emphasized in the algorithm has been devised. We have applied the system of rating control to take into account the level of essential physical qualities, sports activity and achievements of the students. As is shown in the research, the use of this system contributed to students physical activity improving.
Key words: students. physical education, algorithm, block-scheme, rating control.


Определение цели — важнейший системообразующий фактор в подготовке специалистов в учебных заведениях. В известной мере это отражено в квалификационной характеристике специалиста, в которой содержатся общие требования к специалисту и указания, что он должен знать и уметь. Известно, что знания никогда не существуют сами по себе, они всегда являются элементом какой-то деятельности (каких-то умений). Выход здесь в том, чтобы разработать систему задач, разукрупняющих цель. Каждая задача предполагает умение, необходимое для ее решения, каждое умение предназначается для решения той или иной группы задач, знания включены в конкретное умение [1].
В структуре модели специалиста выделяют три категории задач и видов деятельности: первая отражает особенности современного мира, вторая обусловлена особенностями общественно-политического строя страны, третья диктуется требованиями профессии, специальности. Достижение целевых установок и модельных требований специалиста принципиально изменяет подходы к определению содержания образования и обучения как интегрированного итога взаимодействия преподавателей и студентов на предметной основе профессиональной подготовки [1].
Отличительной особенностью физического воспитания студентов является многопрофильность обучения в вузе при постоянно меняющихся условиях и требованиях к подготовке специалистов. Социальный заказ и модель специалиста определяют структуру и содержание процесса его обучения в учебных заведениях, набор дисциплин учебного плана, учебных программ по этим дисциплинам, всю технологическую линию профессиональной подготовки студентов. Этот процесс должен быть органически связан с содержанием их физического воспитания, модельными требованиями к выпускникам учебных заведений и тенденцией современного развития содержания физической культуры населения всей страны. Жизненно важные качества, выработанные у студента в процессе физического воспитаниия, должны быть объективными параметрами в структуре подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Содержание процесса физическому воспитанию по профессиионально-прикладной физической подготовке (ППФП), кроме того, должно быть тесно связано с индивидуальными физическими и морфофункциональными особенностями студента. Поскольку несоответствие индивидуальных особенностей организма требованиям будущей профессии вызывает негативные последствия, как в процессе обучения, так и в последующей трудовой деятельности [1].
Методологической основой требований профессии к физическому состоянию организма является профессиональная пригодность как способность успешно овладевать и совершенствоваться в профессии, зависящая от соответствия возможностей организма требованиям профессии. Из этого вытекает необходимость тесной взаимосвязи разработки цели, задач, средств, методов как для физического воспитания, так и непосредственно ППФП студентов учебных заведений.
Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на успешность профессиональной деятельности в результате переноса двигательных навыков и умений, которые осуществляются в связи с общностью структурных и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием различных упражнений, приемов, действий. Это дает возможность в результате занятий физическими упражнениями быстрее сформировать трудовые двигательные навыки. Несомненно, что в переносе существенную роль играют также и волевые качества человека [1].
Кроме того, одним из дидактических требований заключается в том, что процесс ППФП требует, чтобы все участники были готовы к обучению. Преподаватель должен иметь максимальную информацию об особенностях профессии, требованиях, которые предъявляют к организму будущих специалистов, а также должен быть готовым к работе над конкретными профессионально необходимыми качествами специальности. В свою очередь студент должен обладать достаточной и необходимой готовностью по своим конституционно-морфологическим, физическим и психическим качествам к требованиям избранной специальности, а также овладеть суммой знаний о профессии и иметь исчерпывающие модельные характеристики молодого специалиста [2].
Система физического воспитания как многоуровневое, целостное и единое пространство представляет собой совокупность различных частей, соединений, находящихся в отношениях и связи друг с другом. Иначе говоря, это система объективных знаний, средств и методов, воспитания и образования как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Все эти связи могут быть выражены алгоритмом [2].
В любом процессе возможно описание общего метода решения поставленной задачи из рассматриваемого класса в виде словесного предписания, однозначно определяющего порядок действий. Он определяет каков первый шаг и какой шаг следует за каждым, не оставляя решающему данную задачу никакой свободы выбора очередного шага по своему усмотрению. Этот общий метод называется алгоритмом. Под алгоритмом понимается точное, понятное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Понятное предписание означает, что оно составлено так, чтобы его исполнение было однозначно осуществлено и не требовало никаких свободно принимаемых решений, чтобы были однозначно определены последовательность действий и результат. Но главным условием является то, чтобы предусмотренные предписанием действия были выполнимыми определенной категорией исполнителей, которым оно адресовано. Иначе говоря, в нашем процессе необходимо соблюдать принцип доступности, а действия студентов должны соответствовать совокупности двигательных действий, которые они умеют выполнять [3].
Существуют различные формы составления алгоритмов, такие как блок-схемы, словесное предписание, алгоритмическая запись, которая может быть приспособлена к переводу алгоритма в программу для ПЭВМ. Для системно-структурного представления процесса физического воспитания как многоуровневой системы нами разработана блок-схема алгоритма. На этой схеме блок «А» предполагает необходимость тестирования будущих студентов для определения уровня развития физических качеств и двигательных навыков, являющихся ведущими для избранной специальности, что предусматривает наличие научно обоснованных программ тестирования по физической подготовленности. Для этого необязательно всегда выполнять эти тесты, достаточно внести результаты выполнения контрольных нормативов, которые были показаны по окончании средней школы, а также выполнить некоторые тесты на компьютере по специально разработанным программам. Кроме того, этот блок предусматривает формирование банка данных об индивидуальных профессиональных склонностях, задатках и способностях абитуриентов и выпускников вузов (рисунок 1).

