Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 5762 раза

Библиографическое описание:

Кириенко, А. А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация / А. А. Кириенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 433-438. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6093/ (дата обращения: 25.04.2024).

В данной статье мы уделяем внимание следующим вопросам: 1) понятию асоциальной направленности личности и рядоположных ей терминов, 2) характеристике содержания асоциальной направленности личности, 3) имеющимся в научной литературе классификациям асоциальной направленности.

На сегодняшний день в науке сложилась традиция классифицировать личностную направленность на такие виды как социальная и асоциальная. Основанием для этого являются как внешние критерии, к которым относятся результаты деятельности личности в социальном плане, так и внутренние критерии, опирающиеся на содержание ценностно-мотивационной сферы, а также промежуточные критерии, проявляющиеся и на внешнем деятельностном уровне и на внутреннем уровне функционирования личности в виде системы отношений к себе, окружающим людям и труду.

Положительные характеристики содержания направленности личности отражают её социальный вид. Синонимичными терминами являются просоциальная, гуманистическая, общественно — гуманистическая направленность (Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, С. А. Беличева, Е. П. Ильин, И. С. Полонский, Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков, И. П. Шахова, Е. Н. Андреева).

Негативные содержательные характеристики ценностно-мотивационной сферы, в связи с наличием асоциальных установок, мотивов, убеждений, системы враждебного отношения к социальным ценностям, выступающие причиной отклоняющегося, девиантного, делинквентного поведения отражают асоциальный вид направленности личности.

Так, в исследованиях Л. В. Зубовой, А. В. Иващенко, М. Н. Григорьевой, О. А. Щербининой, Ю. А. Клейберг на основании содержательных характеристик ценностных ориентаций в структуре направленности, выделены социальная и асоциальная направленности личности. В частности, ими указывается, что в основе проявлений социальной направленности личности лежит достаточно высокий уровень освоения ценностей и норм общества. Асоциальная направленность связана с их отрицанием и подменой, с доминированием материальных ценностей, что ведёт к поведению, не соответствующему общественным нормам (бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизму, токсикомании) [6. с.29, 8. с.127].

Между тем в научном обороте наравне с термином асоциальная направленность используются синонимичные (рядоположные) термины, как то: антиобщественная (К. Е. Игошев, С. А. Беличева, Д. И. Фельдштейн, Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков, Г. М. Миньковский), антисоциальная (Е. В. Змановская, Е. П. Ильин, В.В Лунев, Г. Г. Шиханцов), криминальная (И. П. Башкатов, А. Г. Ковалёв), криминогенная (Ю. М. Антонян, А. М. Столяренко, Г. А. Аванесов, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов, С. А. Беличева, Л. Р. Аптикиева), противоправная (А. И. Долгова, Ф. Н. Кузнецова), антинаправленность (Г. В. Суходольский).

Л. И. Божович использовала понятия социальной или общественной направленности и общественно — отрицательной для характеристики отношения личности к окружающим людям в форме активного стремления к обществу и подчинения своих интересов интересам коллектива [3. с. 30–43].

С. А. Беличева, исходя из представлений о характере деятельности, характере отклонений в поведении, наравне с понятием асоциальной направленности использует термины антиобщественная, криминогенная, противоправная направленность личности, для обозначения результата аккумулирования личности в себе определённых негативных влияний, испытываемых ею в процессе социализации [2. с. 61]. Ещё раз подчеркнём, что данные термины используются ею как синонимические.

К. Е. Игошев использует понятие антиобщественная направленность личности для обозначения противоречащего нормам нравственности доминирующего отношения к социальным ценностям [7].

Е. В. Змановская на основании содержания доминирующих побуждений личности (ценностей, потребностей, убеждений, личностных смыслов), ориентирующих её на анормативную активность выделяет антисоциальную направленность личности [5. с. 181].

А. М. Столяренко обосновывает употребление термина криминогенная направленность для обозначения деформации ценностно-мотивационной сферы личности [11. с. 494].

И. П. Башкатов для характеристики личности, использующей ради удовлетворения своих потребностей, интересов и склонностей противоправные способы, вводит термин «асоциально — криминальная направленность личности» [1. с.106].

Таким образом, мы видим, что выработанные термины, которыми оперируют ученые, близки, как грамматически, так и по смыслу. Однако в ряде работ они могут быть использованы для обозначения степени деформации ценностно-мотивационной сферы и меры опасности личности для общества.