Рис. 1. Блок-схема алгоритма процесса физического воспитания студентов


Блок «а:= в», соответствующий команде второго вида, предусматривает сравнение результатов тестирования с должными модельными величинами и выдачу информации о степени пригодности к конкретной профессии. Блок «ав ≠ 0» является логическим блоком, от которого идут две стрелки: одна с пометкой «Да», идущая к блоку «r = 0», если по индивидуальным качествам абитуриент соответствует профессии, другая — с пометкой «Нет», идущая к блоку «ав: = r», если не соответствует. Блок «ав: = r» предусматривает с помощью дополнительных занятий доведение отстающих профессионально необходимых физических качеств студентов до соответствующего уровня с тем, чтобы выполнить требования программы тестирования или же, если невозможно выполнить данное предписание, — смену выбора специальности. Этот блок предусматривает наличие корригирующей программы для повышения результатов тестирования. Блок «r = 0» содержит программу контрольных нормативов для определения уровня физического развития и физической подготовленности, состояния отдельных систем организма студентов. Анализ результатов тестирования позволяет индивидуализировать процесс физического воспитания и рекомендовать соответствующий уровню подготовленности индивидуальный стиль жизни. Блок «Bjn + 1» является показателем суммарной оценки успешности физического воспитания в семестрах, на курсах и положения студента в рейтинге молодых специалистов. Блок «В» соответствует готовности студента к будущей профессиональной деятельности. Такой подход к организации физического воспитания студентов способствует созданию четкой образовательной системы и созданию представления, что от них требуется на данном этапе обучения и какие результаты должны быть получены.
Однако любое планирование не эффективно без разработки методов контроля. Для этой цели нами использовалась система рейтингового контроля за уровнем развития основных физических качеств, физкультурной активности и спортивных достижений студентов. Система рейтингового контроля — одна из современных организационно-методических форм контроля — находит применение в вузах. Она позволяет распределить студентов по рейтингу в учебной группе, на курсе. Это побуждает студента к стремлению подняться по рейтингу как можно выше. В дальнейшем, если этот интерес становится устойчивым, то он стимулирует стремление к самостоятельным занятиям.
В соответствии с точным смыслом английского первоисточника под рейтингом понимается «накопленная оценка». Во-первых, индивидуальный числовой показатель квалификационной оценки достижений спортсмена в каком-либо виде спорта. Во-вторых, рейтинг определяет место в классификационном списке, а, значит, ранжирование неразрывно связано с процедурой определения величины рейтинга. Рейтинг — числовой показатель, и, следовательно, для его получения требуется определенная математическая обработка баллов. Теоретической основой построения системы рейтингового контроля является учение о квалиметрии и спортивной метрологии [4]. Важной особенностью системы рейтингового контроля является достаточно высокая степень объективности метода. Традиционная система контроля знаний в вузах вступает в противоречие с требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный недостаток заключается в том, что она не в достаточной степени способствует активной и самостоятельной работе студентов.
Правильно организованная система контроля и оценивания студентов может выполнять мотивационно-стимулирующую миссию, позволит своевременно проводить коррекцию учебной деятельности. В традиционной вузовской практике это звено является одним из слабейших. Индивидуализации и дифференциации процесса обучения и контроля мешают уравнительные, усредненные методы оценивания знаний. Система рейтингового контроля — это особый тип проверки, при которой используются традиционные виды контроля (текущий, тематический, итоговый), его формы (проверка домашних заданий, тестирование, зачеты, экзамены, индивидуальные задания и т. п.) и способы (письменный, устный, практический). Новыми же, отличительными, определяющими свойствами системы рейтингового контроля являются следующие:
  • непрерывный и тотальный характер проверки (проверяются все виды учебной и внеучебной деятельности каждого студента на протяжении соответствующего периода изучения дисциплины или цикла дисциплин);
  • проверка проводится по четким правилам, заранее согласованным со студентами;
  • по результатам проверки проводится ранжирование студентов путем присвоения каждому из них персонального рейтинга;
  • при определении рейтинга в большей степени, чем обычно, используются математические и статистические методы;
  • состояние успеваемости студента отображается в текущих и итоговом рейтинг-листах [5].