Так, М. И. Еникеев выделяет асоциальную и антисоциальную направленность. В первом случае деформация системы жизненных отношений и мотивационно — ценностная ориентация не столь выражены, чтобы привести к стойким правонарушениям, однако они уже не являются случайными для личности. Во втором случае направленность личности обслуживает устойчиво сформировавшееся антиобщественное поведение. Сходную точку зрения мы обнаруживаем в работах И. П. Башкатова, согласно которому, личность, обладающая асоциальной направленностью, проявляет себя посредством бродяжнического, паразитического образа жизни, отсутствия желания учиться и работать, злоупотреблений спиртными напитками, нарушений дисциплины и общественного порядка. Соответственно более серьёзные нарушения, предполагающие большую степень деформации внутренней системы регуляции, будут соответствовать уже иной — криминальной направленности личности [1. с.106].

В. В. Сорочан, основываясь на внешне регистрируемом поведенческом критерии и мере социальной опасности, вводит градацию направленности асоциальной личности на следующие её виды: аморальная, асоциальная, антисоциальная, преступная (общественно опасная). Согласно автору, личность, обладающая аморальной направленностью, совершает поступки, нарушающие моральные нормы общества, но не предполагающие уголовной ответственности. Поведение личности асоциальной направленности не совпадает с интересами общества, но не причиняет существенного вреда (например, проституция, попрошайничество, мелкая спекуляция). Лица, обладающие антисоциальной направленностью, совершают более серьёзные проступки (кражи, хулиганские действия, злоупотребление алкогольными напитками), приносящие вред, однако не представляющие опасности главным условиям общественного бытия. И наконец, личность с преступной (общественно опасной) направленностью проявляет себя в деятельности, угрожающей условиям общественного бытия (убийства, членовредительство, государственные и военные преступления) [12. с.41–42].

Таким образом, в научной литературе термины, употребляемые для описания направленности асоциальной личности (асоциальная, антисоциальная, антиобщественная, криминальная, преступная направленность), могут быть использованы как синонимы, а могут представлять собой отдельные понятия, предполагающие различную степень деформации ценностно-мотивационной сферы и наличие поведенческих отклонений (начиная от лёгкой степени асоциальности, заканчивая преступными формами). Отметим, что второй подход чаще встречается в криминологической литературе и литературе, посвященной изучению психологии преступной личности.

Учитывая вышесказанное отметим, что в большинстве определений понятие асоциальной направленности используется для обозначения ценностно-мотивационного образования личности, доминирующие мотивы которой имеют антиобщественный характер и определяют соответствующую систему отношений личности к себе, другим, труду и обществу в целом.

Содержательно асоциальная направленность характеризуется теми составляющими компонентами, которые занимают доминирующее положение в её структуре, обуславливая асоциальный характер поведения.

Согласно В. Н. Кудрявцеву асоциальную направленность характеризуют доминирующие побуждения, содержание которых антиобщественно и негативно. В данном качестве он рассматривает потребности, интересы, ценностные ориентации. А. М. Столяренко в качестве доминирующих побуждений рассматривает мотивы: 1) порождённые гипертрофированными аморальными влечениями (алкоголизм, наркомания, влечение к дракам); 2) порождённые гипертрофированными потребностями, уровень которых завышен и не соответствует индивидуальным или социальным возможностям обеспечения их правомерного удовлетворения; 3) обусловленные нуждой в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний; 4) обусловленные приобщением к группе асоциальной направленности и приобретением авторитета среди лиц, совершающих преступления; 6) вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой значения внешних условий [11].

В целом, анализ содержательных характеристик компонентов асоциальной направленности, обнаруживает сдвиг от общественно значимых интересов к личностным, от культурных и духовных потребностей к витальным и материальным, от должного поведения к потребительскому.

Теперь перейдём к обсуждению вопроса о классификации асоциальной направленности. В настоящее время существует несколько подходов к выделению видов асоциальной направленности:

  1. по внутреннему критерию с точки зрения степени деформации ценностно-мотивационной сферы, проявляющейся в отношениях субъектов к обществу, к другим людям, к труду (выделяются преступная, отрицательная (антиобщественная), неустойчивая, положительная направленность и т. д.);

  2. по внешнему критерию, основываясь на внешне регистрируемых особенностях поведения и типе правонарушений (выделяются корыстная, корыстно-насильственная, насильственная (агрессивная), социально-пассивная и др.).

Первый из обозначенных подходов представлен в работах Д. И. Фельдштейна и Г. М. Миньковского. Авторы на основе описания и характеристики потребностей и интересов, идеалов, установок, убеждений, целей и средств их достижения у подростков, совершивших преступления, выделяют виды асоциальной направленности, с соответствующей степенью деформации ценностно-мотивационной сферы 2, 13.

Так, Г. М. Миньковский выделяет четыре вида направленности подростков, совершивших преступления, три из которых являются разновидностями асоциальной направленности. Ниже приведём описания подростков, обладающих только тем или иным видом асоциальной направленности.

Подростки с преступной направленностью характеризуются наличием преступной установки, доминированием примитивных низменных потребностей, склонностью к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору, проявлением жестокости. Подростки с отрицательной (антиобщественной) направленностью личности отличаются привычкой к бесцельному времяпрепровождению и склонностью к выпивкам. Личность с неустойчивой направленностью обладает как положительными, так и отрицательными свойствами, которые конкурируют друг с другом [2. с.59].

Д. И. Фельдштейн, изучив потребности, интересы, стремления, общественную активность подростков, совершивших правонарушения, выделил пять видов направленности, четыре из которых являются разновидностями асоциальной и характеристика которых приведена ниже.

Первый вид направленности характеризуется устойчивым комплексом общественно — отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей, системой откровенно антиобщественных взглядов (убеждений), доминированием мотивов личного благополучия (эгоизм), при отсутствии интереса к труду, другим людям и их переживаниям, наличием стремления к потребительскому времяпрепровождению, доминированием мотивов иждивенчества и стяжательства.

Второй вид направленности характеризуется наличием деформированных потребностей, низменных устремлений, в числе которых стремление подражать лицам, обладающим устойчивым комплексом аморальных потребностей и антиобщественных убеждений. Внешне данный вид направленности проявляется в совершении ситуативных правонарушений, в результате спонтанно возникшего мотива.

Характеристика третьего вида направленности по своему содержанию противоречива, поскольку здесь присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, интересами, взглядами, убеждениями, ценностями. Но при этом выявляется наличие эгоистических устремлений к получению удовольствия. Имеющиеся правильные нравственные взгляды у подростков, обладающих данным видом направленности, так и не стали убеждениями. Четвёртый вид направленности характеризуется наличием слабо деформированных потребностей [2. с.268–270].

Второй подход классификации видов асоциальной направленности представлен в работах В. В. Лунеева, К. Е. Игошева, А. И. Долговой, С. А. Беличевой, В. Н. Кудрявцева, М. И. Еникеева. Авторы выделяют виды асоциальной направленности на основе характера правонарушений совершаемых личностью.

Согласно исследованиям В. В. Лунеева, подросткам 14–16 лет присущи два вида асоциальной направленности (в терминологии автора криминальной направленности): корыстная и насильственно-эгоистическая. Подростков, обладающих данными видами направленности, объединяет наличие мотивов: желания развлечься, показать силу, утвердить себя в глазах сверстников, отомстить, выместить зло, получить материальные блага [10].

М. И. Еникеев выделяет следующие виды направленности лиц, совершивших преступления: антисоциальная корыстная направленность, антисоциальная корыстно-насильственная направленность, антигуманная агрессивная направленность.

Таблица 1

Классификации видов асоциальной направленности личности

Автор подхода

Критерий классификации

Виды асоциальной направленности

Характеристика подростков

С. А. Беличева

тип отклоняющегося поведения как внешнее проявление направленности личности

корыстная направленность личности

у подростков доминирует стремление получать материальную, денежную и имущественную выгоду

агрессивная направленность личности

у подростков доминирующие стремления ориентированы против личности

социально-пассивная направленность

у подростков доминирует стремление избежать активной общественной жизни, избежать необходимости решать личные и социальные проблемы, стремление уклониться от гражданских обязанностей и долга

А.И. Долгова, В.В. Лунев

тип правонарушающего поведения

корыстная направленность

подростков отличает дефектность, как самих ценностных ориентаций, так и их иерархии, наличие желания развлечься, утвердить себя в глазах сверстников, получить материальные блага

насильственная (по А. И. Долговой), насильственно-эгоистичная (по В. В. Лунееву)

подростков отличает сильное стремление к самоутверждению, проявлению себя без всяких к тому ограничений; эгоизм, жестокость, неумение и нежелание понимать страдания другого; признание культа физической силы

В.Н. Кудрявцев, М.И. Еникеев

содержание направленности личности и тип правонарушающего поведения

корыстная направленность (В. Н. Кудрявцев)/ антисоциальная корыстная направленность (М. И. Еникеев)

доминирующее положение занимают мотивы стяжательства и накопительства, а в сфере интересов превалируют личные, эгоистические, проявляющиеся в стремлении урвать от общества побольше и дать ему поменьше

насильственная направленность (В. Н. Кудрявцев)/ антигуманная агрессивная направленность (М. И. Еникеев)

характеризуется наличием установки на допустимость жестокого обращения с другими людьми, ради реализации эгоистических интересов, что проявляется в пренебрежительном отношении к жизни, здоровью и личному достоинству других людей

корыстно-насильственная (В. Н. Кудрявцев)/ антисоциальная корыстно-насильственная направленность (М. И. Еникеев)

характеризуется наличием мотивов стяжательства и накопительства и установки на допустимость жестокого обращения с другими людьми, ради реализации эгоистических интересов


К. Е. Игошев выделяет три категории правонарушителей: с корыстной направленностью (которых характеризует «жадность, корысть»), с насильственной (для которых характерно «неумение контролировать свои поступки», «привычка к алкоголю») и насильственно-корыстной направленностью [7].

А. И. Долгова выделила два вида асоциальной направленности: насильственную и корыстную. Ею также дана характеристика подростков, обладающих данными видами направленности. Так, личность подростка с насильственной направленностью отличает сильное стремление к самоутверждению, проявлению себя без всяких к тому ограничений; эгоизм, жестокость, неумение и нежелание понимать страдания другого; признание культа физической силы. Личность подростка с корыстной направленностью отличает дефектность, как самих ценностных ориентаций, так и их иерархии [4. с.121].

К данному подходу также относится классификация С. А. Беличевой, выделившей доминирующие ориентации (корыстную, агрессивную, социально-пассивную), лежащие в основе соответствующего типа отклоняющегося поведения и содержательно отражающие направленность личности [2. с. 112].

У подростков корыстной направленности доминирует стремление получать материальную, денежную и имущественную выгоду. Внешне корыстная направленность может проявляться в таких правонарушениях как хищения, кражи, спекуляция. Данные правонарушения могут представлять собой как уголовно наказуемые действия, так и аморальное поведение.

У подростков агрессивной направленности доминирующие стремления ориентированы против личности. Внешне агрессивная направленность проявляться в таких правонарушениях как: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилования и убийства.

Подростки с направленностью социально-пассивного вида уклоняются от работы, учебы, что проявляется в систематических пропусках занятий, бродяжничестве, употреблении алкоголя и наркотиков. Доминирующим стремлением в структуре их направленности является стремление избежать активной общественной жизни, необходимости решать как личные, так и социальные проблемы, стремление уклониться от гражданских обязанностей и долга [2. с. 26–27].

В. Н. Кудрявцев в своих работах описывает личность с асоциальной направленностью (антисоциальной направленностью, антиобщественной ориентацией в терминологии автора) и на основании как внешнего поведенческого критерия, так и внутреннего критерия, отражающего содержание ценностно-мотивационной сферы выделяет корыстную направленность, корыстно-насильственную и насильственную.

Согласно автору, у личности корыстной направленности доминирующее положение занимают мотивы стяжательства (проявляется в стремлении к накоплению денег, ценностей, приобретению дорогих вещей) и накопительства (проявляется в стремлении накапливать материальные ценности, переводить их в деньги), а в сфере интересов превалируют личные, эгоистические интересы, проявляющиеся в стремлении урвать от общества побольше и дать ему поменьше. Личность насильственной направленности характеризуется наличием установки на допустимость жестокого обращения с другими людьми, ради реализации эгоистических интересов. Личность корыстно-насильственной направленности соединяет в себе характеристики, присущие лицам с корыстной и насильственной направленностью.

Таким образом, большинство классификаций асоциальной направленности личности используют два основных критерия внешний — поведенческий и внутренний — содержательный.

Изложенные в статье факты, позволяют сделать следующие выводы.

  1. Асоциальная направленность в настоящее время рассматривается учеными как ценностно-мотивационное образование, доминирующие мотивы которого имеют антиобщественный характер и определяют соответствующую систему отношений личности к себе, другим, к труду и обществу в целом.

  2. Как научное понятие асоциальная направленность имеет множество рядоположных терминов (асоциальная, антисоциальная, антиобщественная, криминальная, преступная направленность), которые могут быть использованы как синонимы, а могут представлять собой отдельные понятия, предполагающие различную степень деформации ценностно-мотивационной сферы и наличие поведенческих отклонений.

  3. Большинство классификаций асоциальной направленности используют два основных критерия внешний — поведенческий и внутренний — содержательный. Согласно первому критерию, на основании внешне регистрируемых особенностей поведения и типа правонарушений выделяют корыстную, корыстно-насильственную, насильственную (агрессивную), социально-пассивную и др. виды направленности. Согласно второму критерию, на основании степени деформации ценностно-мотивационной сферы, проявляющейся в отношениях субъектов к обществу, к другим людям, к труду выделяют преступную, отрицательную (антиобщественную), неустойчивую и др. виды асоциальной направленности личности.


Литература:

  1. Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 416 с. (Серия «Библиотека психолога»).

  2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакионно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,1994.

  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

  4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. — М.: «Юридическая литература», 1981. — 160 с.

  5. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 288 с.

  6. Зубова Л. В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности.- Монография. — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002.

  7. Игошев К. Е. Психология преступных проявлений среди молодёжи. — М.: Высшая школа МВД СССР, 1971.- 172 с.

  8. Клейберг Ю. А., Пискарев Д. П., Сиротюк А. Л. Социально-психологические проблемы девиантного подростка: Монография.- Страсбург, Москва, 2003.- 148 с.

  9. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова. — М.: Юристъ, 1997. — 512 с.

  10. Лунеев В. В. Преступность 20 века: Мировой криминологический анализ.- М.: Наука, 1997. — 120 с.

  11. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с.

  12. Сорочан В. В. Юридическая психология. Издательство: «МИЭМП», 2010, 105 с.

  13. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 432 с. (Серия «Библиотека психолога»).

Основные термины (генерируются автоматически): асоциальная направленность, вид направленности, ценностно-мотивационная сфера, корыстная направленность, асоциальная направленность личности, подросток, стремление, интерес, личность, насильственная направленность.


Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

− Социальная опосредованность учебной деятельности предполагает: направленность потребности учащихся на достижение социально одобряемого результата — мотив

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении.

Причины антиобщественного поведения молодежных групп...

Изучения личности типичного члена неформального молодежного объединения экстремистской направленности также не является исключением.

Наиболее устойчивые отношения образуют систему ценностных ориентаций (оснований дифференцированной оценки действительности...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность [6].

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних...

Усиливаются негативные девиации — насильственная и корыстная преступность, подростковая делинквентность, аморальность.

Основы формирования ценностных ориентаций личности.

Профессиональная направленность: сущность и структура

Необходимость учёта профессиональной направленности личности в процессе общественного производства возникла не сегодня, поскольку ещё в период раннего антропогенеза, когда древний человек стал жить общиной...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Потребности ребенка направляются на саморазвитие, творческую деятельность игровой направленности

Ведущим направлением развития личности становится рефлексивная деятельность по формированию своей индивидуальности как основы саморазвития.

Делинквентное поведение молодежи как...

Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25–30 %). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном

Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.

Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

− Социальная опосредованность учебной деятельности предполагает: направленность потребности учащихся на достижение социально одобряемого результата — мотив

Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении.

Причины антиобщественного поведения молодежных групп...

Изучения личности типичного члена неформального молодежного объединения экстремистской направленности также не является исключением.

Наиболее устойчивые отношения образуют систему ценностных ориентаций (оснований дифференцированной оценки действительности...

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации...

В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность [6].

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних...

Усиливаются негативные девиации — насильственная и корыстная преступность, подростковая делинквентность, аморальность.

Основы формирования ценностных ориентаций личности.

Профессиональная направленность: сущность и структура

Необходимость учёта профессиональной направленности личности в процессе общественного производства возникла не сегодня, поскольку ещё в период раннего антропогенеза, когда древний человек стал жить общиной...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Потребности ребенка направляются на саморазвитие, творческую деятельность игровой направленности

Ведущим направлением развития личности становится рефлексивная деятельность по формированию своей индивидуальности как основы саморазвития.

Делинквентное поведение молодежи как...

Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25–30 %). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности...

Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном

Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.

Задать вопрос