Реализация указанных требований приводит к тому, что система рейтингового контроля начинает оказывать определяющее влияние на учебный процесс в целом, стимулируя использование специальных способов (методов, приемов, операций) педагогического воздействия, нацеленных на поддержку ее функционирования. Это дает основание толковать систему рейтингового контроля как образовательную технологию, при которой создаются предпосылки для дифференциации и индивидуализации, для реализации в ней развивающего принципа и деятельного подхода, для активизации самостоятельной работы студентов [5]. Общие положения, без выполнения которых эффективность образовательных технологий с использованием системы рейтингового контроля существенно снижается, можно сформулировать следующим образом:
  • определение основной цели;
  • деление учебного семестра, года на модули;
  • выбор форм и методик обучения, наиболее благоприятных для достижения цели;
  • обеспечение студентов методическими рекомендациями, учебными пособиями, инструктивными материалами, индивидуальными программами.
Следовательно, модель системы рейтингового контроля обучения представляет особую форму организации учебного процесса. Она обладает всеми признаками инновационной образовательной технологии, представляет собой саморазвивающуюся систему, основанную на деловом сотрудничестве между преподавателями и студентами. Образовательные технологии с использованием системы рейтингового контроля обладают высокой эффективностью. С их помощью удастся стимулировать учебную деятельность, максимально интенсифицировать и активизировать самостоятельную работу студентов, создать основу для дифференциации обучения, повысить уровень состязательности и здоровой конкуренции. Ее отличает высокий уровень технологичности, четкость структуры, строгий порядок исполнения. Нормальное функционирование любой системы требует управления отдельными ее элементами и всей системой в целом [5].
С этой целью в системе физического воспитания используются таблицы для контроля за физической подготовленностью студентов, что вызвано необходимостью иметь оценочные ориентиры [5]. Проблема оценки результатов сводится к решению трех задач:
  1. Сопоставление результатов разного уровня.
  2. Сопоставление результатов в разных спортивных дисциплинах.
  3. Определение норм или граничных точек, позволяющих отнести результат к одной из зон (разряд по спортивной классификации, оценки по вузовской программе).
Однако известные системы рейтингового контроля позволяют оценивать и ранжировать только учебную деятельность студентов. Использование различных таблиц для перевода разномерных результатов в баллы проблемы управления процессом физического воспитания не решает, но в какой-то мере может помочь выявить индивидуальные способности уровня физической подготовленности студентов и стимулировать их к устранению недостатков. Отличительные особенности разработанной нами системы физического воспитания, — это определение и учет не только уровня физической подготовленности, но и посещаемости занятий, своевременности сдачи зачетных нормативов, участия в соревнованиях. Использование системы рейтингового контроля, как показали исследования, способствовало повышению физкультурной активности студентов. При использовании тестов для определения уровня преимущественного развития отдельных физических качеств студенты ориентированы на достижение определенных нормативных показателей, соответствующих конкретному этапу обучения (академическому семестру). Такой подход не учитывает исходного уровня подготовленности отдельного студента и реакции его организма на физическую нагрузку, особенности его антропоморфологического типа и нервной организации, то есть не находят отражения именно индивидуальные особенности отдельной личности. К тому же тестирование дает возможность дифференцированно оценивать лишь отдельные качества, а не подготовленность и, тем более, состояние в интегральном виде. Трудность заключается в многомерности результатов, получаемых при выполнении отдельных физических упражнений. Кроме этого одной из задач физического воспитания (помимо традиционной оценки успеваемости в семестре) становится донесение до сознания студента информации о перманентном состоянии собственного организма.


Литература:

  1. Николаев, Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеко творческой сущности физической культуры / Ю. М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 4. — С. 16–23.

  2. Торхова, А. В. Модульно-рейтинговая система обучения / В. А. Торхова // Народная асвета. — 2003. — № 4. — С.13.

  3. Макаренков, Ю. А. Что такое алгоритм? / Ю. А. Макаренков, А. А. Столяр. — Минск: Народная асвета, 1989. — 127 с.

  4. Золотухин, Ю. М. Рейтинговая система: конструирование и практика применения / Ю. М. Золотухин, И. Б. Крявкина // Вышэйшая шк. — 2003. — № 6. — С. 13–16. Кожанов, В. И. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов: Дисс…канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.04. –Чебоксары: РГБ, 2007 -178 с.


Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle